Уязвимости транспортных технологий позволяют угнать автомобиль или имитировать столкновение самолетов
Исследователи безопасности компании Digital Security в рамках хакерской конференции ZeroNights поделились новостями об уязвимостях компьютерных систем.
«Поскольку цифровые технологии уже давно вышли за рамки настольных компьютеров и электроника используется везде, то внимание как исследователей, так и злоумышленников переходит на устройства и системы, наиболее тесно связанные с жизнью людей и их благополучием, — рассказали CNews в Digital Security. — Своеобразным символом взрыва популярности таких исследований, хотя они, безусловно, были и раньше, стал червь Stuxnet, заражающий промышленные системы, а также последние исследования возможных атак на инсулиновые датчики и кардиостимуляторы».
Аналитики из Digital Security в рамках исследования безопасности встроенных устройств (embedded devices) изучили устройства слежения и локации, так называемые GPS-трекеры, которые широко используются для отслеживания местонахождения автомобилей, детей и даже преступников. Эти устройства также зачастую используются в качестве замены или дополнения к сигнализации автомобиля.
Исследователям удалось провести атаку, которая позволила подменять местоположение объекта на карте всего лишь с помощью отправки специального SMS на номер устройства, который достаточно просто узнать, взломав сайт трекингового сервиса или прослушав GSM-трафик рядом с устройством, сообщили в Digital Security.
Так, на конференции была вживую смоделирована атака, когда устройство находилось в зале, но после отправки SMS начало перемещаться по карте с безумной скоростью. «Несложно себе представить и обратную ситуацию, когда злоумышленник крадет машину, а на устройство посылает сигнал о том, будто оно стоит на месте, — отметили в компании. — Это намного продуктивнее, чем подавление сигнала GPS, так как в случае использования системы подавления сигнала факт угона будет очевиден».
«Основная опасность заключается в том, что атака достаточно просто реализуется и возможна благодаря тому, что немалая часть владельцев устройств (30%) не используют пароли на доступ. Но даже не зная пароль, можно провести аналогичные атаки или попросту отключить устройство, отправив его в бесконечную перезагрузку, — подчеркнул Дмитрий Частухин, исследователь безопасности из Digital Security. — В данный момент мы исследуем другие, более тонкие проблемы безопасности данных устройств».
Другое исследование представил кандидат наук по безопасности встроенных устройств из университета Eurecom Андрей Костин. Он обнаружил, что, используя сравнительно дешевые устройства стоимостью от $300 до $1500 и пару десятков строчек несложного кода, можно модифицировать данные сигналов протокола ADS-B — системы наблюдения воздушного потока, используемой диспетчерами и пилотами для отслеживания местонахождения самолетов и передачи других важных для полета параметров и данных.
«Как оказалось, данный протокол не использует никаких средств защиты при передаче данных, например, шифрование и прочную криптоподпись, несмотря на важность безопасности полетов и систем поддержки для контроля и управления полетами, — поделился результатами исследования Андрей Костин. — Это, очевидно, позволяет отслеживать все самолеты в режиме реального времени и, самое главное, посылать в эфир поддельные данные или подменивать данные в настоящих пакетах, чтобы, например, сымитировать на экранах контролеров полетов воздушное столкновение самолетов».
Последствия, по мнению эксперта, могут варьироваться от паники в штабе контролеров полета до, теоретически, срабатывания наземных процедур по предотвращению террористических актов и вызова срочных аварийных служб. «Далее мы намерены исследовать систему “Предупреждения Столкновения Самолетов” (СПС)», — сообщил Андрей Костин.
«Сегодня мы видим воочию воплощение тенденций атак на автомобили, самолеты и прочие средства транспорта. Здесь лишь хочется отметить, что, помимо атак, связанных с системами навигации, я уже не первый раз вижу в салонах самолетов разъемы под сетевой доступ, через которые можно подключаться к системам, так или иначе связанным с бортовым компьютером, — отметил Александр Поляков, технический директор Digital Security. — Не за горами — более серьезные угрозы. Тема анализа безопасности данных устройств уже не первый год набирает обороты на международном рынке, и наша компания также начала предоставлять подобные услуги — наверное, первой в России».
© CNews