Вижу цель, не иду к ней: как приводить проекты к результату

Всем привет!   

Меня зовут Екатерина Гроцкая, я прошла долгий путь в IT — от оператора call-центра до техлида продукта в МТС Диджитал. И чем бы я ни занималась — поддержкой пользователей, сопровождением и разработкой продуктов — я сталкивалась с одной и той же проблемой: мы часто закапываемся в детали реализации и забываем, ради чего вообще начинали всё делать, какова была наша цель. История выглядит знакомой? Набив шишек, я нашла решение — в статье делюсь своими кейсами и выводами из них.  

09854abcef1b0ba82bf2446f7a3b45be.PNG

Про проблему и причины появления статьи

Уверена, многие оказывались в ситуации, когда посреди срочной и важной задачи становится ясно, что вы занимаетесь не тем. 

Ведь хотели улучшить определенные показатели, специально что-то для этого разрабатывали, но в итоге получаете совсем не то, что планировали. А для чего мы тогда всё делали?  

Для примера расскажу одну историю. 

Я руководила проектом внедрения CRM для отдела продаж. На одном из этапов нам нужно было добавить в CRM подсказки по общению с клиентом: что делать после разговора, где какие контракты искать, как завершить продажу — такого рода. Эти подсказки лежали в отдельной системе. Времени на этап было мало, но мы с энтузиазмом взялись за то, что назвали «Настройка интеграции с системой подсказок». 

Проблема крылась, как оказалось, в слове «интеграция». Целый месяц мы крутили задачу и так и этак, она переходила из спринта в спринт, мы тратили ресурсы, но не получали результата. Обнаружились технические ограничения, которые мы не могли обойти:  чтобы «подтянуть» подсказки, нужно было за пользователя авторизоваться в системе подсказок. Мы не могли этого сделать по соображениям безопасности данных пользователей.  

История тянулась бы ещё дольше, если бы нам не задали вполне логичный вопрос:   

«Процесс по продажам достаточно типовой. Вы не хотите просто вставить текстом инструкцию, что нужно делать, без интеграций?».  

Мы подумали и поняли, что это идеальное решение для такого случая. Чуть позже изменилась задача: нас попросили сделать решение, которое будет работать только через интеграцию. Поэтому оптимальный для нас вариант с текстовыми подсказками мы не смогли использовать дальше.  

Сейчас я понимаю, что если бы цель не изменилась и нам все еще было нужно решить вопрос в кратчайшие сроки, мы бы сделали этим простым способом

Понимаете, о чём я?  

Справедливости ради, у таких ситуаций могут быть разные причины: от технических ошибок до неверной гипотезы. Но, по моему опыту, истина часто где-то посередине: при раскрутке гипотезы мы слишком углублялись в детали реализации, что забывали о ценности, о цели.  

Как мы забыли, что пользователю хорошо бы видеть эти подсказки как можно скорее? И ему совсем не важно, как именно это будет реализовано.

4602b4d456047afaab0a3bfd626b4556.PNG

Другая история — из сопровождения продукта. Я была заместителем директора департамента внутреннего сервиса с опытом руководства всего в полгода.  

В ведении департамента был почтовый сервис. Через него техподдержка получала обращения от пользователей, и ходила внутренняя почта. И вот ломается один из серверов — аппаратная неисправность, как выяснилось позже. Всё встаёт — техподдержка доступна только по телефону, документы между офисами и филиалами не отправляются, коллапс. Команда решила, что важнее всего — отремонтировать вот этот конкретный сервер. Бросились искать причину, решать проблему. Всё это заняло полтора часа. Целых полтора часа вся почтовая система не работала.  

Уже после мой руководитель спросил о причинах, а вторым его вопросом был: «А почему вы просто не вывели его из почтовой системы?». Действительно, можно было вывести бунтаря из системы за 15 минут, восстановить работу и спокойно заняться ремонтом. Ведь на самом деле цель была в бесперебойной работе. Мы сделали из ситуации выводы и поменяли алгоритм работы на будущее. 

Про знакомство с книгой «Цель» 

a20f07c5f14d498af7ccb3b7561305bb.PNG

Примерно через полгода после истории с почтовым сервером я стала руководителем большого проекта по внедрению CMDB и нового Service Desk.  

Опыта с CMDB ни у кого в компании не было вообще, нужно было пройти весь путь с нуля. Как подступиться к нему — вообще неясно. Как вообще люди начинают проекты в таких случаях? Мой руководитель (да-да, тот, что в прошлой истории задал правильный вопрос) посоветовал книгу «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» Элияху Голдратта.  

В книге идет речь об убыточном заводе, которым руководит главный герой. Он ищет способы не допустить закрытия своего производства. А для этого ему нужно найти цель работы предприятия, понять, что на неё действительно влияет и как её достичь. 

Я читала эту книгу дольше всех других в своей жизни. Иногда мне хватало одной строчки или страницы, чтобы уйти в рефлексию. События и поступки героя я перекладывала на свои. 

Проект с CMDB мы завершили успешно. Набили, правда, при этом много шишек, выбросили часть трудов в корзину, упустили некоторые сроки. И это тоже был хороший опыт. 

Урок 1. Эффективность и оптимизация 

«Так дай мне столько людей, сколько надо»,  — говорит главный герой.

«У тебя достаточно людей. Посмотри на показатели эффективности, Бога ради. У тебя есть всё, чтобы добиться улучшений», —возражает руководитель.

И в этом моменте я узнаю себя. Например, когда я ещё только начинала строить отделы, я часто говорила, что мне не хватает людей. Ещё казалось, что мы не выполняем нужное количество задач, не достигаем показателей именно из-за этого. Я не пыталась вложиться в оптимизацию процессов: что-то убрать, упростить — нет. Вместо этого просто ходила и говорила: «Дайте людей». Не скажу, что тут есть однозначное решение, конечно. В некоторых ситуациях действительно проблема бы так и решилась, но у меня это был уже автоматизм. 

Урок 2. Истинные цели

Я проживала вместе с героем поиск цели существования завода. Конечно, с поправкой на свою специфику.  Например, когда я работала в сопровождении продуктов, я долго считала истинной целью обработку как можно большего числа обращений. Но на самом деле это не так.

Главный герой пишет:  «Теперь мне всё стало ясно (после долгих размышлений). Цель производственного предприятия — делать деньги».  

На самом деле это касается абсолютно любой деятельности. Да, мой отдел — поддержка— не приносит денег напрямую. Но тогда моя задача — оптимизировать работу так, чтобы снизить затраты и не нанимать новых людей, когда это не нужно.  

Урок 3. Баланс 

У главного героя на протяжении книги возникают проблемы в личной жизни, он отдаляется от семьи и уходит в работу, но дела идут только хуже. 

Почему мне это близко? Я тоже сместила этот баланс.  

Принято делить жизнь на две части: личное — семья, отношения — и работа. На самом деле сторон больше, тут и хобби, и здоровье, и множество других аспектов жизни. Я же целиком уходила в работу.  

Это как колёса у машины. Если ты накачал до предела только одно из четырёх, а остальные сдуты, то никуда ты не поедешь.  

dc6b8690289bb2cf6f54026d87e885e4.PNG

Жизнь с целью 

Благодаря опыту и, отчасти, книге, я постепенно научилась помнить об истинных целях того, что я делаю. Уже в половине случаев (и я думаю, это успех!) я помню, ради чего я работаю над чем-то. 

Мне помогает принцип: «Подвергай сомнению всё, что делаешь». Например, сейчас, при работе над проектами уже в МТС я регулярно задаюсь вопросами: «Зачем это нужно сделать? Можем ли мы без этого обойтись?». Бывает, что временные решения — единственный вариант быстро разобраться с острой проблемой, сохранив ресурсы. 

Но зачастую лучше сразу создавать постоянную функциональность, не размениваясь на то, что будет использоваться недолго и вскоре уйдёт в мусорку. Всегда важно оценивать полную ситуацию перед принятием решения.  

Оформила принципы и уроки, полученные из личного опыта и книги в небольшой чек-лист. С его помощью можно понять, что вы двигаетесь в правильном направлении внутри своего проекта. При составлении чек-листа я добавила пункты из биографии Илона Маска, написанной Айзексоном Уолтером. 

Чек-лист «Как понять, что работа на проекте выстроена оптимально» 

16951a4a007a0b46ee689c010e46db3e.jpg

  • Каждый член команды выполняет те задачи, которыми он должен заниматься. Нет ситуаций, когда все делают всё, и размыта зона ответственности;

  • Процессы, которые можно автоматизировать, убрать или упростить — автоматизированы, убраны или упрощены.  Возможно, даже есть ТЗ на правильную постановку ТЗ;

  • Все поставленные задачи ведут к цели. Если смотрим на задачу и не понимаем, как она поможет получить нужный нам результат, отказываемся от неё или даём самый низкий приорите;

  • Не приходится постоянно тушить пожары. Минимум переработок и сидений над проектами в ночи. Помним об отдыхе и балансе рабочего и личного;

  • У вас есть четкие DOR и DOD — индикаторы того, что задача готова к взятию в работу, и того, что после исполнения задача соответствует поставленным требованиям;

  • У вас выстроен процесс мотивации сотрудников, им интересно работать в команде над проектом.

Мой опыт субъективен, но, думаю, что учиться лучше на чужих ошибках. Возможно, уже завтра вы вспомните эту статью и скажете команде: «Ребят, но мы же делаем совсем не то!», и ещё одна истинная цель не будет забыта.

© Habrahabr.ru