Что показывает Яндекс ИКС и стоит ли использовать его при оценке работы агентства

Не очень понятно. Поэтому мы попросили официальный комментарий у самого Яндекса. Наше первое письмо:

Ура! Собираем вопросы. Получился списище:

Видимо, мы слишком много захотели, потому что после непродолжительной переписки ответ был таким:

Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?».

Ясень не ответил мне, качая головой.

Жаль, но имеют право. Спасибо, что вообще ответили. И что делают ИКС.

Агентства про ИКС

Просим мнение SEO-специалистов из агентств.

2.png

Дмитрий Лебедев, руководитель отдела поискового продвижения, агентство KINETICA

На ИКС влияют:

  • Органический трафик: ощутимо только на сайтах от 15 000 уников в месяц.

  • Брендовый трафик: ощутимо на сайтах любого размера.

  • Репутация в сети (отзывы): влияет, но не сильно.

  • Поведенческие: влияет, но не сильно.

  • UX: слабая корреляция.

  • Техническая часть: слабая корреляция.

Результаты работы агентства можно заметить через 3–4 месяца. Быстро ИКС не уронить.

3.png

Александр Дронов, руководитель группы поискового продвижения, агентство i-Media

ИКС пришёл на смену ТИЦ. С ТИЦ всё было более прозрачно. Наблюдалась явная корреляция между объёмами качественной внешней ссылочной массы и значениям параметра. Чем больше качественных внешних ссылок, тем больше ТИЦ.

ИКС отражает качество сайта с точки зрения технической и внутренней оптимизации. Наверняка учитываются коммерческие и поведенческие факторы, которые стали основополагающими в современном SEO: ассортимент товаров, достаточность посадочных страниц под товарную матрицу сайта, удобство выбора и оформления заказа, развернутость товарных описаний и т.д.

С учетом развития количества факторов ранжирования невозможно выделить явную корреляцию между работами по оптимизации сайта и их отображением в ИКС.

Не стоит зацикливаться на численном значении ИКС, поскольку нет явной зависимости между выполнением работ на сайте и его ростом.

В первую очередь, на ИКС влияет техническая часть (ошибки, вёрстка, аптайм) и поведенческие факторы. Техническая часть — фундамент для SEO. Недооценивать важность технической оптимизации нельзя. Поведенческие факторы стали очень важными аспектами SEO, поэтому, наверняка, их вес серьёзно влияет на ИКС.

4.png

Роман Соловьёв, директор по производству, агентство «Умный Маркетинг»

С точки зрения рейтинга подрядчиков по SEO, можно анализировать два показателя ИКС: суммарный и средний.

  • Суммарный ИКС проектов показывает размер агентства. Больше всего на ИКС влияет размер аудитории сайта. Значит, чем выше ИКС, тем больше трафика на проекте и тем больше ресурсов нужно для его продвижения → больше сотрудников, лучше автоматизированы процессы и так далее.

  • Средний ИКС показывает уровень клиентов на продвижении. Если средний ИКС больше нескольких тысяч, скорее всего, компания работает с крупными проектами и/или узнаваемыми брендами.

Это можно использовать, например, для выбора подрядчика для крупного проекта. Но мы бы не стали оценивать по ИКС качество услуг. Есть несколько исследований: раз, два.

Яндекс никого не обманул, сказав, что ИКС зависит от посещаемости. Четыре первых параметра — это параметры посещаемости сайта… В первую очередь ИКС зависит от посещаемости сайта. Также значимыми параметрами являются внешние сигналы (производная от ссылок).

Авторы обоих склоняются к тому, что по большей части ИКС зависит от трафика. Исследования были проведены в 2018–2019 годах, но их данные актуальны до сих пор. Я с выводами авторов полностью согласен.

Невозможно оценить, насколько SEO повлияло на рост ИКС и были ли выполнены KPI клиента. Значит, важность ИКС в рейтинге можно свести практически до нуля и вместо него использовать выручка, которая отражает размер агентства, но даёт меньше возможностей для накрутки.

5.png

Алексей Губерман, руководитель отдела оптимизаторов, «Ашманов и партнёры»

ИКС отражает трафик на сайт и показатели поведения этого трафика.

Яндекс пишет про ИКС с использованием термина «востребованность», подразумевая не только количественные, но и качественные показатели.

Под количественными показателями мы понимаем органический и прямой трафик, что подводит к влиянию силы бренда на ИКС.

Под качественными показателями мы подразумеваем клики по результатам поиска и поведенческие факторы в выдаче. При этом конкретный список качественных показателей, влияющих на ИКС, нам неизвестен.

Отмечу, что на практике мы почти не смотрим на ИКС. Для роста проектов лучше смотреть на более понятные показатели вроде трафика.

Высокий ИКС говорит о том, что на сайт идёт хороший трафик с высокими качественными метриками. Это в большинстве случаев подразумевает плодотворную работу не только над сайтом, но в оффлайне. На это влияет работы команды маркетинга, производства, специалистов обеспечения клиентского качества и т.п.

6.png

Андрей Комаров, руководитель отдела продвжиения, агентство Webit

ИКС — показатель сравнительный, не абсолютный. Сравнивать нужно сайты определённого типа в определённой сфере.

На ИКС точно влияет объём трафика. Остальное — непонятно.

Корреляция с работой агентства есть, но средняя.

7.png

Константин Богданов, ведущий SEO-специалист, агентство Appfox

ИКС — это показатель качества сайта.

Не можем разделить влияние факторов.

Прямой зависимости с работой агентства нет. И могут быть накрутки.

Крест на ИКС?

Какие выводы можно сделать:

  • Больше всего на ИКС влияет объём трафика. Что ещё — непонятно. Агентства точно не знают, а объяснение Яндекса слишком размытое.

  • Оценить влияние агентства на ИКС невозможно. Если оно разрабатывает или поддерживает сайт, оно, скорее всего, мизерное. Если делает SEO, оно больше, но какое — непонятно.

  • Есть ситуации, когда агентство делает условно десять баннеров для сайта Озона и получает в зачёт рейтинга его огромный ИКС.

Первый вывод подтверждается вот этим исследованием. Дальше цитата:

Анализ произведён на выборке в ~2500 доменов, отобранных по следующим критериям:
  1. У домена определён ИКС
  2. ИКС соответствует этому домену
  3. Общий трафик сайта составляет не менее 10 000 визитов в месяц
  4. Домен присутствовал в ЯК

Получается, что ИКС характеризует сайт, а точнее трафик, и практически ничего не говорит об агентстве.

Хорошенько подумав, мы приняли решение убрать ИКС из формулы расчёта рейтингового балла уже с этого года.

Зато появляется срез по работе с сайтами с высокой посещаемостью

Хорошая новость: ИКС не исчезает совсем.

Почему:

  • У ИКС-а высокая корреляция с трафиком.

С сайтами с большим трафиком нужно уметь работать, если ты пишешь код или делаешь SEO.

Заказчику, у которого большой трафик, явно хочется выбрать себе подрядчика, который умеет с ним работать.

Значит, нужен срез. А для попадания в срез умеющих работать с большим трафиком нужна отсечка. Как её рассчитать?

Сначала мы спросили экспертов из агентств, сайты с какой посещаемостью они бы отнесли к категории «огромная». Если усреднить, получилось 30 тысяч визитов в сутки. Это даёт нам один миллион визитов в месяц. Идём дальше.

Посещаемость мы не знаем, но знаем ИКС. Нужно соотнести его с посещаемостью. Берём данные из уже упомянутого исследования, наши собственные данные и считаем отношение.

Получается, что ИКС относится к посещаемости примерно как 1:200. Значит, первой отсечкой для попадания в срез становится ИКС =>5 000.

Что ещё важно? Неслучайность наличия сайтов с таким ИКС-ом в портфолио. Вводим вторую отсечку: не меньше пяти клиентов за три года и минимум один за последний год.

Наконец, важно, что агентство делало в проекте. Если дизайн, то это, кажется, не зависит от посещаемости. Исключаем часть услуг в каждом рейтинге.

С отсечками закончили. Теперь ещё важная штука.

В этом году мы вводим новое понятие — специализация на решении. В срезе по ИКС-у это специализация на работе с сайтами с высокой посещаемостью.

Специализация считается как произведение доли клиентов и доли выручки из проектов, подходящих рейтингу. И учитывается как коэффициент: у кого доля больше, тот выше.

Срез по работе с посещаемыми сайтами появится в следующих рейтингах: «Веб-студии», «Разработчики сайтов», «Разработка и продвижение сайтов», «Поддержка и развитие сайтов», «SEO» и «Интернет-маркетинг», «Performance», «Контекстная реклама», «Таргетированная реклама» и «Рейтинг диджитал-агентств».

Почему мы делаем только один срез, а не, например, три — до 5 000, от 5 000 до 10 000 и от 10 000? Потому что из разговоров с агентствами мы делаем вывод, что существенной разницы в навыках для работы с сайтами с ИКС >5 000 нет, а кто умеет работать с сайтами с высокой посещаемостью, с низкопосещаемыми как-нибудь справится.

На этом всё. К хейту готовы.

Чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на нас:

Телеграм

ВК

Ссылка на оригинал.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine