Что показали два года активной эксплуатации российской коммуникационной платформы
В связи с общим курсом на импортозамещение многие отечественные компании стали с интересом приглядываться к российским ИТ-продуктам. Так, два года назад правительство ЯНАО решило уйти от использования решений IBM и обратилось в Softline и CommuniGate Pro для выполнения работы по созданию единого почтового домена (ЕПД) регионального правительства. О том, как внедрялось это решение, насколько оно оказалось эффективным и каких результатов удалось добиться, CNews рассказали представители всех сторон-участников проекта: Александра Залманова, руководитель направления импортозамещения, Softline, Антон Тен, руководитель отдела корпоративных продаж, CommuniGate Systems и Константин Оболтин, директор департамента информационных технологий и связи ЯНАО.
CNews: Что это за проект, что он из себя представляет и для чего внедрялся?
Александра Залманова: Проект предусматривал создание единого почтового домена для правительства ЯНАО. Также надо было перевести электронную почту исполнительных органов государственной власти на отечественный почтовый сервер.
Опираясь на техническое задание, мы предложили заказчику решение CommuniGate Pro, потому что оно удовлетворяло всем требованиям. Также на наш взгляд, сейчас это лучшее решение, которое есть на рынке.
Проект был комплексным, включал в себя замену почтово-календарной системы, построенной на иностранном решении, а также работы по созданию единого каталога пользователей регионального правительства. В качестве почтово-календарной системы был выбран CommuniGate Systems.
Позднее заказчик внедрил отечественный офисный пакет, который интегрируется с CommuniGate Pro. Также было настроено взаимодействие электронной почты с другими подсистемами, например, с подсистемой резервного копирования и электронного документооборота.
CNews: Был ли это первый ваш подобный проект?
Александра Залманова: Аналогичное решение мы внедряли в Удмуртии в конце 2018 года. На начальном этапе было порядка 1,2 тыс. пользователей. А в проекте для правительства ЯНАО изначально подключилось сразу 2 тыс. пользователей. Сейчас их уже более 20 тыс.
CNews: Какие цели ставил вам заказчик?
Александра Залманова: . Необходимо было повысить надежность и производительность почтовых служб за счет изменения структуры системы путем создания высокопроизводительного географически распределенного кластера, и перейти на отечественную почтовую коммуникационную платформу. Эти цели проекта были обозначены в конкурсной документации.
Нам надо было уложиться в два месяца. Это достаточно амбициозный срок, который был поставлен перед нами.
CNews: С какими сложностями вы сталкивались и как их преодолевали?
Александра Залманова: Да, одной из них стало то, что заказчик был территориально удаленный, инфраструктура, пользователи — все находилось в разных местах. Нам приходилось направлять на площадки своих инженеров, и они на местах помогали осуществлять перевод пользователей.
CNews: Почему была выбрана именно платформа CommuniGate Pro?
Александра Залманова: Прежде всего, она удовлетворяла техническим требованиям заказчика. Это было российское решение, которое находилось в реестре отечественного программного обеспечения. Плюс этот продукт достаточно давно на рынке и себя очень хорошо зарекомендовал. Стоит отметить, что CommuniGate Pro — это не только почтовая система, а целая платформа коммуникаций, которая дает возможность легко наращивать функционал.
Аналогов на российском рынке по функциональности, по стабильности и по возможностям администрирования, в том числе, инструментов безопасности, в 2022 году все еще не существует, а в 2019 году, когда мы занимались этим проектом, тем более не было.
CNews: Расскажите о команде проекта: что это за люди, сколько их, мешала ли вам разница во времени?
Александра Залманова: Разница во времени нам не мешала, потому что мы представляем Уральский филиал и находимся территориально в Екатеринбурге и работаем с заказчиком в одном часовом поясе. В команду проекта входит аккаунт-менеджер клиента, руководитель проекта, архитектор, он разрабатывает структуру решения.
CNews: Были ли какие-то возражения от конечных пользователей платформы?
Антон Тен: Как правило, возражения конечных пользователей и сотрудников, возникают при замене клиентских приложений. В большинстве случаев в качестве почтового сервера используется Microsoft Exchange, и, соответственно, в качестве клиента Microsoft Outlook. Эти два продукта нативные друг для друга, потому что являются частью одной экосистемы Microsoft.
В проекте в ЯНАО было по-другому. Там использовалось решение от компании IBM, которое называется Lotus. Сейчас это HCL Domino, связки Exchange-Outlook там не было. В качестве почтового клиента используется клиент, работающий по стандартным протоколам. CommuniGate Pro прекрасно поддерживает веб-интерфейс, работу со сторонними почтово-календарными клиентами, которые действуют по стандартным протоколам. Для конечных пользователей никаких проблем это не вызвало, кроме смены почтового клиента и веб-интерфейса.
В этом проекте нетипично то, что в 2019 году практически не было решений по централизации почтово-календарного контура, по включению в него не только регионального органа исполнительной власти, но и его подведомственных организаций, муниципалитетов, постепенно докупая пакеты лицензий. Такие проекты начались позже на пару лет. Кроме того, на тот момент это был, наверное, самый крупный наш проект с региональными органами власти.
CNews: расскажите подробнее о роли CommuniGate Systems в проекте.
Антон Тен: Мы разработали хороший продукт, который можно использовать в проектах подобного масштаба, он отвечает требованиям по функциональности и срокам внедрения. Мы консультировали нашего партнера-интегратора Softline во время реализации проекта и на этапе пилотирования решения. 99% задач по внедрению продукта на себя взяла компания Softline. В настоящий момент мы быстро и качественно оказываем техническую поддержку.
CNews: Что было самым сложным и интересным в этом проекте? Чем он запомнился?
Антон Тен: В таких проектах всегда наиболее сложное, с точки зрения настроек, — это работа с календарями, потому что требования к ним могут быть достаточно непростыми. В этом проекте по запросу заказчика календари были доработаны под особые требования. Например, нами была добавлена возможность выбора календаря при создании события, доработаны назначения прав при делегировании календарей, в тестовом режиме введена возможность просмотра чужих календарей в формате free/busy и много других новшеств.
CNews: Есть ли у вас планы по улучшению работы платформы?
Антон Тен: Да, мы постоянно работаем над поддержанием стабильности и улучшением функциональности платформы. В среднем раз в месяц выпускаем обновления.
Занимаемся внедрением так называемых чатов 2.0, которые превращают наш мессенджер в удобное и привычное приложение для пользователя, похожее, например, на Telegram. Там есть жесты, свайпы, редактирование сообщений, удаление, цитаты, сигналы в виде «галочек» (прочитано сообщение или нет), ускорение функциональности и т.д.
Улучшаем шифрования почтовых и мгновенных сообщений по стандартам ГОСТ, развиваем интеграцию с ВКС-системами, в первую очередь с российскими, и стабильность клиентской экосистемы на десктопах и на мобильных устройствах.
CNews: Можно ли сказать, что с момента внедрения в 2019 году по текущий момент платформа была улучшена?
Антон Тен: Несомненно. Платформа была значительно улучшена с точки зрения отказоустойчивости, функциональности почтового сервера и календарной системы, в том числе, это касается и клиентского окружения, web и десктопа. Иногда мы вносим изменения по запросу клиента. Например, в предыдущей версии иногда возникали ошибки при прикреплении вложения в календарное событие с мобильного устройства. Это было исправлено в очередном обновлении.
CNews: Сейчас многие компании испытывают проблемы с безопасностью данных. Каким образом защищено ваше решение?
Антон Тен: Решение изначально проектировалось для работы в открытых сетях. Первая версия платформы вышла в 1998 году, с того момента все инструменты, необходимые для работы в открытых сетях, развиваются и дополняются, начиная с таких базовых как защита от перебора паролей, сессионные куки, инструменты защиты от фишинга, подписи DKIM, DMARC, шифрование как архивов, так и самих сообщений, вложений в сообщения, шифрование паролей по различным алгоритмам, поддержка инфраструктуры открытых ключей, PKI, использование внутрикластерных закрытых протоколов, разделение инсталляции на две части, поддержка в SSL/TLS.
Это основные моменты, которые позволяют нашим заказчикам быть уверенными, что их коммуникации в безопасности. Кроме того, мы используем собственный протокол и полностью проприетарный код, который позволяет нашим разработчикам и технической поддержке полностью контролировать вопросы безопасности.
Наши проекты с региональными органами власти в основном связаны не с импортозамещением, а с централизацией. Мы создаем совершенно новый централизованный контур, часть пользователей переводим в него из зарубежных продуктов или продуктов с открытым кодом. Одновременно в этот контур добавляем еще большее количество пользователей из подведомственных организаций, муниципальных органов власти, учреждений образования.
CNews: Почему для вас значим этот проект?
Александра Залманова: Сейчас вопрос внедрения доступных решений, в том числе и российских, встал очень остро. Различные клиенты, не только органы государственной власти и муниципалитеты, стали смотреть в сторону отечественного программного обеспечения. Для нас этот проект уникален тем, что переход с иностранной платформы на отечественную платформу произошел уже два года назад.
Хотелось бы, чтобы заказчики, которые сейчас находятся в начале пути, могли опереться на тот опыт, который был у ЯНАО.
CNews: Почему у правительства возникла необходимость в переходе на новую платформу?
Константин Оболтин: В целях исполнения регионального проекта «Информационная безопасность ЯНАО» перед нами прежде всего стоит цель создать импортонезависимую ИТ-инфраструктуру Правительства округа.
И первостепенная задача по реализации проекта — это необходимость перехода на отечественное ПО и внедрение единого почтового домена, который дает возможность запустить отказоустойчивый и масштабируемый почтовый сервис на 20 тыс. пользователей.
CNews: Почему был выбран именно этот продукт? По каким критериям выбирали?
Константин Оболтин: CommuniGate Pro — почтовый сервер, являющийся достойным представителем отечественного программного обеспечения с тридцатилетней историей успешных внедрений в различных организациях. Критерии выбора — возможность обеспечить одновременную работу большого числа пользователей, гибкость настроек, отсутствие ограничений в настройке, возможность обеспечить делегирование ряда настроек администраторам отдельных организаций.
CNews: Каков был масштаб внедрения?
Константин Оболтин: Это исполнительные органы государственной власти Ямала, органы местного самоуправления и их подведомственные организации. На текущий момент это 20 тыс. почтовых ящиков, 8 тысяч пользователей постоянно онлайн.
CNews: Что было самым сложным?
Константин Оболтин: Самым сложным было масштабирование платформы и интеграция с существующей инфраструктурой. Решением было построение кластера из двух Frontend, двух Backend (в будущем увеличено до трех Frontend, трех Backend) серверов, дописывание скриптов авторизации пользователей для обеспечения использования нескольких LDAP-серверов.
Специалисты подведомственного учреждения окружного департамента информационных технологий ГКУ «Ресурсы Ямала» занимались процессом запуска решения и перевода пользователей на новую почту.
CNews: Какую эффективность показало внедрение? Как внедренные решения отразились на работе компании уже сейчас?
Константин Оболтин: В целом, решение выполняет поставленные задачи. Однако, необходимо дорабатывать функционал в части использования CommuniGate Pro на смартфонах, а также не хватает современных решений в техническом и в визуальном оформлении, что важно для конечного пользователя.■
Полный текст статьи читайте на CNews