"Кризис - это не конец экономической деятельности"

Евгения Шолохова, компания КаринИнтервью с Евгенией Шолоховой, коммерческим директором компании "Карин".

- Ряд участников российского ИТ-рынка стали отмечать некоторое оживление, которое было заметно уже в августе. Какова сейчас ситуация на рынке? Какие улучшения уже есть, а какие только наметились?

- Оживление, действительно, есть. Но скорее это связано не с окончанием кризиса, а с тем, что часть партнеров находилась в неком замешательстве в начале кризисной волны: не знали, что будет завтра, какие шаги предпринимать в дальнейшем, чтобы самим не прогореть, и партнеров "не подставить". Да и общая экономическая ситуация не способствовала оживлению с начала года.

Но кризис - это не конец экономической деятельности. Утвердили бюджеты, немного стабилизовался курс валюты, уменьшились оверстоки, и уже в начале июля мы почувствовали оживление.

- В каких сегментах наиболее заметно улучшение? Какая ситуация в других сегментах?

- С начала 3-го квартала мы отмечаем наибольшее оживление в работе наших партнеров в корпоративном сегменте. Учитывая, что первое полугодие большинство компаний закупали только жизненно необходимые товары, такие как расходные материалы, отдельные комплектующие на замену вышедшим из строя, с начала второго полугодия наметилось увеличение спроса на компьютеры, периферию, ноутбуки и софт. Хотя и необходимо отметить, что основной спрос заказчиков сконцентрировался в нише среднего ценового сегмента.

Что касается наших розничных региональных партнеров, то сезон отпусков, наложившийся на кризис, сделал свое дело. Оживление по продажам в этот сегмент мы почувствовали только к середине августа. Здесь стоит отметить, что хотя основной спрос также сместился в сторону среднего ценового сегмента, большинство наших партнеров возобновили закупки интересных технологически "продвинутых" продуктов. Поэтому в текущий момент мы восстановили показатели прошлого года по продажам нашего эксклюзивного бренда Antec .

- Какие видите фундаментальные причины для улучшения ситуации? Какие остались трудности и проблемы?

- Безусловно, главная причина улучшения - это достаточно большое количество "выживших" компаний и очищение рынка от "мыльных пузырей", накаченных деньгами поставщиков. Оздоровление рынка происходит, в том числе, за счет существенно сокращенного кредитования. Игроки рынка более осознанно подходят к выбору новых направлений, поставщиков и оценивают не только количество денег, на которое дистрибьютор готов их кредитовать, но и другие параметры, такие как сервис, дополнительные услуги, индивидуальных подход.

Риск невозврата дебиторской задолженности - актуальный вопрос как для нас, так и для многих компаний. Это уже сложившаяся практика, когда компании-дистрибьюторы берут на себя несвойственную им деятельность - кредитования. Большинство из нас делать это профессионально не умеют, и в итоге, даже если партнер подписал все необходимые бумаги, риск невозврата остается достаточно высоким по многим причинам. Громких примеров много: "Неоторг", "Ультра", а менее масштабных еще больше, что суммарно ведет к большим потерям.

- Как будут отличаться результаты 3 квартала по сравнению со 2 кварталом 2009 года? По сравнению с 3 кварталом 2008 года?

- С прошлым годом нам бы вообще не хотелось сравнивать. Кризис внес свои коррективы и в наши показатели, от средне-рыночных они почти не отличаются. Лучше сказать о том, что мы делаем, чтобы показатели 4 квартала 2009 опередили показатели 4 квартала 2008 года.

В рамках региональной политики по Antec мы предлагаем партнерам выгодные условия, не требующие от них дополнительных затрат. Кроме того, мы уже подписали соглашение с компанией Exegate и получили статус дистрибьютора по всей линейке корпусов Gigabyte, а также запустили совместно с Microsoft акцию "Техника для дома - каждому!".

За последний год в нашей компании произошло много изменений - из чистого реселлера мы превратились в дистрибьютора, кроме дилерского канала продаж у нас появился канал корпоративных продаж. И сейчас мы обдумываем новые проекты.

©  @Astera