12 сервисов Яндекса, эффективных для SEO: чек-лист

Яндекс и его многочисленные сервисы, разумеется, давно известны всем более-менее опытным веб-мастерам и SEO-специалистам: это по большей части бесплатные и действительно работающие инструменты с высокими мощностями и оперативной техподдержкой.

Однако в последнее время разработчики Яндекса с новой силой взялись за обновления своих сервисов, постоянно улучшают и дополняют их. Информации о новых возможностях становится все больше, в таких объемах новых данных легко запутаться. Поэтому мы решили собрать все в одном месте и показать, какие сервисы Яндекса актуальны и эффективны для продвижения сайтов — как напрямую, так и косвенно.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Это основной сервис для владельца сайта, его незаменимый помощник. В системе много возможностей, использование и настройка которых полезна для многих SEO-показателей: в первую очередь для трафика и CTR сниппета.

  • Турбо-страницы. Главные преимущества технологии — мгновенная загрузка, рост посещаемости и конверсий с мобильных устройств, меньшая потеря трафика при переходах. Среди последних доработок Яндекс уделил особое внимание интернет-магазинам: в Метрике уже доступны ecommerce-отчеты для Турбо, в поисковой выдаче начал работать специальный колдунщик, в самих Турбо-страницах теперь доступны списки товаров, так называемые листинги.

    Наша история с Турбо началась тогда, когда технология едва стала доступна: в конце ноября 2017 года Яндекс сообщил о запуске Турбо, в начале декабря мы начали тестировать ее:

    На начальных этапах разработка была сыроватой, большой отдачи не было. Но, справедливости ради, и страниц на этом сайте тогда было меньше, чем сейчас, поэтому резкого скачка трафика после внедрения Турбо-страниц ожидать не приходилось. Сейчас эффект от Турбо появляется быстрее.

  • Раздел «Товары и цены». Инструмент помогает сделать сниппет в поиске более привлекательным и визуально заметным. Причем работает это не только для интернет-магазинов, но и для сайтов услуг:

    Это сработает на вас только в том случае, если ваша цена будет действительно конкурентным преимуществом. Если же она наоборот выше, чем средняя по рынку, то вполне вероятно, что эффект будет обратным.

  • Раздел «Отзывы». Пользовательские отзывы на сайт и на компанию все чаще играют решающую роль при заказе услуги или товара, поэтому нужно обязательно мониторить репутационный фон своей компании. Отзывы на сайт будут отображаться здесь, если сайт указан в настройках организации и есть доступ к ее профилю в Яндекс.Справочнике:

    Это очень удобно — вы видите все отзывы в одном месте, и можете пожаловаться на те из них, которые на самом деле не имеют ничего общего с реальностью. Ваш запрос отправится к специалистам группы поддержки, и в течение 3 дней вы получите ответ на него.

    Также это площадка для отработки негатива: вы можете ответить на негативный отзыв, пообщаться с пользователем и решить проблему.

  • Раздел «Показатели качества». Это относительно новый инструментарий в Я.Вебмастере, и за неполные полгода он развился от описания базовых характеристик до всеобъемлющего механизма с множеством показателей вплоть до сравнения с конкурентами:

    Чем больше рекомендаций вы внедряете, чем больше разных значков получаете, тем выше ценится ваш сайт, потому что эти показатели характеризуют отношение пользователей. Следовательно, он занимает более высокие позиции в поиске и получает больше посещений.

Незаменимый инструмент для оценки продвижения сайта, корректировки стратегии оптимизации и выявления проблем. Среди всех отчетов Метрики можно выделить 5 наиважнейших, без которых оптимизатору обойтись нельзя:

  • «Источники, сводка»: базовый отчет для оценки трафика, его источников и качества.

  • «Поисковые запросы»: отчет показывает, из каких поисковых систем приходят пользователи и по каким поисковым словам или фразам.

  • «Вебвизор»: уникальная разработка Яндекса, которая показывает поведение пользователя во время посещения страницы вашего сайта.

  • «Карта кликов»: технология, с помощью которой можно посмотреть, куда чаще всего кликают посетители.

  • «Аналитика форм»: сервис для проверки работоспособности форм на сайте и взаимодействия пользователей с ними.

Заполненный профиль в Я.Справочнике — это, возможно, не самый важный, но тем не менее прямой фактор ранжирования сайтов с региональной привязкой. А также это возможность выделиться в выдаче среди конкурентов:

Что еще дает использование Справочника:

  1. Вся информация автоматически отзеркаливается в Яндекс.Картах, и все пользователи Карт видят профиль сайта.

  2. Растет CTR сниппета.

  3. Улучшаются SEO-показатели при продвижении в конкретной геолокации. Более того, без оформленного профиля в Справочнике можно даже не получить необходимую региональную привязку. А это критически важный момент для локального офлайн-бизнеса (кафе, парикмахерских, ателье и так далее): без профиля в Я.Справочнике сайт в своем регионе будет сильно уступать конкурентам с таким профилем и терять при этом клиентов, которые приходят из Яндекс.Карт.

  4. Немного растет трафик, а с ним — поведенческие факторы.

  5. Появляется площадка для работы с отзывами: можно отвечать на комментарии и отзывы пользователей, и благодаря новым оценкам сниппет станет еще привлекательнее.

Для максимальной отдачи нужно максимально вложиться в оформление профиля: правильно подобрать категорию бизнеса, добавить побольше фотографий и заполнить все возможные поля актуальной и достоверной информацией.

Сервис позволяет пользователям общаться с представителями компании, не покидая страницу поиска, а компаниям — быстрее реагировать на пользовательские запросы, «быть в моменте» и сокращать расстояние до потенциального покупателя.

Подключение Диалогов отображается в выдаче специальной формой, а это улучшает внешний вид и CTR сниппета:

Но нет смысла использовать Диалоги, если не будет реального человека, который будет общаться с пользователями: скорость и качество ответов в чате — это фактор ранжирования. Если оперативно и адекватно отвечать на пользовательские вопросы будет некому, может стать только хуже.

Сервис вопросов и ответов, объединение двух сервисов: TheQuestion и Яндекс.Знатоки.

Сервис похож на известные западные сайты Quora и Reddit и на отечественный Ответы Mail.Ru. Яндекс показывает в топе поисковой выдачи популярные вопросы, и эту возможность можно и нужно использовать.

Для организации можно создать отдельную страницу: там можно будет посмотреть все ответы на вопросы пользователей. Только сначала придется вернуться к пункту про Яндекс.Справочник и оформить страницу там.

Здесь, конечно, тоже есть смысл мониторить активность и следить, не появляются ли новые вопросы в тематике и отвечать на них: грамотно, экспертно, с подходящими ссылками на свой сайт. Все это поможет сформировать тематическое сообщество заинтересованных людей, заслужить лояльность пользователей, популяризовать бренд и, возможно, получить немного переходов на свою площадку.

Этот сервис похож на Pinterest и предлагает примерно такие же функции: пользователи могут искать картинки и сохранять их в подборки. Для владельца сайта эта площадка может служить для:

  1. публикации изображений, связанных с реализуемыми товарами или услугами;

  2. размещения ссылок;

  3. повышения узнаваемости бренда;

  4. выстраивания коммуникации с пользователями.

Конечно, большого прироста трафика с Коллекций ожидать не стоит: этот сервис может принести переходы по ссылкам, но куда эффективнее он станет для развития бренда и формирования лояльной аудитории.

Яндекс.Новости — это агрегатор, который должны использовать в первую очередь СМИ. Топ-5 новостей тематики выводятся на главную Яндекса (а эту страницу посещает очень много людей):

Чтобы пройти отбор, новостные сайты должны делать то, что они делали всегда: оперативно публиковать разнообразный, интересный и структурированный контент без грамматических ошибок. Еще можно добавлять другие форматы (инфографику, видео) и развивать цитируемость контента (например, предлагать пользователям делиться новостями в соцсетях). Повлиять какими-то другими способами на попадание в агрегатор Яндекса практически невозможно — только развиваться и расти, чтобы стать заметным.

С Дзеном же все по-другому: собственный канал на этой платформе приводит дополнительный трафик и, разумеется, тоже работает на распространение информации о бренде.

Но если у вас уже есть блог и вы хотите использовать Дзен как канал дистрибуции контента, то придется заморочиться. Сайт нужно добавить в Дзен или привязать к каналу через Я.Вебмастер:

А это возможно только в том случае, если собственная аудитория площадки — как минимум 10 000 уникальных пользователей в день (DAU — Day active users) без переходов по рекламным объявлениям. И этот показатель должен держаться как минимум месяц до того, как вы решили работать с Дзеном.

Это существенные цифры, и похвастаться ими могут разве что крупные информационные порталы и СМИ. Яндекс получает информацию о посещаемости из собственных сервисов, анализируя запросы из Я.Поиска и данные пользователей Я.Браузера, а также подключая сведения из Метрики. Просто так прорваться не получится.

Выход из такой ситуации — создавать для Дзена уникальный контент и публиковать вместе со ссылками на сайт. А уже потом, когда сайт будет соответствовать всем требованиям, привязать сайт к Дзену.

Яндекс.Район — это новостная лента с сообщениями и постами от жителей определенной локации, своего рода соцсеть для соседей. На момент публикации статьи (декабрь 2019 года) сервис не очень популярен как площадка для пиара компаний, и даже в части скрытой рекламы уровень конкуренции низкий.

Между тем Я.Район, как и Я.Справочник, может принести пользу организациям с жесткой географической привязкой (косметическим салонам, стоматологиям, компаниям из сферы бытовых услуг и так далее). В частности, здесь можно:

  1. размещать сообщения об акциях и скидках со ссылками. Для этого можно использовать только ленту «Объявления», но даже этого достаточно для новой добавки к общей посещаемости;

  2. управлять репутацией: отслеживать отзывы, отрабатывать негатив и поддерживать позитив;

  3. запускать партизанский маркетинг.

Последние два пункта не влияют напрямую на SEO, зато сказываются косвенно, так как помогают бренду находить новую лояльную аудиторию.

Этот сервис поиска профессионалов также подходит для всех вариантов локального бизнеса. Пользователи здесь ищут разных мастеров, которые географически находятся близко к ним и являются специалистами в конкретной области — будь то сантехники, репетиторы, тренеры или юристы.

Этот сервис тоже не дает прямых улучшений SEO-параметров сайта, но позитивно влияет на бренд. Для компаний одна из рабочих моделей взаимодействия с этим сервисом — создать для каждого специалиста профиль и получать на них заказы. Для этого есть специальная форма с указанием организации:

Помимо очевидного преимущества в виде роста заявок, есть и более скрытые бонусы, которые можно получить от использования Я.Услуг. Иногда Яндекс добавляет в поисковую выдачу профили из этого сервиса при релевантных запросах, а это — возможность занять еще одну строчку в топе.

Бесплатная доска объявлений о продаже и сдачу в аренду жилой и коммерческой недвижимости. Как ясно из названия, среди компаний актуален для тех, кто занят в строительной сфере.

Агентство или застройщик может выложить базу своих объявлений от своего лица и продвигать их (аналогичный инструментарий есть, например, у «Авито» или ЦИАН).

По релевантным запросам объявления показываются в выдаче Яндекса на первой странице, причем визуально они выделяются фотографиями и ценой:

Последним в списке оказался Маркет, но не потому, что он менее значимый, а потому, что он платный. Все сервисы до этого не предполагали никаких денежных вложений, а за размещение в Маркете надо платить. Но платить есть за что, так как размещение в этом маркетплейсе дает:

  1. показы в Поиске, Картах и в самом Маркете;

  2. отзывы от пользователей и рейтинг магазина;

  3. настройку таргетинга — товары показываются только целевой аудитории;

  4. лояльность аудитории, поскольку Яндекс следит за качеством сервиса.

Служба проверки на Маркете действительно очень тщательно изучает всю деятельность магазина в рамках площадки, и за несоответствие требованиям его могут просто отключить. А чтобы снова пройти проверку и вернуться на маркетплейс, есть только 6 попыток. Если все они окажутся неудачными, дорога в Яндекс.Маркет будет закрыта.

Автор: Виталий Леонтьев, руководитель SEO-отдела SEO.RU.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine