Светосильные широкоугольные объективы Viltrox 13mm F1.4 и Viltrox 23mm F1.4 для Fujifilm X: демонстрация технологической силы

Наш очередной обзор оптики китайских производителей посвящен двум объективам Viltrox. Эта торговая марка принадлежит компании Shenzhen Jueying Technology, выпускающей фотопринадлежности с 2007 года. Более того, она занималась контрактным производством объективов Canon RF для беззеркальных камер вплоть до сентября 2022 г., когда это сотрудничество было приостановлено китайской стороной из-за требований японского фотогиганта прекратить производство и реализацию оптики, изготавливаемой Shenzhen Jueying Technology под собственными торговыми марками. Мы рассказываем здесь об этом не для того, чтобы раздуть скандал в мире фотобизнеса, а потому, что сам факт изготовления объективов для Canon свидетельствует о выдающихся достижениях компании из Поднебесной.

В нынешнем материале рассмотрим два интересных объектива, которые благодаря всего двухлетней разнице в возрасте демонстрируют оптимистичный тренд эволюции в китайской фотоиндустрии. Мы не собираемся делать основной акцент на сравнении этих моделей, поскольку перед нами стоят другие задачи, но всё же, учитывая их схожесть по ряду внешних признаков (исключая фокусные расстояния, разумеется), есть очевидный смысл поставить эти изделия друг рядом с другом.

Принятые сокращения

  Viltrox 13mm F1.4 Viltrox 23mm F1.4
Дата анонса 7 января 2022 г. 18 июля 2020 г.
Тип светосильные широкоугольные объективы
Информация производителя viltrox.ru viltrox.ru
Рекомендованная цена, руб. 37 тысяч рублей 25 тысяч рублей

Технические характеристики

Приводим спецификации по данным производителя, размещенным на российском (viltrox.ru) и интернациональном (viltrox.com) веб-сайтах.

 
Наименование Viltrox 13mm F1.4 Viltrox 23mm F1.4
Байонет Fujifilm X
Фокусное расстояние, мм 13 23
Фокусное расстояние в эквиваленте полного кадра, мм 20 35
Максимальное значение диафрагмы F1,4
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема, элементов/групп 14/11 10/9
Минимальная дистанция фокусировки, см 22 30
Угол обзора по диагонали 94 63
Максимальное увеличение 0,1 0,1
Привод автофокусировки шаговый двигатель (STM)
Встроенная оптическая стабилизация нет
Материал корпуса композит
Диаметр резьбы для светофильтров, мм ∅67 ∅52
Размеры (диаметр × длина), мм ∅74×90 ∅65×72
Вес, г 420 260
Розничные предложения

Оба объектива обладают одинаково сверхвысокой светосилой, одинаковыми приводами АФ и диафрагменными механизмами, что свидетельствует о приоритетах инженеров при разработке.

Конструкция

Упаковка Viltrox 13mm F1.4 (слева) и Viltrox 23mm F1.4 (справа)

Наружная упаковка, как говорится, скромная, но со вкусом. На гранях картонных коробок приведена вся значимая информация об объективах, а ненужные маркетинговые призывы и лозунги начисто отсутствуют. У обоих объективов в конструкции корпуса использованы композитные материалы, что, впрочем, не создает ощущения их «пластиковости», по традиции свойственного более дешевой оптике.

13-миллиметровая модель длиннее, толще и заметно тяжелее, что объясняется «повышенным содержанием стекла» в ее составе (14 линз против 10 у 23-миллиметрового объектива).

Фланцы байонетов металлические, безупречно изготовленные. У края колец имеется фирменный конструктивный признак оптики Viltrox — разъемы USB для обновления прошивки встроенной электроники. У более «пожилого» Viltrox 23mm F1.4 коннектор более старой модификации (Mini-USB), а у Viltrox 13mm F1.4 — новомодный USB-C.

Передние линзы существенно меньше по диаметру, чем позволяет толщина объективов, но ведь куда-то нужно было поместить приводы автофокусировки.

Мягкие чехлы для объективов прилагаются в комплекте

В комплекте поставляются мягкие чехлы для хранения и переноски. Особого смысла в них мы никогда не видели, но всё же это лучше, чем ничего.

