Что такое негативное пространство в дизайне логотипов
Вячеслав Кутовой, руководитель Webline Production, рассказал блогу Нетологии о том, как в дизайне логотипов используют приемы с негативным пространством.
Негативное или отрицательное пространство (negative space) — свободное пространство, образующееся между, внутри или вокруг элементов. Это популярный художественный прием, который используют графические дизайнеры. Его суть — в эффективном использовании места внутри или снаружи основного содержимого. Благодаря такому приему можно составить совершенно новое изображение из разных по содержанию форм — контрформу.
Ежедневно мы сталкиваемся с различными логотипами, иллюстрациями,
постерами и другими графическими элементами. Основная задача дизайнера — создать привлекательный и запоминающийся продукт.
Работая с негативным пространством, дизайнер начинает понимать, что пространство, окружающее предмет, — такой же важный компонент, как и сам предмет, и именно оно создаёт новые формы.
С помощью отрицательного пространства можно разработать логотип, который будет выделяться на фоне конкурентов и акцентировать на себе внимание.
Программа обучения: «Профессия fullstack-дизайнер»
Примеры использования негативного пространства в логотипах
FedEx
Один из самых известных примеров использования негативного пространства в логотипе. Дизайнер Линдон Лидер, мастерски используя два шрифта — Universe 67 и Futura Bold, сумел из пустоты между буквами E и x, создать стрелку, направленную вправо. Она символизирует движение компании вперед.
Pittsburgh Zoo
В логотипе Питтсбургского зоопарка дизайнеры совместили две основные композиции — дерево с птицами и силуэты гориллы и львицы. При беглом просмотре логотипа мы фокусируем свой взгляд на дереве. Но если обратить внимание на негативное пространство по краям, сразу же замечаем новые элементы.
NBC
Логотип телекомпании NBC, разработанный в 1986 году, — это белый павлин с шестью цветными перьями, которые символизируют подразделения NBC. Павлин смотрит вправо, что также часто ассоциируется с движением вперед.
Одним из первых негативное пространство в своих работах стал использовать Чарли Гослин — американский художник-оформитель и профессор в институте Пратта. Среди его клиентов были IBM, сеть консалтинговых компаний Price Waterhouse и издательство Harper&Row.
Гослин получил признание от Сообщества Иллюстраторов, Американского института графического искусства и Клуба Арт-директоров в Нью-Йорке. Его логотипы были опубликованы во многих журналах, таких как Graphis, Idea, Print, California Art Direction, Step-by-Step и Dictionary of Graphic Images.
Несмотря на то что Чарли Гослин умер в 2007 году, многие современные дизайнеры вдохновляются его работами и сегодня. Ниже несколько логотипов, в которых художник мастерски использовал отрицательное пространство.
Примеры логотипов Чарли Гослина
Как разработать логотип, используя негативное пространство
Несколько рекомендаций дизайнерам, желающим освоить этот приём. Это не универсальный свод правил и не пошаговое руководство, а только список подсказок и советов, которые помогут найти новые идеи в отрицательном пространстве фигур.
Найдите негативное пространство в формах
Формы — лучшие друзья дизайнеров. Как только вы найдете необходимую форму, будет гораздо проще сопоставить её с реальным предметом из жизни. Необходимо найти и извлечь конкретную форму в негативном пространстве, а далее придумать или подобрать графический элемент, который лучше всего будет вписываться в концепцию.
Дизайнер заметил пространство в форме треугольников внутри буквы N и дорисовал из него карандаш, совместив два разных элемента
Используйте наложение изображений
Перекрывающиеся объекты — это отличная возможность внедрить негативное пространство в логотип. Попробуйте наложить два изображения друг на друга. Одна из полученных форм — это отрицательное пространство, другая — положительное. В примере ниже дизайнер использовал изображение наездника в качестве негативного пространства, накладывая его на фото лошади — позитивное пространство.
Источник: Pinterest.com
Важно окружать негативное пространство положительным с нескольких сторон. В таком случае можно увидеть форму, которую создал дизайнер. В примере выше мы замечаем форму наездника, благодаря головному убору.
Способ работает не только с изображениями, но и со шрифтовыми логотипами.
Источник: Pinterest.com
Здесь дизайнер наложил изображение лодки на букву A. При этом восприятие текста в логотипе не усложнилось. Благодаря тщательному подбору иллюстрации, получилось достичь эффекта перекрытия без потери основного смысла композиции.
Экспериментируйте с тенями
Чтобы создать негативное пространство с помощью теней, представьте в уме любой объект в 3D перед источником света. После этого сопоставьте стороны объекта в соответствии с негативным и позитивным пространством. К примеру, освещенная часть объекта — позитивное пространство, а затемненная — отрицательное.
Источник: Pinterest.com
Используйте знакомые формы
Чтобы понять, как работает негативное пространство, попробуйте использовать привычные формы. Например, мы знаем, как выглядят животные, поэтому при проектировании логотипа можно без проблем определить границы форм.
Голова у животного реализована с помощью негативного пространства, а туловище, глаза и нос — с помощью позитивного
В этом примере на пингвина накладывается изображение пингвинёнка в качестве позитивного пространства
Похожего эффекта достигли и здесь, совместив два изображения животных
Читать ещё:»7 способов улучшить дизайн сайта»
Экспериментируйте!
Благодаря негативному пространству разные по смыслу и содержанию компоненты можно объединить в новый элемент графического дизайна. Научившись использовать негативное пространство, вы получите необычный инструмент, при помощи которого сможете находить свежие идеи для своих работ.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология