5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги

Если бизнес не оформляет права на интеллектуальную собственность, он ей не владеет. А если не владеет — может потерять. Истории про то, когда предприниматели были уверены, что разработка принадлежит им, пока в суде не выяснилось обратное, не редкость. И примерно во всех таких случаях есть закономерности.

Галина Добрякова, создатель сервиса по международной регистрации авторских прав iReg, рассказывает о частых ошибках предпринимателей в работе с интеллектуальной собственностью, из-за которых они упускают свою выгоду.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги

Галина Добрякова

Доктор юридических наук по информационному праву, создатель сервиса iReg

Заблуждение 1. Заплатили подрядчику — автоматически получили права на объект

Заплатить копирайтеру за текст ещё не значит получить права на этот текст — вместо копирайтера можно вставить любого специалиста.

Согласно статье №1255 ГК РФ, авторское право неотчуждаемо и принадлежит одному человеку — автору. Не компании и заказчикам, а только исполнителю.

Автор может передать права на произведение только по договору, причём у заказчика будут ровно те права, которые прописаны в документе.

Какие договоры для этого можно использовать:

  • Договор оказания услуг. Составляется обычный договор с исполнителем, в который добавляются пункты о передаче прав на объекты, которые создаёт автор. У заказчика должно остаться право распространять, продавать, публиковать, видоизменять объект.

    Включите фразу «Исключительное право на объекты передаётся Заказчику».
  • Отдельный договор о передаче прав на каждое произведение. Аналогично: описать объект и обозначить, какие именно права автор передаёт заказчику, на каких условиях он сможет ими пользоваться.

Если не заключить договор — после оплаты исключительные права на произведение остаются у исполнителя.

Какие возможности, которые есть только у автора, не сможет использовать заказчик

Перепродавать. Например, фирма заказала типовой проект дома у архитектора и построила по нему один дом на продажу. Построить больше домов она не вправе, иначе придётся каждый раз платить архитектору полную стоимость, ведь исключительные права остались у него. Получается, что компания заплатила за то, чтобы использовать объект только один раз.

Видоизменять. Без исключительных прав заказчик может использовать объект только в том виде, в котором получил его от исполнителя.

Речь идёт о любых мелочах: например, компания не может даже наложить фильтр на фотографию без согласия автора.

Распространять. Компания не может передать кому-то объект: рекламировать, показывать на ТВ, отдать на радио, печатать в книгах.

Пользоваться объектом единолично. Если автор захочет, он может создать копии своего произведения и использовать их как угодно. Например, продать те же самые изображения или код конкурентам.

За нарушение своих прав авторы могут потребовать компенсацию до 5 миллионов рублей.

Строительная компания изменила архитектурный проект и заплатила архитекторам 1 492 000 ₽

В ООО ПСК «Азурит» разработали проект культурно-развлекательного комплекса для ООО «УК Сити». Позже «УК Сити» понадобилось изменить детали проекта, для этого компания обратилась не к «Азуриту», а к другому подрядчику.

Проект скорректировали, и «УК Сити» построили по нему комплекс. «Азурит» подал на заказчиков иск на 1 500 000 ₽ за нарушение авторских прав. Сумму определили в двукратном размере от стоимости проекта — на основании подпункта 3 статьи №1301 ГК РФ.

Дело прошло несколько инстанций вплоть до Верховного суда РФ — все суды удовлетворили требование истца.

Компанию «УК Сити» обязали выплатить «Азуриту» 1 492 000 ₽ за то, что изменили проект без согласия автора.

Как лучше поступить

Чтобы не получить внезапный иск, стоит фиксировать в договоре передачу исключительных прав от автора. Прописываем, какие права переходят заказчику: видоизменять, перепродавать, распространять, переводить, показывать, импортировать.

Лучше прописать все возможные условия, чтобы компания могла использовать объект так, как ей нужно.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги
Пример формулировки договора по передаче исключительного права от правообладателя — автора музыкальной аранжировки

Важно помнить, что автор всё равно останется автором. Он сможет говорить, что он автор, — никто не вправе ему запретить это делать. Не сможет он перепродать кому-то объект или иначе распорядиться им, если заказчик получил исключительные права по договору. Ответственность за нарушение исключительных прав — от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽.

Заблуждение 2. Подписали договор с автором — всё, что он сделал, принадлежит компании

В вопросе о передаче прав не должно быть абстрактных формулировок. Недостаточно указать в качестве объекта «текст», «фотографию» — должно быть больше конкретных вводных.

Это касается любого приобретения. В договоре на продажу машины прописывают марку и модель, тип кузова, год выпуска — то же самое должно быть в договоре о передаче прав на интеллектуальную собственность.