С камерой Fujifilm X-T4 объективы сбалансированы неплохо, выглядят вполне презентабельно и солидно.

Оптические схемы

Внутреннее устройство объективов отличается весьма сильно, и это скорее всего отражает не только разницу в их фокусных расстояниях, но и разные этапы совершенствования производителем своих технологий оптикостроения.

Viltrox 13mm F1.4 Viltrox 23mm F1.4

Viltrox 13mm устроен сложнее: в его составе 14 стекол в 11 группах, включая 2 асферических элемента (синие), 4 линзы из материала со сверхнизкой дисперсией (оранжевые) и 2 стекла с высоким коэффициентом рефракции. Viltrox 23mm F1.4 увидел свет раньше и устроен попроще: 10 элементов в 9 группах, включая всего две сверхнизкодисперсионные линзы и два высокорефрактивных элемента. Асферики в составе схемы нет. Выявленная разница не только может, но и должна влиять на качество формируемого изображения, и как мы увидим ниже, влияние это закономерное и существенное.

MTF

Приведем графики частотно-контрастной характеристики (ЧКХ), или MTF, по данным производителя. К сожалению, для сравнения они почти непригодны, поскольку использовались разные тестовые мишени. Для эволюционно более старого Viltrox 23mm F1.4 они содержали структуры по 10 и 30 пар линий/мм, как это принято у большинства производителей оптики, а для Viltrox 13mm F1.4 — 15 и 45 линий/мм, как это принято у компании Fujifilm (за что она заслуживает осуждения, поскольку утрачивается пусть и негласный, но все же широко распространенный отраслевой стандарт).

Viltrox 13mm F1.4 Viltrox 23mm F1.4

Черным обозначены кривые для максимального раскрытия, голубым — для F8. Жирными линиями представлены графики для разрешения 15 пар линий/мм, тонкими — для 45 пар линий/мм. Сплошные линии — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных. Нам будет интересно выявить разрешающую способность героев обзора в лабораторных испытаниях.

Конкуренты

Прямого конкурента у Viltrox 13mm F1.4 в арсенале объективов Fujifilm X нет. Однако в далеком 2012 г. японской компанией был начат выпуск 14-миллиметрового объектива Fujinon со светосилой на 2 ступени ниже и ФР на 1 мм больше, чем у упомянутого героя обзора.

 
Наименование Viltrox 13mm F1.4 Fujinon XF 14mm F2.8 R
Информация на сайте производителя viltrox.ru fujifilm-x.com
Дата анонса 7 января 2022 г. 12 сентября 2012 г.
Фокусное расстояние, мм 13 14
Фокусное расстояние в эквиваленте полного кадра, мм 20 21
Максимальное значение диафрагмы F1,4 F2,8
Минимальное значение диафрагмы F16 F22
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные) 7 (скругленные)
Состав, элементов/групп 14/11 10/7
Оптическая схема1
Минимальная дистанция фокусировки, см 22 28
Шкала дистанций нет есть
Шкала глубины резкости нет есть
Угол обзора по диагонали, градусов 63 63
Максимальное увеличение 0,1 0,12
Привод автофокусировки шаговый двигатель микромотор
Ручной перехват автофокусировки нет есть
Встроенная оптическая стабилизация нет нет
Защита от пыли и влаги нет нет
Материал корпуса композит металл
Диаметр резьбы для светофильтров, мм ∅52 ∅62
Размеры
(диаметр × длина), мм
∅65×72 ∅72×63
Вес, г 260 300
Цена в долларах США2 459 600

1 Синим маркирована асферика, оранжевым — элементы из сверхнизкодисперсионного стекла, зеленым — линзы с высоким коэффициентом преломления.
2 Для удобства сравнения приведены цены интернет-магазина B&H Photo&Video.

Модель Fujifilm превосходит Viltrox 13mm F1.4 по качеству изготовления (металл), наличию шкал расстояний и глубины резкости, но оптически попроще, светосила у нее меньше на целых 2 ступени, а привод АФ медленнее (микромотор). Удивляться нечему: между объективами 10-летняя разница. Впрочем, фирменный аналог стоит заметно дороже, и обновлений ему пока не предвидится.

У Viltrox 23mm F1.4 есть два фирменных конкурента с аналогичными ФР и светосилой. Они присутствуют в нашей таблице сравнения.

 
Наименование Viltrox 23mm F1.4 Fujinon XF 23mm F1.4 R Fujinon XF 23mm F1.4 R LM WR
Информация на сайте производителя viltrox.ru fujifilm-x.com fujifilm-x.com
Дата анонса 18 июля 2020 г. 5 сентября 2013 г. 2 сентября 2021 г.
Максимальное значение диафрагмы F1,4 F1,4 F1,4
Минимальное значение диафрагмы F16 F16 F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные) 7 (скругленные) 9 (скругленные)
Состав, элементов/групп 10/9 11/8 15/10
Оптическая схема1
Минимальная дистанция фокусировки, см 30 28 19
Шкала дистанций нет есть нет
Шкала глубины резкости нет есть нет
Угол обзора по диагонали, градусов 63 63 63
Максимальное увеличение 0,1 0,1 0,2
Привод автофокусировки шаговый двигатель микромотор шаговый двигатель
Ручной перехват автофокусировки нет нет нет
Оптическая стабилизация нет нет есть
Защита от пыли и влаги нет нет есть
Материал корпуса композит металл металл
Диаметр резьбы для светофильтров, мм ∅52 ∅62 ∅58
Размеры
(диаметр × длина), мм
∅65×72 ∅72×63 ∅67×78
Вес, г 260 300 375
Цена в долларах США2 299 699 750

1 Синим маркирована асферика, оранжевым — элементы из сверхнизкодисперсионного стекла, зеленым — линзы с высоким коэффициентом преломления.
2 Для удобства сравнения приведены цены интернет-магазина B&H Photo&Video.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что оба фирменных объектива выглядят в таблице более солидными, чем аналог Viltrox. Причем тот, который имеет в своем названии буквенные индексы LM (linear motor) и WR (weather resistance) — это вообще шедевр оптикостроения. Единственное ценное качество героя нашего обзора по сравнению с конкурентами — это его цена (более чем в 2 и в 2,5 раза ниже, чем у старого и нового Fujinon). Что ж, вполне вероятно, что именно это обстоятельство станет для кого-то решающим в выборе.

Лабораторные испытания

Тестирование объектива в лаборатории проводилось в связке с камерой Fujifilm X-T4 по нашей методике.

Viltrox 13mm F1.4

Для «ультраширика» объектив показывает очень высокие результаты. Помимо хорошей и стабильной резкости в центре кадра (выше 90%), наблюдается минимальный разброс разрешающей способности по полю кадра. Конечно, при полностью раскрытой и закрытой диафрагме объектив не так хорош, но в основном диапазоне диафрагмирования практически идеален.

Дисторсия и хроматические аберрации отсутствуют.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Viltrox 23mm F1.4

Объектив ведет себя более типично для «ширика», чем предыдущий. В основном диапазоне диафрагмирования он выдает разрешение на уровне 90% в центре кадра и лишь 75% на краю — это довольно большой разброс, чтобы можно было всерьез рассчитывать на края кадра при съемке. Вполне возможно, придется выстраивать композицию с учетом последующего кадрирования. Впрочем, в реальной съемке это может не так сильно бросаться в глаза.

Дисторсия и хроматические аберрации практически отсутствуют.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Фотографирование в реальных условиях мы производили в связке с камерой Fujifilm X-T4. Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти SanDisk Extreme Pro (скорость записи 260 МБ/с, скорость чтения 300 МБ/с) емкостью 128 ГБ. Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF). Фото подвергались «проявке» в Adobe Camera RAW (Photoshop CC последней доступной версии) и сохранялись в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

Качество изображения

Полутоновые градации в обоих случаях предстают во всем своем богатстве. Микроконтраст изображения вполне достаточный у обоих объективов, но у 13-миллиметрового он чуть более подчеркнутый.

