Фича-пати и что в ней важнее: фича или пати?
Привет, Хабр! Мы — ИТ-команда департамента Блока »Сеть продаж», отвечаем за физическую сеть Сбера: банковские отделения, банкоматы, работу выездных сотрудников и многое другое. Поделимся опытом внутренних мероприятий, нацеленных на развитие сообществ, вовлечённость сотрудников и обмен опытом.
К августу 2022, или трёхлетию нашего департамента, команда сильно разрослась, до почти тысячи человек. Появилось много новичков из разных «функций» разработки (QA, dev, DevOps и так далее), перешедших к нам внутри Сбера или из других компаний. К этому времени у нас уже были выделены лидеры компетенций по «функциям». Их основными задачами, помимо работы в своих командах, стала помощь сотрудникам в технических вопросах, советы по обучению и развитию, помощь в написании статей и подготовке выступлений. В результате родилась идея проводить мероприятия для обмена опытом. Департамент большой, в нём много команд, все выполняют разные интересные задачи, и необходим инструмент объединения, удобный формат, когда можно высказаться, поделиться полезным, по-хорошему похвастаться достижениями, рассказать что-то полезное коллегам. Как раз лидеры компетенций и помогали в организации и проведении подобных активностей.
Что такое фича-пати и зачем они нужны?
Блок «Сеть продаж» проводит технические фича-пати, на которых представители бизнес-заказчика рассказывают про запуски продуктов, достижения, результаты и многое другое, что может сплотить команду, подбодрить и вдохновить. Но так как наш Департамент занимается разработкой внутри Блока, нам нужны немного другие акценты. Первым направлением для нас стала техническая фича-пати, на которой инженеры, команды и техлиды могли бы поделиться опытом сразу со всем департаментом, дать полезные рабочие подсказки и советы коллегам.
Какие цели мы преследовали:
Обмен опытом. Обсуждение на таких мероприятиях помогает сэкономить время команд, потому что сотрудники знают, к кому обратиться за внедрением или использованием нового для извлечения максимально быстрой пользы. Растут технические компетенции.
Тренировка докладчиков. Коллеги могут потренироваться выступать в уютной, комфортной, дружелюбной атмосфере. Всё это поможет в дальнейших выступлениях на более высоком уровне (на весь банк или внешние выступления).
Вовлечённость. Сотрудники лучше понимают, чем занимаются их коллеги инженеры, что все работают над общим благом, создают одну глобальную экосистему. Они чувствуют себя не просто частью огромного механизма, а частью механизма, который приносит пользу и добро. Люди приходят домой и рассказывают родным и друзьям о каких‑то классных вещах, которые делают со своими коллегами, и видят, как это влияет на других.
Удержание. Сотрудники знают, чем занимаются смежные команды инженеров внутри Департамента, в курсе интересных проектов и направлений. Поэтому выше шанс, что они захотят перейти внутри Департамента, а не уходить в другие компании или Департаменты.
Программа рекомендаций. Коллеги знают, что у нас есть что‑то интересное, и смело рекомендуют нас знакомым, тем более мы платим бонус за успешные рекомендации.
Какие темы поднимались на технических фича-пати
Вот несколько тем из нашего опыта:
Обсуждали Shift‑left Testing и нагрузочное тестирование.
Как за две недели сделать мониторинг со сбором пяти тысяч инфраструктурных и прикладных метрик.
Библиотеки для разработчиков.
Как сократить 20 часов монотонного написания кода для работы с БД до 20 минут при помощи созданного инструмента rest‑generator.
Про событийный сегмент (что это такое, какое место занимает в интеграциях нашего Блока).
Рассказывали о созданных фреймворках, позволяющих стандартизировать тесты. Обсуждали как их писать и делать читабельными для всех.
Обсуждали подходы к DevOps.
Как выстраивать и развивать автоматизацию тестирования.
Unit‑тестирование фронтенда.
Подходы к методологии Сберджайл.
Как организовать фича-пати?
Сперва необходимо найти докладчика, готового поделиться интересной темой. Часто руководители советовали нам сотрудников, которые создавали на работе что-то, что необходимо было похвалить и поддержать на более высоком уровне, что могло бы принести глобальную пользу. Бывало, что и сами сотрудники приходили через лидеров компетенций, чтобы вместе с нами организовать мероприятие.
Далее мы встречаемся и обсуждаем тему и наработки для презентации, лидеры компетенций помогают отсмотреть материал. Потом мы устраиваем репетицию выступления, а лидер компетенций может составить потенциальные вопросы из зала, чтобы докладчик был готов.
Планируем выступление, приглашаем коллег.
Все мероприятия мы проводили в онлайн-формате, записываем и потом выкладываем в специальной библиотеке вместе с презентацией и контактами докладчика, чтобы коллеги могли с ним связаться.
Важные советы по организации
Это не должно быть нудно, монотонно, скучно. Делайте просто, понятно, полезно и наглядно.
Это не должно быть какой‑то «обязаловкой». Поощряйте желающих выступить, привлекайте докладчиков какими‑нибудь наградами (мерчем, повышенной самооценкой, репутацией). Похвалите их потом на встрече за выступление.
Стремитесь к регулярности мероприятий, чтобы сотрудники не думали, что это временное явление.
Репетируйте, записывайте встречи, делитесь презентациями — это поможет избежать оттока скучающих слушателей. Все мы работаем, невозможно найти устраивающее всех время и день, потом кому‑то будет удобно посмотреть запись и пролистать презентацию в подходящее время.
Проводите опросы сотрудников по итогам, следите за метриками посещаемости — нужно ли им это? Видят пользу? Какие темы им интересны в будущем? Какого докладчика выделяют?
Чем ещё можно разнообразить технические фича-пати?
У нас уже проходят фича-пати бизнеса, на которых рассказывают про запуски продуктов и финансовые показатели, и технические фича-пати для инженеров. Спустя какое-то время мы задумались о менеджерских фича-пати. Для чего они нужны? В большом департаменте много направлений и разных команд. Вместе они делают нечто важное, осязаемое, понятное, а главное — очень интересное. Однако иногда бывает так, что коллеги так погружены в работу, что не знают, чем занимаются их соседи по этажу. На менеджерских фича-пати руководители команд рассказывают о своих командах, подходах, задачах, достижениях. Это нужно для того же удержания, вовлеченности и программы рекомендаций.
Какие темы мы поднимали:
Давали советы сотрудникам, как ориентироваться и не потеряться в нюансах крупнейшей компании.
Обсуждали технологические тренды 2023–2050.
Рассказывали о новых командах, которые присоединились к Департаменту (кто они и что делают), или о тех, кто давно работает.
Рассказывали про команду управления сопровождения сервисов.
Обсуждали подбор персонала в ДИТ «Сеть продаж».
Рассказывали про продукты канала B2C и лучший клиентский опыт.
Отмечали день рождения нашего департамента.
Рассказывали про разные функции инженеров, представленные в Департаменте.
Устраивали встречи с кибербезопастностью.
Обсуждали работу по методологии Сберджайл.
Показывали впервые некоторые внутренние разработки, которые потом применялись во всём Департаменте.
Подведение итогов
Идеальным итогом было бы превращение выступления в статью, или наоборот. Например, можно устроить выступления, на которых докладчики рассказали бы о своих впечатлениях, поделились опытом с теми, кому не удалось посетить какие-нибудь конференции. Или это может быть обсуждение обучения, или интервью с преподавателями о том, какие обучения они проводят и какой полезной информацией могли бы поделиться с коллегами.
Всё это сможет мотивировать на обучение или выступления, которые будут развивать ваш бренд работодателя, поможет в реализации сотрудников, улучшит атмосферу в команде (горизонтальные связи).
Мы проводим фича-пати регулярно, потому что важно, чтобы команда привыкла и знала о них. И тогда со временем на таких мероприятиях возникнет особая атмосфера.
Благодаря фича-пати у нас вырос поток кандидатов по программе рекомендаций, так как сотрудники лучше представляют себе окружающее пространство и легче ориентируются.
Делитесь фичами, которые могут пригодиться командам и коллегам. Таким образом вы отмечаете успехи ваших сотрудников. Проводите легко, непринуждённо и регулярно, чтобы люди ждали такие мероприятия.
Следите за трендами в компании, черпайте вдохновение в них и делайте фича-пати на основе таких данных.
А ответом на заголовок будет: и фича, и пати :)