Тексты, изображения, дизайн-проекты, бизнес-модели, код, базы данных — нужно чётко идентифицировать объект, чтобы не возникало сомнений, что речь идёт именно о нём. Иначе можно вернуться к пункту-заблуждению 1, когда автор потребует компенсацию за незаконное использование, а компания не сможет доказать, что по договору получила права именно на этот объект.

Даже если человек работает в штате, права на произведение принадлежат ему. Если сотрудник что-то создал, а работодатель не получил права, они остаются у сотрудника.

Условия о передаче прав прописываются в трудовом договоре, а чтобы понять, что именно сотрудник создал для работодателя, нужно составить служебное задание в свободной форме.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги
Так может выглядеть пункт трудового договора о передаче прав работодателю

Когда исполнитель и заказчик не прописывают чётко объект продажи, возникает непонимание, что именно продали и купили.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги

Галина Добрякова

Доктор юридических наук по информационному праву, создатель сервиса iReg

В моей практике был такой случай. По заказу разработчик создал онлайн-платформу с чатботами. Боты — это часть платформы, они функционируют только с ней.

В договоре нужно было прописать, что клиент отдельно покупает бота и дополнительно оплачивает ежемесячное использование платформы. Но разработчик прописал только то, что клиент покупает бота. Об оплате за пользование платформой он не указал — как и то, что бот работает только на платформе и что не вся платформа создана специально для этого бота.

В итоге заказчик решил, что покупает всю платформу и вернулся с претензией, когда понял, что это не так.

Проблему можно было решить на начальном этапе: прописать в договоре, что именно продаёт исполнитель и покупает заказчик. Объект не идентифицировали и сотрудничество прекратилось.

Как получать понятный результат сделки и фиксировать его в договоре

Работать по техзаданию и актам сдачи-приёмки выполненных работ

Заказчик передаёт автору техническое задание с чётким описанием результата, который хочет получить.

Принимает работу по акту с указанием характеристик объекта, прикреплённым изображением объекта или ссылкой на объект. Так становится понятно, какой заказ выполнял автор и что именно заказчик от него получил.

Но этот способ подходит не многим, потому что люди в основном не роботы и на потоке забывают заполнять все бумаги.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги
Пример акта выполненных работ: исполнитель не только передал заказчику результат работы, но и исключительные права на него

Если в компании нет дотошного юриста, документы в лучшем случае оформляются нерегулярно, в худшем — не оформляются вообще.

Передавать права по договору, а объект идентифицировать через сервис депонирования 

Заказчик и исполнитель подписывают договор, где перечисляют все права, которые автор передаёт заказчику, прописывают условия сделки.

Готовый объект автор загружает в облачное хранилище заказчика: Яндекс Диск, Dropbox или другое, где с помощью сервиса депонирования фиксируется результат и выдаётся свидетельство о депонировании.

Депонирование — добровольная процедура для защиты объектов авторского права.

Согласно ГК РФ, заверять или регистрировать авторство не нужно, но суды и другие площадки в случае возникновения спора не поверят словам: «Я автор». Им нужно представить доказательства.

С помощью депонирования автор фиксирует дату и время обладания объектом. Если депонировать произведение в момент создания — никто не сможет доказать, что владел им раньше. И значит, автор и правообладатель получают точное доказательство, что объект принадлежит им.

Стоит учитывать, что файлы, внесённые в сервис депонирования, нельзя изменить. Этим депонирование отличается от хранения объектов в обычных облачных хранилищах типа Яндекс Диска. Если автор изменит файл, например, допишет код или внесёт изменения в дизайн, на доработки нужно получать новое свидетельство. Это делается моментально и соответствует требованиям ООН и положениям Юнситрал — Комиссии ООН по праву международной торговли — для электронного документооборота.

Свидетельства о депонировании работают в 179 странах, принимаются судами и другими государственными органами и частными площадками: администрациями соцсетей, владельцами хостингов.

При наличии свидетельства о депонировании в договоре и актах можно не прописывать точные характеристики — достаточно сослаться на номер свидетельства.

В свидетельстве указывается автор, правообладатель, уникальный номер, по которому можно идентифицировать объект.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги
В свидетельстве указывается автор и правообладатель, которым становится заказчик

Заблуждение 3. Патент и товарный знак — гарант защиты

Способы и механизмы защищает только патент. Названия брендов можно защитить только как товарный знак и это единственный способ регистрации. Отдельные слова авторское право не защищает.

Но если речь идёт о чертежах, этикетках, 3D-моделях и других элементах, всё снова сводится к авторскому праву. Ведь это создают авторы.

Авторское право защищает интеллектуальную собственность так же, как патент или товарный знак. И вместе с тем у автора появляются права раньше, а значит приоритет на разработку у него.

Если получить патент на объект, но не получить права у автора, он легко аннулирует этот патент, если захочет. Или сделает патент нежизнеспособным. Это же касается и товарных знаков на мелодии, логотипы и многое другое.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги

Галина Добрякова

Доктор юридических наук по информационному праву, создатель сервиса iReg

Расскажу случай из моей практики. Компания пригласила к сотрудничеству технолога, у которого был патент на способ обработки металла и готовая конструкция, которая работала указанным способом. Эту конструкцию компания получила в пользование.

В определённый момент стороны поняли, что сотрудничество не получается, но компании была очень нужна разработка технолога. Руководство выяснило, что конструкция по проекту состоит из чертежей и базы данных. Чертежи и базу создали сторонние авторы, с которыми технолог не заключил договор.

Компания выкупила права на чертежи и базу данных. Выяснилось, что без них у технолога останется патент, но он будет бесполезен, так как придётся создавать абсолютно новую конструкцию и его компания закроется за эти 3 месяца. В итоге сторонам удалось договориться о продолжении сотрудничества на приемлемых условиях.

Для удобства собрали в одну таблицу информацию по патентам, товарным знакам и депонированию:

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги курс 

Как стать результативным руководителем

Узнать больше

  • Поможем менеджерам среднего звена стать осознанными и результативными руководителями и вырасти в карьере
  • Научитесь налаживать коммуникацию, устанавливать цели и метрики, управлять финансами, формировать сильную команду
  • Составите план развития собственной карьеры управленца

Заблуждение 4. Принять к бухучёту как нематериальный актив можно не любую интеллектуальную собственность

Бизнес тратит на покупку или производство интеллектуальной собственности огромные суммы, но получает выгоду только от пользования объектами.

Зачастую к бухгалтёрскому учету принимают только патенты и товарные знаки, потому что предприниматели не знают, что можно учитывать и другие объекты интеллектуальной собственности, которые не защищаются патентом или товарным знаком. Вместо этого затраты на контент, сайты, исследования, IT — это всё списывается в расходы.

Любую интеллектуальную собственность можно принять к учёту как нематериальный актив (НМА), за счёт этого увеличить стоимость компании и снизить расходы.

Свидетельство о депонировании — основание для принятия интеллектуальной собственности к учёту, а задепонировать можно любой объект авторских прав.

Клиенты Финансового университета при Правительстве РФ принимают к учёту как НМА объекты, которые обычно относят к расходам

Сотрудники Финансового университета выполняют работы по заказу частных и государственных организаций. К ним обращаются за экспертными исследованиями: анализом рынка, оценкой финансовых рисков, стратегиями, IT-разработками.

Один из заказчиков университета — Российская академия наук. Для РАН и других заказчиков важно, чтобы университет обладал исключительными правами на разработку и мог их передать.

Сотрудники университета оформляют работы в виде методик, бизнес-моделей и других объектов авторского права и депонируют их. Свидетельство о депонировании подтверждает исключительные права сотрудников Финансового университета и даёт возможность передать информацию правообладателю — заказчику.

Свидетельство о депонировании позволяет принять разработку к учёту по стоимости, указанной в договоре. В итоге заказчики, в том числе РАН, получают исключительные права на объекты и принимают их к учёту как НМА.

Например, компания разработала приложение для работы с клиентами и потратила на это 1 000 000 ₽. Вместо того, чтобы списать эти затраты в расходы, код и контент приложения задепонировали и на основании свидетельства о депонировании поставили на баланс как НМА по цене, указанной в договоре с разработчиками. Так компания увеличила свои активы и рыночную стоимость.

Учёт нематериальных активов зависит не от вида объекта, а от соответствия требованиям ГОСТ Р 58591–2019:

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Актив способен приносить доход. Неважно, насколько крупный — главное, чтобы объект работал на финансовую выгоду бизнеса: участвовал в производстве продукции или оказании услуг клиентам, обеспечивал работу компании, помогал решать управленческие задачи.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Нужны исключительные права на объект. Одного права пользования недостаточно — компания должна юридически обладать объектом. Основанием, чтобы принять объект к учёту, служит патент, свидетельство о регистрации товарного знака и свидетельство о депонировании.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Объект можно использовать в бизнесе минимум год.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Объект нужно чётко идентифицировать и отделить от других активов.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Должна быть определена первоначальная стоимость объекта. Например, по стоимости приобретения или затратам на производство.

Управляя нематериальными активами, компания капитализируется, успешно привлекает финансирование и занимает прочное место на рынке.

Усреднённой цифры увеличения капитализации пока нет. Это связано с маленькой выборкой: до недавнего времени в большинстве своём бизнес не задумывался об учёте интеллектуальной собственности. К тому же следует учитывать, что, к примеру, иллюстрации и программный код на инновационную разработку стоят по-разному. По средней оценке у разных компаний активы возрастают от десятков тысяч до миллионов рублей.