Оценим качество изображения в подробных тестах при разных значениях диафрагмы. Сначала обойдемся без сравнения одного объектива с другим, но посмотрим, каково влияние внутрикамерной обработки на конечный результат и что происходит при ручном вмешательстве в постобработку при изменении параметров «по вкусу».

Viltrox 13mm F1.4

Угол обзора 94° — это один из предпочитаемых вариантов при съемке пейзажей и интерьеров. Охват сцены весьма солидный, а характерные искажения формы и размеров объектов, нарастающие от центра к периферии кадра, выражены еще не столь сильно, чтобы превратить картинку в совершенную небывальщину. Последним славятся оптические инструменты с обзором до 124° (ФР 12 мм для камер с полнокадровыми сенсорами, или 8 мм для систем APS-C).

Ниже приводим снимки в двух вариантах: слева в виде JPEG из камеры без обработки, а справа JPEG, полученные в результате коррекции исходных несжатых RAW, в ходе которой применяли специфические профили обоих объективов в Adobe Camera RAW, исправляющие дисторсию, хроматические аберрации и виньетирование, а затем дополнительно вручную корректировали цветность, недодержку, просветляли тени и ослабляли света.

Заметно, что АББ камеры активно подсинивает изображение. Центральная резкость очень хороша даже при максимальном раскрытии, а уже при F2,8 становится попросту завидной. На периферии при F1,4—F2 наблюдается значительное падение резкости, но уже при F2,8 эта разница уменьшается до минимума. Стабильно высокая детализация наблюдается при F4—F8, а затем она понижается из-за влияния дифракции.

Viltrox 23mm F1.4

Та же сцена, снятая 23-миллиметровым объективом с той же точки (с небольшим поворотом влево) наглядно демонстрирует, насколько выигрышнее использовать более широкоугольный объектив. В первом случае мы видели акцентированную перспективу, интересный изгиб правой линии набережной и более интересную компоновку кадра вообще.

Кстати, по поводу компенсации нехватки широты угла обзора в данном случае следует решительно заявить, что выполнить «зумирование ногами», то есть отойти дальше для получения аналогичного 13 мм охвата сцены, решительно невозможно: мы стоим на мосту, в запасе сзади всего около 60 см, а дальше — вода реки. Вообще, это «отойти-подойти» кое-как работает лишь на небольшом удалении. Если же, как в нашем случае, дистанция до заднего плана составляет километр, то ногами ничего поделать нельзя.

Вновь заметим изменение цветовой тональности: от F1,4 до F5,6 картинка «синит», а затем при последовательном диафрагмировании преобладают уже пурпурные тона. На открытой снимать пейзажи не рекомендуется: падение резкости начинается примерно с ⅔ расстояния от центра кадра к периферии, а в максимально удаленных углах картинка превращается чуть ли не в кашу. Кстати, и в центре при F1,4—F2 детализация заметно хуже, чем у 13-миллиметрового собрата. На плато по разрешению объектив выходит в диапазоне диафрагмирования от F2,8 до F8. Далее начинает сказываться дифракция.

Теперь определим возможности наших испытуемых, сопоставив фото в одинаковых сценах. Во всех случаях мы использовали при постобработке снимков комбинацию автоматической коррекции с применением соответствующих профилей и ручное вмешательство для получения желаемого вида картинки.

Оба объектива неплохо показывают себя при сильном диафрагмировании, но все-таки Viltrox 13mm F1.4 остается фаворитом.

Размытие зон нерезкости

Начнем с подробного исследования структуры бокэ в сериях снимков одной сцены, сделанных при постепенно нарастающем диафрагмировании, начиная с максимального раскрытия. Разумеется, ни о каком серьезном размытии при F11—F16 в случае с широкоугольными объективами говорить не приходится, но мы все же не станем удалять соответствующие снимки, чтобы картина оставалась полной.

При каждом значении диафрагмы мы оценивали размытие заднего плана, фокусируясь на объектах переднего (перилах), и фронтальное бокэ, фокусируясь на объектах фона.

Viltrox 13mm F1.4

Значащее размытие обнаруживается лишь вплоть до F2,8. Впрочем, иного и нельзя ожидать от объектива с ФР 13 мм (21 мм в эквиваленте полного кадра). Структура его картины вполне приятная глазу. Никакой назойливой акцентуации структуры не выявляется, несмотря на то что изобилие ветвей создает для этого все предпосылки. Мы считаем, что рисование размытия зон нерезкости удается объективу Viltrox 13mm F1.4 хорошо.

Viltrox 23mm F1.4

Выраженность фронтального и заднего бокэ обнаруживается на глаз вплоть до F5,6, но изобразительная значимость утрачивается после F4. Зато его структура вплоть до этого значения диафрагмы и начиная от максимального раскрытия остается очень приятной, мягкой, «кремовой», как принято именовать ее в англоязычных источниках (creamy bokeh). В этом плане объектив является несомненным фаворитом.

Теперь обратимся к способностям рисования объективами нерезких пятен от источников света. В серии снимков, снятых в студии, мы использовали светодиодную гирлянду, создающую большое количество световых пятен на заднем плане, а фокусировались на фрукты, выложенные на переднем плане. Слева представлены фото, полученные при съемке с помощью Viltrox 13mm F1.4, справа — Viltrox 23mm F1.4. Чтобы получить примерное соответствие масштабов переднего и заднего плана нам пришлось увеличить дистанцию между ними в случае с первым объективом, что ослабило размытие заднего плана у Viltrox 23mm F1.4.

Небольшие недостатки в виде латеральных хроматических аберраций (зеленые и красные обводы пятен на краях кадра) видны при максимальном и субмаксимальном раскрытии диафрагмы в случае с Viltrox 13mm F1.4. Вполне вероятно, что это следствие значительно более широкого угла обзора и специфики оптики. Структура пятен у обоих объективов не выявляется, что особенно ценно для упомянутого участника, имеющего в составе оптической схемы асферику, которая в типичном случае пагубно влияет на рисование именно световых пятен, создавая в них структуры с концентрическими окружностями наподобие луковых колец. Но ничего этого мы, по счастью, не видим.

Лучистость

Способность рисовать корону из лучиков вокруг солнца весьма востребована у широкоугольного объектива, причем она тем интереснее, чем больший угол обзора имеет оптический инструмент. Ведь на практике при съемке пейзажей солнце очень часто попадает в кадр, и гораздо проще сделать его значащим элементом композиции, чем удалить с фото (последнее иногда сделать попросту невозможно).

Первые заметные эффекты лучистости обнаруживаются у обоих объективов при F4, но привлекательными они становится при F5,6, причем эта привлекательность у Viltrox 13mm F1.4 выражена намного сильнее. Правда, у него же возникают более выраженные паразитные отражения с поверхности линз, именуемые в просторечии «зайцами», но это свойство выражено обычно тем значительнее, чем меньшим ФР располагает объектив. Бороться с ним до некоторой степени можно перекомпоновкой кадра, то есть перемещением солнца от края к центру композиции, но это опять-таки удается не всегда, поскольку солнце исключительно редко является самой важной деталью на снимке. Тем не менее, мы считаем, что лучистость — сильная сторона обоих объективов, особенно 13-миллиметрового.

Галерея

Фотографии, полученные в ходе практической съемки обоими объективами, мы собрали в галерее без дополнительных комментариев. Данные Exif сохранены, и доступ к ним можно получить при загрузке фото по отдельности.

Итоги

Объективы Viltrox, исследованные нами в лаборатории и на практике, оставили о себе хорошее впечатление и демонстрируют высокую технологическую состоятельность Viltrox в производстве конкурентоспособной оптики (пока только для системы APS-C, а не полного кадра). По части качества формируемого изображения Viltrox 13mm F1.4 на голову выше, чем Viltrox 23mm F1.4. И если второй просто имеет право на жизнь, то первый вполне способен стать опцией выбора, особенно для системы Fujifilm X, которая не имеет в своем арсенале сверхсветосильного аналога. Мы уверены в том, что Viltrox 13mm F1.4 достоин продвинутого фотографа (любителя или профессионала), предпочитающего ландшафтную и интерьерную фотографию, и это усиливается весьма щадящей ценой, которая остается значительно ниже менее совершенного Fujifilm 14mm F2.8 R.

Полный текст статьи читайте на iXBT