Объектив Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED: безальтернативный телевик

В нашем ретроспективном тестировании оптики Nikon пришла пора исследовать возможности Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED. Это портретный телевик, которому нет аналогов в арсеналах других фотосистем.

Герой нашего сегодняшнего обзора увидел свет относительно недавно. Его появления с нетерпением ждали поклонники системы, питаясь слухами и недомолвками, и даже теперь, спустя почти 2 года после анонса, интерес к этому инструменту жив и горяч. Приступим к испытанию Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED, начав с его спецификаций.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED
Байонет Nikon F
Фокусное расстояние 105 мм
Эквивалент фокусного расстояния для формата DX 158 мм
Максимальное значение диафрагмы F1,4
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 14 элементов в 9 группах, включая 3 линзы из стекла ED и элементы с покрытием Nano Crystal Coat и флюоридным покрытием
Минимальная дистанция фокусировки 1 м
Угол обзора 23°
Максимальное увеличение 0,13×
Диаметр светофильтров ∅82 мм
Привод автофокусировки бесшумный ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor)
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅94,5/106 мм
Вес 985 г

Из характеристик нас более всего привлекает, конечно же, сверхвысокая светосила. Другие производители не предлагают телевиков с фокусным расстоянием 105 мм и максимальным раскрытием f/1,4, так что нашему герою в буквальном смысле нет альтернатив.

Диафрагма представлена девятью лепестками со скругленными ламелями. Такая конструкция должна способствовать формированию приятной структуры размытия заднего плана (бокэ).

Относительным недостатком объектива можно считать очень значительную минимальную дистанцию фокусировки (1 м) — это может затруднять съемку крупных планов.

Конструкция

Объектив изготовлен добротно и не вызывает сомнений в своей прочности и надежности. Впрочем, это характерно для всех представителей профессиональной линейки Nikon, которые характеризуются наличием золотого кольца на оправе передней линзы.

Помимо широкого кольца ручной наводки на резкость объектив оснащен еще только одним органом управления — механическим переключателем, который дает возможность оперативно сменить автофокусировку с перехватом доводки вручную (M/A) на полностью ручной режим (M).
Шкала расстояний двойная: белая градуирована в метрах, желтая — в футах. Правда, она очень короткая и из-за этого дает возможность оценить глубину резкости только при F16, то есть максимальном диафрагмировании.
Несмотря на размеры и вес, объектив неплохо гармонирует с камерой и не рождает неприятных ощущений. Если не устраивает баланс такой связки, можно установить на камеру ручку с батарейным блоком.
Байонетное кольцо из отшлифованного металла снабжено дополнительным уплотняющим кольцом, благодаря которому исключается проникновение внутрь пыли и влаги (при установке на соответствующие камеры Nikon).
Оптическая схема состоит из 14 линз, объединенных в 9 групп. Три элемента изготавливаются из стекла с особо низкой дисперсией (желтые на схеме), что позволяет более эффективно бороться с хроматическими аберрациями. В конструкции использовано «фирменное» нанокристаллическое покрытие (Nano Crystal Coat), состоящее из частиц, размеры которых меньше длины полуволны света видимого спектра. Они препятствуют образованию вторичных (паразитных) отражений с поверхностей линз и устраняют блики. Поверхности первого и последнего элементов, контактирующие с окружающей средой, имеют флюоридное олеофобное покрытие, облегчающее очистку от отпечатков пальцев и пр.
Производитель публикует графики MTF (частотно-контрастной характеристики) объектива. Красным представлены кривые с разрешением 10 линий/мм, синим — 30 линий/мм. Сплошные линии — для сагиттальных структур (S), пунктирные — для меридиональных (M).
Напомним, что в идеале кривые должны стремиться наверх, быть максимально пологими и содержать минимум изгибов.
В целом, MTF выглядят многообещающе. Во всяком случае, таких кривых у других портретных объективов нам видеть не приводилось (кроме, пожалуй, среднеформатных).

Перейдем к исследованию Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED в нашей лаборатории.

Лабораторные испытания

Разрешающая способность объектива находится на весьма высоком уровне и достаточно стабильна во всем диапазоне диафрагмирования. При F5,6–F10 разрешение достигает максимального значения в 83%, а при раскрытии от максимального до F2,8 оно держится примерно на уровне 79%, причем как в центре, так и на краю кадра.