Заблуждение 5. Соглашение о неразглашении (NDA) способно заставить автора молчать о происходящем на проекте и не брать работу в портфолио

NDA (Non disclosure agreement) — это соглашение о неразглашении, которое используют многие специалисты и компании. Подписывать NDA — обычная практика во всём мире: компаниям это нужно, чтобы избежать утечки конфиденциальной информации.

В соглашении указывают, какие именно сведения считаются конфиденциальными и что будет в случае, если одна из сторон нарушит условия конфиденциальности.

Есть мнение, что всё, что прописали как NDA, сразу становится конфиденциальной информацией, но это не так.

Соглашение о неразглашении работает при соблюдении следующих условий:

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Информация под NDA не выложена в открытый доступ самим заказчиком. Как только сведения опубликовали, режим конфиденциальности утрачивает силу: разглашённая информация не может быть объектом договора о неразглашении.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Трудовой или подрядный договор и соглашение о неразглашении — это отдельные документы. Иначе после окончания действия договора NDA тоже утратит силу.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Условия по охране и соблюдению коммерческой тайны должны быть чётко прописаны: срок действия, ответственность, кто имеет доступ к информации, что именно является объектом защиты.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Условия договора не противоречат законодательству РФ.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Введён режим коммерческой тайны и все участники проекта письменно с этим согласились.

За рамки NDA выходит только та часть, которую клиент опубликовал самостоятельно. Разработчик создал сайт, компания его опубликовала — автор может взять сайт в портфолио. Но о других деталях — конверсии сайта, стоимости сделки, исследованиях, аналитике — говорить не может. А если разработку слили в сеть пираты, а не заказчик, NDA продолжает работать.

Другой пример: в соглашении указали, что автор не может заявлять о своём авторстве, заказчик будет публиковать работы в открытом доступе от своего имени. Но это — нарушение ГК РФ: право автора на имя неотчуждаемо, даже он сам не может от него отказаться. Публиковать результат под псевдонимом с согласия автора можно, но запретить автору называть себя автором нельзя.

В ГК РФ есть такое понятие, как «свобода договора». И с первого взгляда кажется, что можно вписывать в договор всё, что угодно, даже без режима коммерческой тайны. Но если не ввести режим коммерческой тайны, получится, что у автора останется его неотчуждаемое право на имя и — защищая это право — он сможет публиковать в портфолио вообще всё, что создаёт. А если ввести режим коммерческой тайны, он будет защищать только то, что представляет коммерческую ценность.

Получается одно из двух:

  • Автор вправе показать работы, не указывая их стоимость, имя клиента и других деталей сделки, если объекты выложены в открытом доступе.
  • Автор может говорить, что сделал что-то для конкретного заказчика, не разглашая деталей сделки и не показывая объектов, потому что в этом нет коммерческой тайны.

Резюмируем

Авторские права изначально принадлежат только автору. Если бизнес работает с авторами, штатными или на фрилансе, он должен оформлять права на результаты их труда. Только так бизнес будет владеть всем, за что платит.

Если объект указан в договоре неоднозначно, бизнес не сможет доказать, что получил права именно на него. Произведение нужно чётко идентифицировать: должно быть понятно, что именно продаёт исполнитель и что покупает заказчик.

Авторское право имеет одинаковую юридическую силу с патентами и товарными знаками. Более того, авторское право появляется раньше, чем другие формы защиты объекта, а значит у автора есть приоритет. Прежде чем оформлять товарные знаки и патенты на разработки, созданные авторами, нужно получить исключительные права на эти объекты.

Любую интеллектуальную собственность можно принять к бухучёту, если она помогает приносить доход компании. Если бизнес тратит деньги на разработки, но не принимает их к учёту, он неэффективно расходует ресурсы и теряет деньги.

Не всё, что бизнес прописал как NDA, сразу становится конфиденциальной информацией. Соглашение о неразглашении работает, если заказчик не публиковал сведения в открытом доступе, а условия соглашения не противоречат ГК РФ. Соглашение защищает коммерческую информацию бизнеса, но не лишает авторов права на имя.

Когда компании знают свои права и то, как они могут работать с интеллектуальной собственностью, выигрывают все: исполнители получают возможность презентовать себя, зарабатывать на своих проектах без страха, что получат огромные штрафы. А заказчики получают юридически грамотные сделки, которые невозможно оспорить.

Читать также

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Как защитить авторские права на цифровой контент

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Как нарушение авторских прав влияет на самого автора и как предотвратить кражу контента

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Трансформация фриланса: почему независимые профессионалы объединяются в команды

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги Что влияет на репутацию бизнеса в России и на Западе

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги

Галина Добрякова

Доктор юридических наук по информационному праву, создатель сервиса iReg

The post 5 заблуждений об авторском праве, из-за которых бизнес теряет деньги first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология