Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Вот уже который год подряд игровые разработчики черпают вдохновение во второй половине XIX века. Именно на неё пришёлся один из наиболее знаковых периодов культурного и технологического расцвета человеческой цивилизации. Начало повальному увлечению викторианской Англией было положено блестящим стелс-экшеном Dishonored. Два с половиной года спустя эстафету у Корво Аттано перехватил усатый сэр Галлахад из The Order: 1886 — приключенческого боевика на стыке фэнтези, мифологии, стимпанка и чистой Sci-Fi. А сегодня мы поговорим о последнем детище Ubisoft — очередной серии «ассасинской» саги под названием «Синдикат». Причём разговор у нас пойдёт об аутентичности эпохи и убийственном арсенале «викторианских» специалистов по решению проблем.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Данный материал служит своего рода вводной во вселенную новой Assassin’s Creed, проводником по неоднозначному и полному нюансов историческому периоду. Всё нижеизложенное так или иначе представлено в игре, причём с маниакальным вниманием к мелочам и деталям, свойственным Ubisoft.

«Правь, Британия!..»

На вторую половину XIX века приходится период наивысшего расцвета Британской империи, на пике своего развития занимавшей 1/3 суши планеты Земля. И, как бы мы ни относились к фирменному английскому снобизму, в 1880-х над владениями королевы Виктории действительно никогда не заходило солнце. Владычество Великобритании тогда базировалось на трёх столпах: военном, экономическом и технологическом.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Крупнейший (и лучший!) военно-морской флот, позволявший контролировать морские торговые пути и сдерживать растущую мощь государств-соперников. Экономическое могущество метрополии обеспечивало множество колоний и доминионов — рынок сбыта английских товаров и источник дешёвых ресурсов. И, наконец, технологические инновации, активно и повсеместно внедряемые в жизнь Туманного Альбиона. Богатейшая страна мира не жалела денег на военно-прикладные исследования, часть из которых впоследствии была успешно реализована в повседневной жизни.

Впрочем, не стоит думать, что все ноу-хау того времени ковались исключительно на английских берегах. В то же самое время американцы Белл, Эдисон и Тесла развивали телефонную связь и электричество, русские Павлов, Сеченов и Пирогов поднимали на качественно новый уровень мировую медицину, немцы фон Сименс, Даймлер и Дизель работали над созданием двигателей внутреннего сгорания… Но, поскольку столицей мира во второй половине XIX века всё же был Лондон, технологические новинки появлялись там гораздо быстрее и чаще, чем в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Берлине или Париже.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Однако достижения прогресса служили в основном представителям аристократии и обеспеченных классов. Простой народ, которого из деревень в города гнали нужда и государственная политика пауперизации, получал от техно-бума крохи с барского стола. Бурный рост населения обеспечивал промышленность рабочей силой и позволял удерживать заработную плату на стабильно низком уровне: на каждого занятого британского рабочего приходилось минимум двое безработных.

Поскольку сельское хозяйство в Англии XIX века было на 90% представлено овцеводством, не требующим большого количества рабочих рук, простым деревенским работягам, согнанным за долги с земельных наделов, оставалось четыре пути. Устроиться за гроши рабочим на завод, завербоваться в армию, отправиться искать счастья в заморских колониях — или пополнить одну из уличных банд, в изобилии расплодившихся в Лондоне и других крупных городах. В «Assassin’s Creed Синдикат» с большинством из них вам предстоит познакомиться. И весьма близко.

Культура и общественные науки на берегах Альбиона развивались столь же бурно, как и технологии. Один из величайших сынов Британии сэр Чарльз Дарвин как раз в это время создавал и обосновывал теорию эволюции. Которая поначалу повергала в шок фальшиво-религиозных завсегдатаев богемных салонов, кичившихся своим чистокровным англосаксонским происхождением, а спустя некоторое время стала атеистической Библией для каждого мало-мальски образованного человека.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

В это же самое время в Лондоне жил и творил Чарльз Диккенс — великий мастер печатного слова, наряду с Шекспиром и Байроном, входящий в тройку величайших британских литераторов. «Большим надеждам», которые автор возлагал на реформы общественных устоев старой Англии, вызванным научно-технической революцией, не суждено было сбыться. Однако герои Диккенса, вне всякого сомнения, вдохновляли юные умы своим примером и делали лицемерный викторианский мир немного чище и добрее.

Английская молодежь благородного происхождения, глядя на социальную несправедливость и двуличие своей эпохи, всё больше проникалась идеями социалистического радикализма. Благо, в Лондоне регулярно оседали диссиденты и политэмигранты, которых на родине ждала справедливая петля за подрыв социальных устоев. В либеральной же Англии они могли безбоязненно проповедовать собственные учения и даже издавать свои труды внушительными тиражами. Одним из таких диссидентов был немецкий еврей Карл Маркс — великий теоретик диалектического материализма и автор монументального политико-философского трактата «Капитал», спустя 30 лет ставшего первопричиной цепи пролетарских революций по всей Европе.

Этих и других величайших современников эпохи, чьи годы жизни пришлись на начало 1880-х, также можно встретить на просторах «Assassin’s Creed Синдикат». Воочию, так сказать, лично и предельно близко.

«Боже, храни королеву!»

Несмотря на показной блеск, викторианская эпоха отличалась чрезвычайным лицемерием в общественных отношениях. Так, несмотря на гуманистические идеалы и равные права для всех граждан, уровень расизма в британском социуме просто зашкаливал, и в этом плане мог сравниться с таковым разве что у американцев. Дискриминация католиков поддерживалась на государственном уровне. Воспевание нравственности и семейных ценностей отлично уживалось с практически открытыми изменами мужей и посещениями британским нобилитетом борделей с малолетними жрицами любви. Лицемерное общество закрывало глаза на принудительный детский труд и отсутствие равноправия полов.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Двуличность в викторианской Англии считалась не только допустимой, но и обязательной. Говорить то, что от тебя ждёт общество, улыбаться, когда хочется плакать, источать любезности людям, внушающим тебе омерзение — штатный набор воспитанного человека тех времён. Лишь с самыми близкими людьми иногда можно было на миллиметр сдвинуть железную маску, скрывающую истинное лицо. Взамен общество с готовностью обещало не совать за эту маску свой нос.

Интересно, что королева Виктория, для всего мира бывшая образцом добродетели, для «домашнего пользования» сочиняла стихи, которые заставили бы покраснеть многих наших современников. А ещё непогрешимая венценосная леди неплохо рисовала карандашом и акварелью картины на стыке эротики и кое-чего пожёстче.

Железом и кровью

Во все времена и у всех народов в авангарде технического прогресса находились военные и индустрия, их обеспечивающая. В XIX веке Великобритания практически беспрерывно вела войны за колонии и влияние. Разумеется, стабильный приток в общество ветеранов боевых действий, привыкших с лёгкостью проливать кровь покорённых народов, не лучшим образом сказывался на криминальной обстановке Туманного Альбиона. Причём грешил смертоубийством не только рядовой и младший командный состав армии Её Величества, который зачастую набирали по кабакам и тюрьмам, но даже офицеры — в основном потомственные дворяне.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Картина общества, отлично изображённая Артуром Конан Дойлем в «Записках о Шерлоке Холмсе», описывает типичные людские пороки той эпохи, царившие в лондонском бомонде. Зарезать компаньона, не желая отдавать долю с боевых трофеев. Запустить падчерице в комнату ядовитую змею, чтобы не делиться наследством. Прострелить голову кредитору из-за карточного долга. Английский джентльмен 1880-х был способен на многое. В общем, криминальная обстановка оставляла желать лучшего. Причем непонятно было, где больше шансов нарваться на пулю или удар стилетом — в грязных переулках Ист-Энда или в будуаре на Бонд-стрит.

Именно поэтому в те времена на улицах Лондона было очень сложно встретить невооружённого человека. Тем более, что продажа оружия регламентировалась только деньгами. Право владеть средствами нападения и самообороны было гарантировано ещё в билле о правах 1689 года. Причем владение «огнестрелом» и клинком было не только правом, но и обязанностью каждого свободного человека, если он не принадлежал к католической вере. Оружие продавалось свободно, как трость или зонтик, и никто не видел в этом проблемы.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Впрочем, хорошее оружие стоило дорого, и позволить его себе могли только обеспеченные джентльмены. Представители городского криминалитета, весьма правдоподобно показанные в «Assassin’s Creed Синдикат», предпочитали тихие и дешёвые ножи, удавки и самодельные кастеты. Кстати, душили в Лондоне настолько часто, что для защиты горла от шнура или веревки — подручных средств грабителей-гарротеров — под высоким воротником носили кожаный ошейник высотой четыре дюйма (10,2 см), застегивавшийся сзади на медный замок. Он был чрезвычайно неудобен, и в 1859 году его высоту уменьшили до двух дюймов. Отказались от него лишь в 1880 году, как раз к моменту начала событий «Синдиката».

Словом, для многих лондонцев оружие в то время было элементом повседневного градероба, без которого выйти на улицу было даже как-то неловко. Однако, не будем забывать об описанных выше чопорных нравах британского истеблишмента. Как всюду носить любимый револьвер или клинок, и при этом не выглядеть параноиком? Выход очевиден — замаскировать их под какой-то предмет, не вызывающий подозрений или, упаси Боже, негативных ассоциаций. Так стали появляться трости-шпаги, пистолеты, вмонтированные в зонтики — словом, все эти вундервафли, в наше время считающиеся атрибутами шпионов. Некоторые из них вам предстоит опробовать в «Синдикате».

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Например, трость-клинок (или более «гуманный» вариант — трость с залитым в набалдашник свинцом) была непременным атрибутом не только одного из наших протагонистов — красотки Иви — но и шатающихся по борделям молодых аристократов. Мало ли чем могла обернуться ночная прогулка по злачным местам… Хотя все джентльмены с юных лет обучались боксу, и вполне могли грамотно отоварить одного-двух среднестатистических гопников, тростью оно всё же надёжнее. В одном из рассказов о приключениях Шерлока Холмса тот отбивается от троих негодяев именно с помощью такой дубинки.

Возвращавшиеся из Индии солдаты и офицеры колониальных войск зачастую привозили с собой на родину кхукри — непальский национальный нож (точнее — короткий ятаган), который так понравился главному герою «Assassin’s Creed Синдикат», что стал его любимым оружием. Боевой нож непальских гурков — первых настоящих «спецназовцев» Британской Империи — заслужил горячее признание анличан. От классического ятагана кхукри отличался лишь длиной лезвия, позволяющего носить его под плащом почти незаметно. Гурки, лихо орудовавшие этими клинками в ближнем бою, наводили на врагов такой страх, что кхукри быстро окутала аура немереной крутизны. Опять же, это была экзотика, а любовь к экзотике и показухе также была одной из характерных черт викторианского английского общества.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Одним из забавных и в то же время типичных примеров вооружения викториансокй эпохи считаются бесствольные револьверы, замаскированные под перстни-печатки. Идея совместить украшение и средство умертвления насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет. Чаще всего в роли смертоносных побрякушек выступали именно печатки и кольца: в них монтировали отделения для яда и отравленные шипы. Массивные кольца с острыми гранями могли работать и в качестве кастета. Однако эпоха «огнестрела» диктовала свои условия. И если в начале XIX столетия создать стрелковое оружие, которое помещалось бы в кольце, было практически невозможно, то появление унитарных патронов решило данную проблему.

Правда, отсутствие предохранителя и лёгкий спуск делали перстень-револьвер во взведенном состоянии опасным для самого владельца, да и револьверный барабан всё-таки штука немаленькая. Предполагалось, что все манипуляции по превращению кольца в оружие нужно производить перед самим выстрелом. Естественно, о «внезапном» применении устройства не могло быть и речи. Да и калибр патронов был просто миниатюрным – от 3,5 до 4 мм. Такие боеприпасы для реальной разборки не предназначены по определению.

Единственное, на что мог рассчитывать владелец подобной экзотики — внезапность и точность выстрела, при которых нападающий впадет в ступор… Или умрёт от смеха. Впрочем, даже психологический эффект явно был весьма сомнителен, поэтому сей девайс сохранился в нашей памяти лишь как забавная вещица и пример разработки, абсолютно не приспособленной к жизненным реалиям. О применении перстней-револьверов нет никаких свидетельств — возможно, потому, что применявшие их не прожили долго.

Насколько правдоподобен и достоверен «Assassin’s Creed Синдикат»?

Собственно, пистолеты-кольца, пистолеты-кнуты и большинство иных предметов обихода, совмещённых с огнестрельным или холодным оружием, были уделом не слишком уверенных в себе людей. Исключение, пожалуй, составляли лишь нарукавные пистолеты скрытого ношения, действительно способные выручить своего обладателя в трудной ситуации и достаточно правдоподобно изображённые в «Assassin’s Creed Синдикат».

Однако «серьёзные пацаны» как из городских низов, так и нобилитета, больше полагались на настоящий армейский «короткоствол». Например, шестизарядный револьвер Уэбли с переломной рамой, в 1887-ом принятый на вооружение Британской армии и остававшийся личным оружием английских солдат вплоть до 1963 года. Вероятно, именно таким револьвером пользовался доктор Джон Ватсон — ближайший друг и неизменный спутник Шерлока Холмса.

Ну, что ж, уважаемые джентльмены...

Героям «Assassin’s Creed Синдикат» (как, соответственно, и нам) повезло — у них и адекватные союзники есть, и кодекс чести, который не позволяет опускаться до уровня откровенных отморозков. Да и хитроумных гаджетов хватает, благо знакомствами в сфере науки и техники Джейкоба и Иви не обидели (чего стоит один только изобретатель телефона господин Белл). Но не это главное. Ubisoft филигранно передали дух непростой викторианской эпохи, наполнили игровой мир тысячами деталей, имеющих реальную историческую основу и вдохнули жизнь в виртуальный Лондон образца конца XIX века. И если вышеописанные истории и особенности быта Туманного Альбиона вам близки и интересны, в «Синдикате» возможно пережить и познакомиться с ними как никогда близко.

Посмотреть коллекционное издание «Assassin’s Creed Синдикат»

Ради чего вы играете в Assassin’s Creed?

Автор текста: Darth_Elven


©  4PDA