Чем занимается бухгалтер

Согласно исследованию Авито, спрос на услуги бухгалтеров в 2022 году вырос на 27%. Среди частых запросов — составление отчётной документации, работа с бюджетом компании и в целом бухгалтерское сопровождение. Что касается вакансий «Бухгалтер» на HeadHunter, на момент написания статьи их насчитывается более 46 000 по всей России — почти столько же, сколько вакансий программиста (49 000).

Рассказываем, какие задачи решает специалист по бухгалтерскому учёту, какими навыками нужно обладать, сколько зарабатывает бухгалтер и как им стать. А ещё разобрали мифы об этой профессии.

Чем занимается бухгалтер

Татьяна Кныжова

Главный бухгалтер, налоговый консультант, руководитель консалтинговой компании «Титул»

В материале

1. Что делает бухгалтер

2. Чем отличается бухгалтер от экономиста, налогового консультанта, финансового директора

3. Какие знания и навыки нужны бухгалтеру

4. Где работает и сколько зарабатывает бухгалтер

5. Как стать бухгалтером

6. Разбираем популярные мифы о профессии бухгалтера

7. Что почитать и посмотреть бухгалтеру

8. Резюмируем

Что делает бухгалтер

Бухгалтер ― это специалист, который ведёт бухгалтерский и налоговый учёт, готовит отчётность для государственных органов и взаимодействует с ними, обрабатывает платежи. Специалисты по бухгалтерскому учёту нужны любой компании.

Деятельность бухгалтера затрагивает результаты работы каждого подразделения в компании и влияет на многие процессы — от поставок товаров до выплаты налогов и зарплат сотрудникам.

Рассмотрим более детально, чем занимается бухгалтер:

  • Обрабатывает входящие и исходящие документы организации: товарные накладные, акты выполненных работ и оказанных услуг, счета-фактуры, акты сверки с контрагентами, кассовые чеки об оплате товаров и услуг, платёжные поручения, письма от контрагентов.
  • Учитывает и систематизирует хозяйственные операции компании.
  • Проверяет, правильно ли оформлена первичная документация, связанная с внутренними и внешними бизнес-процессами и документами, которые с этими процессами связаны: договоры, доверенности, товарно-транспортные накладные, акты оказания услуг, счета-фактуры, универсальные передаточные документы, платёжные документы по безналичным и наличным расчётам и не только.
  • Ведет учёт товарно-материальных ценностей: произведённой продукции, товаров, сырья, материалов, инструментов.
  • Проводит кассовые операции: приём наличной денежной выручки от покупателей, возврат и выдачу средств под отчёт.
  • Рассчитывает зарплаты, отпускные, больничные, а также налоги, страховые взносы и другие обязательные отчисления.
  • Готовит отчётность для руководства компании и государственных контролирующих органов: налоговой инспекции, Социального фонда России, Росстата и других инстанций, в которые отчитывается налогоплательщик, исходя из сферы деятельности. Например, компания по продаже алкогольной продукции в том числе отчитывается в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, а организация, которая эксплуатирует опасные производственные объекты, — в Ростехнадзор.

Обязанности бухгалтера не ограничиваются перечисленными — их может быть больше. Количество задач зависит от организационной структуры компании: какие отделы есть в её составе и какие функции выполняет каждое подразделение.

К примеру, на малых предприятиях зачастую отсутствует полноценный отдел кадров и его функции возлагают на бухгалтерию. В таком случае, помимо своих обязанностей, бухгалтер оформляет кадровую документацию, рассчитывает дни отпуска, составляет приказы. Или бухгалтер закрывает задачи экономиста или финансового директора: рассчитывает финансовые показатели деятельности предприятия, анализирует условия получения кредитов в разных банках, готовит пакет документов для получения кредита или лизинга.

Как правило, бухгалтер разбирается в специфике работы каждого отдела компании. И при необходимости может оформить разную документацию — от гарантийных писем и кадровых документов до претензий в адрес контрагентов.

Специализация бухгалтера различается в зависимости от учётной группы, которую он ведёт

Материальная группа

На этом участке бухгалтер занимается учётом произведённой продукции, если речь идёт о производстве, или учётом закупки и продажи готовых товаров.

Сюда может относиться и учёт основных средств компании. К ним относят здания, сооружения, машины, оборудование, транспорт, вычислительную технику, измерительные приборы, рабочий скот, многолетние насаждения, хозяйственный инвентарь.

Из результатов работы материальной группы вытекают основные налоги ― НДС, налог на прибыль, имущественные налоги.

Расчётная группа

Её иногда называют расчётно-кассовой. Здесь специалист ведёт учёт операций, связанных с движением денег в организации по расчетному счёту и по кассе: формирование платёжных поручений, перечисление денежных средств поставщикам и исполнителям, выплаты подотчётных средств и зарплаты сотрудникам.

Группа по расчётам с персоналом

Бухгалтер этой группы начисляет заработную плату, отпускные, пособия по временной нетрудоспособности, премии, материальную помощь и другие выплаты сотрудникам.

Группа реализации

В структуре бухгалтерии выделяют эту группу при большом потоке документов по реализации товаров или произведённой продукции.

Специалист выписывает отгрузочные документы, оформляет доверенности, отслеживает возвраты от покупателей и проводит с ними сверку взаимных обязательств.

Производственная группа

Здесь учитывают затраты основного и вспомогательных производств. К основному производству относится изготовление товаров для поставки, к вспомогательному — изготовление оборудования и других средств, необходимых для работы основного производства.

Если на предприятии не выделена материальная группа, то специалисты этой группы также занимаются учётом основных средств, нематериальных активов, фактической и плановой себестоимости производимой продукции.

Чем отличается бухгалтер от экономиста, налогового консультанта и финансового директора

Экономист планирует бюджет, анализирует, оценивает и улучшает экономическую ситуацию в компании.

Бухгалтер работает с документами по уже свершившимся фактам — он не занимается прогнозами и изменениями. Отчёты бухгалтера экономист использует в своей работе.

Налоговый консультант специализируется на знаниях в области налогового права и налоговой документации. Его услуги востребованы, когда нужно выбрать самый выгодный законный способ налогообложения, получить налоговые льготы, наладить систему уплаты налогов. Налоговый консультант анализирует возможности снижения налоговой нагрузки заранее — в перспективе.

Обязанности бухгалтера шире, чем обязанности налогового консультанта. Его деятельность не ограничивается управлением налогами: он занимается и другой отчётностью, проводит платежи, взаимодействует с государственными органами. Кроме того, бухгалтер не просчитывает налоговую нагрузку заранее, а работает с текущими налоговыми обязательствами.

Финансовый директор управляет финансовыми потоками организации, кроме налоговых платежей, и определяет их приоритетность. Именно он чаще всего имеет дело с кредитными и лизинговыми учреждениями. Также финансовый директор ищет наиболее выгодные условия финансирования и инвестиций, анализирует кредитную нагрузку компании.

Чем занимается бухгалтер Всё о профессии финансиста

Бухгалтер проводит запланированные финансовым директором платежи и расчёты, формирует бухгалтерскую отчётность. На её основании финансовый директор рассчитывает показатели, помогающие определить возможность привлечения инвестиций, кредитных средств и не только.

Какие знания и навыки нужны бухгалтеру

Профессиональные навыки

Специалисту по бухгалтерскому учёту требуется:


    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология