"2010 год будет похож на предыдущий"

Евгений Заборцев, компания СодействиеИнтервью с Евгением Заборцевым, коммерческим директором компании "Содействие", г. Сыктывкар.

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?

- На мой взгляд, в 2009 году произошел естественный отбор. Компании, которые вовремя не сумели приспособиться к новым условиям, ушли с рынка. Остальные затянули пояса потуже, оптимизировали свои склады, провели чистку затрат, многие сократили штаты сотрудников. Очень чувствительный удар получили ИТ-компании, которые находятся в мощных промышленных регионах. Там спад составил до 60-70%.

- Как изменилась ситуация на рынке?

- Во второй половине 2009 года мы ощутили, что нам постоянно не хватало товара. Видимо, не только дистрибьюторы сократили свои склады, но и производители сократили объемы производства. С серверным оборудованием был полный провал. Ждали по 2-3 месяца, некоторые контракты до сих пор не закрыты. Самые большие проблемы по наличию на складах были по товарам НР и Canon.

- Как изменился потребитель?

- Потребитель стал более требователен к своим заказам, к срокам выполнения работ и поставок. В то же время появились коммерческие структуры, которые начали задерживать оплаты. Госсектор урезал свои бюджеты на ИТ. У нас были случаи, когда мы уже готовили конкурсную документацию, но в последний момент конкурсы отменяли из-за отсутствия финансирования.

- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?

- Для нас 2009 год в целом стал достаточно успешным. По всем направлениям - корпоративные продажи, розничные продажи, сервисное обслуживание и др., наблюдается рост от 7% до 38% (в долларовом исчислении - прим. редакции). Мы открыли новые магазины. Компания не проводила сокращение сотрудников, а наоборот - мы постоянно были в поиске новых квалифицированных кадров. Остались все социальные выплаты для сотрудников. Как и все компании, мы очень пристально взглянули на свои расходы и провели оптимизацию. Кризис помог обратить внимание на те расходы, которые выпадали из поля зрения в докризисное время. И это дало свои результаты.

- Какие ожидания от первой половины 2010 года?

- Первая половина года традиционно менее успешна. Это связано с тем, что все компании и госструктуры подводят итоги, распределяют бюджеты, выясняют свои потребности и только потом начинают осваивать бюджеты. В первой половине года остается надеяться на розничные продажи.

- Какие планы на 2010 год?

- Мы планируем провести реорганизацию всей службы оказания услуг. Очень бы хотелось порадовать наших клиентов оперативным и качественным гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Развить направление по аренде оборудования с программным обеспечением. Из-за кризиса такие предложения все больше пользуются спросом. Многие начинают понимать, что лучше взять в аренду, чем платить большие деньги за приобретение железа с софтом: а вдруг бизнес не пойдет, и куда это все потом девать. Железо-то продать можно, а вот софт пропадет.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

- В нашей стране очень трудно прогнозировать. Мне кажется, что 2010 год будет похож на предыдущий. Большинство ИТ-компаний будут стараться сохранить свои позиции, нежели расти. Сейчас никто не хочет вкладывать деньги в сомнительные проекты. А у нас многие считают покупку для себя качественных ИТ-решений как статью затрат, и затрат достаточно больших. Мало кто может оценить ценность ИТ-решений для бизнеса, отсюда и зажимание бюджетов на развитие ИТ.

- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?

- Мне кажется, рост будет в продажах программного обеспечения. Связываю это с тем, что достаточно большое количество людей и компаний стали предпочитать покупать лицензионный софт. Microsoft учел свой печальный опыт выхода на рынок с Windows Vista и сейчас 7-ка стартовала очень неплохо. Также мы ожидаем выхода MS Office 2010. Если более динамично начнется развитие проекта "Электронное правительство", то это тоже должно внести оживление на нашем рынке. Ну и, конечно, хитом сезона должен стать Федеральный Закон "О персональных данных". Тут совсем полный туман, но многие уже умудрились в 2009 году заработать на нем деньги.

©  @Astera