Хроматические аберрации практически отсутствуют. При полном раскрытии в некоторых углах наблюдается сильное рассеивание, которое исчезает уже на средних значениях диафрагмы. На снимках можно заметить небольшую подушкообразную дисторсию.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Фотографирование в реальных условиях мы производили с камерой Nikon D810. Перед началом работы устанавливали наиболее часто востребованные режимы и параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля объектива для коррекции виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций. Полученные изображения преобразовывали в 8-битные JPEG-файлы с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.

Общие впечатления

Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED тяжеловат и крупноват, отличается большим диаметром передней линзы, но со всем этим вполне можно мириться, особенно при учете достоинств этого объектива.

Скорость автофокусировки явно не рекордная, но зато ошибок возникает меньше, чем при использовании близких по светосиле и фокусному расстоянию конкурирующих моделей других систем. К тому же причина этому объективная: за меньшее время приводу не удается сдвинуть и правильно позиционировать фокусировочную группу линз с очень значительной массой.

Студийный портрет

При работе в студии мы использовали от двух до четырех импульсных источников света, экспериментируя с их расположением по отношению к лицу модели и фонам и регулируя мощность импульса вручную. При этом руководствовались показаниями флешметра Sekonic Litemaster Pro L-478D. Во всех случаях по старой привычке использовали ISO 100 и выдержку 1/125 с, хотя можно было бы укоротить ее посильнее, поскольку длительность импульса у источников составляла 1/2000 с.

Первый вариант. Два импульсных софтбокса (сверху-слева и справа). Объектив на максимальном раскрытии (F1,4).

Заметно, что на открытой диафрагме Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED мягковат. При этом рисунок весьма приятен, и если не гоняться за резкостью, то и в подобном случае можно достичь желаемого.

Затем мы установили наш любимый черный фон, изменили расположение софтбоксов и добавили третий источник с сотовым фильтром почти посередине оптической оси. Диафрагму прикрыли до F2,8.

Что ж, полученный результат удовлетворил нас в куда большей степени. Правда, сотовый фильтр создал на лице избыточный контраст, подчеркнул поры на коже и заложил тени и ненужные блики.

Мы пригласили третью модель, вновь изменили конфигурацию осветителей, оставив два боковых, надев софтбокс на передне-центральный и поместив еще один, четвертый, позади модели. Сделали два снимка (см. ниже) при F2,8: с двумя боковыми источниками (слева) и со всеми четырьмя источниками (справа).

Пожалуй, последнее фото (справа) можно считать наиболее отвечающим нашему первоначальному замыслу.

Вот еще две студийных фотографии, сделанных по нашей просьбе профессионалом Петром Покровским.

Nikon D850; F8; 1/200 c; ISO 100 Nikon D850; F1,4; 1/160 c; ISO 160

Эти портреты, на наш взгляд, удачно иллюстрируют особый «характер» нашего подопечного.

Впрочем, обзор посвящен не специфике студийной работы, а изучению свойств портретного объектива Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED. В этом плане следует заметить, что, согласно нашему мнению, его предпочтительно диафрагмировать до F2,8 и даже сильнее, для того чтобы обеспечить достаточную резкость в сюжетном центре изображения (не говоря уже об обеспечении адекватной глубины резкости, которая может потребовать F4–F5,6).

Посмотрим, как ведет себя наш герой в условиях, когда нельзя воспользоваться дополнительным светом и приходится открывать диафрагму вплоть до максимума.

Складывается впечатление, что при съемке неживых объектов можно получить вполне годные результаты даже при фотографировании на максимальном раскрытии (первые два кадра). А уж при F1,8 — и подавно, несмотря на то, что хочется все-таки увеличить глубину резкости (третий снимок).

Что же касается фотографирования людей, пусть и со всеми «извиняющими обстоятельствами», характерными для репортажа, то здесь ситуация не столь радужная. Все-таки идеально сфокусироваться автоматика не может, и мы видим нерезкость в значащих зонах, вызванную «непопаданием» в цель (последняя пара фото).

Поэтому в репортаже, который мы снимали на показах верхней одежды и нижнего белья, было решено использовать диафрагмирование до F2,2-F2,8.

F2,2; 1/200 с; ISO 100 F2,8; 1/160 с; ISO 100
F2,8; 1/125 с; ISO 180 F2,8; 1/125 с; ISO 220

На крупных планах диафрагмирование на 1,5–2 ступени позволяет практически исключить брак и значительно увеличить «выход годных» снимков, так как заметно возрастает точность автофокусировки.

Теперь примемся за исследование свойств Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED при разных значениях диафрагмы.

Резкость в центре кадра высока уже при максимальном раскрытии, но при диафрагмировании на одну ступень (до F2) становится заметно лучше. Она достигает максимума при F5,6—F8, далее понемногу снижается и при F16 в значительной мере утрачивается из-за дифракции.

Полутоновые переходы переданы отлично. Контраст картинки высокий, детали воспроизведены как в ярких, так и в темных областях. Степень размытия фона в выбранном сюжете не достигает желаемых степеней даже при максимальном раскрытии. Для его оценки обратимся к другой серии.

Размытие фона (бокэ)

Автоматическую фокусировку производили по «линии терминатора» (границе света и тени) на покрытом снегом гранитном шаре, заполняющем передний план. Съемка с рук, без штатива.

В целом, сила размытия довольно существенная и по структуре удачная. На максимальном раскрытии заметно, что пятна от световых бликов приобретают форму чечевиц, причем это выражено тем сильнее, чем дальше от центра кадра и ближе к его краю располагается пятно. При F2 бокэ становится весьма приятным, а далее (по мере диафрагмирования) быстро уменьшается по степени выраженности. Уже при F8 оно практически перестает выполнять свою задачу, то есть эффективно отделять объект, находящийся в зоне резкости, от фона. При F16 резкость заметно падает из-за пагубного влияния дифракции.

Приведем серию репортажных фотографий с показа мод. Съемка с рук при значительном раскрытии.

F1,8; 1/125 c; ISO 140 F1,8; 1/125 c; ISO 64
F1,8; 1/125 c; ISO 64 F1,8; 1/125 c; ISO 140

Как видите, раскрытие F1,8 не в состоянии гарантировать беспроблемную съемку: автоматической фокусировке нелегко обеспечить надлежащий результат своей работы в условиях очень малой глубины резкости. Впрочем, не будем капризничать: достигнутое нечасто удается конкурентам даже с меньшей величиной фокусного расстояния.

По мотивам полученных нами результатов заключим, что Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED — один из интереснейших оптических инструментов. Его способности широки и многообразны, а возможности выявить их на практике зависят от множества различных причин. При сильном диафрагмировании все объективы демонстрируют одинаковую или почти одинаковую картинку. А вот на полном раскрытии, особенно если оно составляет F1,4 при фокусном расстоянии 105 мм, возможности оптических инструментов сильнее зависят от жанра съемки, умения фотографа и прочих качеств из категории «нечетких множеств», которые трудно очертить с объективной точки зрения, а тем более выразить численно.

Эти и другие снимки можно посмотреть в галерее, где они собраны без подписей и комментариев. Данные Exif доступны при загрузке изображений.

Галерея

Итог

Нам довелось испытать по-настоящему уникальный оптический инструмент. Объективы с таким фокусным расстоянием и с такой светосилой в арсенале других систем не встречаются. Тем замечательнее выглядят его свойства: хорошая резкость начиная с открытой диафрагмы, приятный рисунок размытия фона, достойные способности воспроизведения всего богатства цветов и полутонов при сохранении достаточного контраста, а также неповторимый рисунок. В ходе наших испытаний было выявлено, что объектив работает наилучшим образом в среднем диапазоне диафрагмирования, то есть начиная с F2,8-F4.

Мы убеждены, что, несмотря на относительно высокую цену, значительный вес и габариты, Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED вполне достоин того, чтобы стать одним из любимых инструментов не только профессионала, но и энтузиаста фотографии, равно как и продвинутого фотолюбителя.

Мы рекомендуем Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED не только как инструмент выбора при портретировании, но и как отличный объектив для репортажа.

Авторский альбом Михаила Рыбакова со снимками, сделанными при помощи Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED, можно полистать здесь: ixbt.photo/? id=album:61175.

Купить или посмотреть актуальную цену объектива можно в фирменном магазине Nikon.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор объектива Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED:

Наш видеообзор объектива Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED можно также посмотреть на iXBT.Video

Благодарим компанию Nikon за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру

Полный текст статьи читайте на iXBT