Vision Zero — безопасные улицы

xiqse1m62bj4n2w-qdjknlut_ug.jpeg

Смертность на дорогах можно уменьшить. Для этого вовсе не нужны сложные компьютерные системы, беспилотники, монорельс и прочая ерунда. Но нужно будет поменять подход к проектированию городской среды.

Наиболее успешным подходом сейчас считается норвежская инициатива Vision Zero (ноль смертей), которая постепенно распространяется в Европе. На хабре уже была разгромная статья про нее. Теперь пришло время, наоборот, похвалить Vision Zero и подчеркнуть ее плюсы.

Водитель не виноват

Виновата инфраструктура. Один из главных принципов Vision Zero — участники дорожного движения будут иногда ошибаться, а инфраструктура никогда не должна ошибаться.

Каждый раз, когда происходит смертельный случай на городской улице, связанный с автомобилем (наезд на пешехода), проводится расследование и выяснение факторов, которые привели к аварии. И в инфраструктуру вносятся изменения.

Если параметры перекрестка дают водителю выполнить неправильный маневр (поворот налево на полной скорости), то нужно сделать редизайн перекрестка (сделать круговое движение). Если водитель не может увидеть велосипедиста из-за слепой зоны, то велодорожка будет переделана так, чтобы велосипедист приближался к дороге под правильным углом.

В результате, инфраструктура не дает людям совершать опасные ошибки, а все прочие ошибки больше не приводят к смертельным случаям.

Пешеходная инфраструктура

ewor7jncj8j79jpqyy0-fqfv_ey.jpeg

В норвежском городе Осло можно встретить непрерывные тротуары. Если второстепенная улица примыкает к главной, тротуар ее пересекает. Для водителей тротуар служит искусственной неровностью.

Островки безопасности посередине улиц защищают пешеходов и создают искусственное сужение полосы для автомобилистов. Ночью они светятся.

На некоторых улицах пешеходам разрешено переходить улицу в любом месте, не только по переходу. Это создает хаос, необходимый для безопасности всех участников движения. Секрет простой: чем больше хаос — тем более внимательным будет самый опасный участник движения — водитель автомобиля.

Большим сторонником Vision Zero в России является Варламов и его команда. В этом видео он сравнивает инфраструктуру в разных странах (из этого видео позаимствованы две предыдущие картинки).

Убрать разметку и дорожные знаки

С той же мыслью норвежцы убрали большинство дорожных знаков. Они не нужны. Их наличие дает водителям право разгоняться на городской улице, а это опасно. Хаос на дороге введен специально, чтобы автомобилисты двигались медленнее и уступали дорогу другим участникам.

Отсутствие разметки также имеет свои плюсы. Раньше дорога была разделена двойной сплошной линией, нарисованной посередине и разделяющей направления движения. Пересечение этой линии незаконно и ведет к большому штрафу. Теперь эта линия убрана, и водитель может выехать на середину дороги, чтобы обогнать велосипедиста. Как ни странно, на такой дороге всем хватает места.

Пешеходные ограждения — это плохо

Они заставляют водителей думать, что они на гоночном треке, и увеличивать скорость прямо перед пешеходным переходом, который спрятан сразу после забора. При столкновении автомобиля с забором элементы забора превращаются в быстро летящие поражающие элементы. Пешеходы предпочитают перелезать через заборы. Забор затрудняет уборку снега зимой. Забор мешает велосипедистам ехать вдоль края дороги.

Разумеется, заборы не нужны в городе.

Лестницы — плохо.

С них можно упасть, особенно зимой. Лестницы недоступны для маломобильных категорий граждан. Лифт — это сложная машина, которую нужно обслуживать. Чаще всего он сломан. Хорошей идеей будет сделать обычный пешеходный переход вместо подземного или надземного. Дешево, сердито, сравнительно безопасно.

Одна полоса для движения автомобилей

Некоторые авторы хабрахабра пытаются вычислить стоимость перестроения автомобиля из одной полосы движения в другую. Считается, что автомобильные пробки возникают из-за перестроений. Это отчасти верно. В безопасном городе будущего полоса для движения автомобиля будет всегда одна в большинстве мест. Вторая полоса — для автобуса. Однополосную дорогу легче переходить. Движение на ней более упорядочено и предсказуемо.

Автомобили вместе с велосипедами

Иногда выделенной полосы для автомобиля вообще не существует. На этой улице автомобили делят общую полосу с велосипедистами. У велосипедиста здесь приоритет.

Уличной парковки больше не существует

Самая острая тема — это парковки в центре города. Их хотят убрать совсем. Таким образом в городе принудительно снижается число поездок на автомобиле в пользу других видов транспорта. Исключение только для инвалидов-маломобильных людей, которые вынуждены передвигаться на автомобиле.

Возможно, в будущем автомобили вообще попадут под запрет. Вот видео, разбирающее преимущества такого решения (на английском).

Парадокс пружины. Что будет, если закрыть одну из улиц полностью?

Этот парадокс реально работает в случае с пружинами, резинками и т. д. Его можно применить и к системе автомобильного транспорта, там где участники движения сами выбирают маршрут путешествия. Представьте себе небольшую улицу в городе. Эта улица удачно соединяет районы, и поездка по ней длится 5 минут в свободные часы. В час пик поездка по этой улице длится 60 минут. Потому что пропускная способность зависит от нагрузки. Эту улицу можно объехать по четырем соседним улицам. По соседним улицам поездка длится 10 минут, а в час пик — 20 минут.

Какой маршрут вы выберете для поездки на автомобиле? В системе возникает эквилибриум, когда нагрузка распределяется примерно поровну.

Если закрыть загруженную улицу, то трафик распределится по остальным улицам, и эффективность сети вырастет. Не спрашивайте, почему. Однажды в американском городе хотели закрыть одну из улиц на ремонт. Опасались, что это приведет к коллапсу на соседних улицах, но получилось наоборот. Парадокс.

Induced Demand — пробки на дорогах созданы искусственно

myctnhp-swhdxhkqfvabp_oggg4.jpeg

Добавление новой полосы для движения автомобилей временно решает проблему автомобильных пробок, но одновременно ухудшает ситуацию на соседних еще не расширенных улицах. В долговременной перспективе это приводит к увеличению количества автомобилей. Город становится автомобиле-ориентированным, и в нем трудно жить тем, у кого автомобиля нет.

Сильнее всего от эта проблема проявляется в Америке, вот видео с объяснением проблемы (на английском).

Фантомная велосипедная полоса

xm4wvu-z19tgsigv4-kylsztk80.jpeg

Однажды в американском городе жители одной из улиц проснулись и обнаружили, что им поменяли разметку на асфальте. Разделительная полоса посередине исчезла, вместо нее появились две Advisory Bike Lane (рекомендательная полоса для велосипедистов) по краям. После небольшого скандала пришлось вернуть все как было. Но перед этим эту улицу успел посетить известный ютубер (Road Guy Rob), рассказывающий про дорожную инфраструктуру, чтобы самому во всем разобраться. В результате получилось видео (на английском).

Изобретатель, посвятивший себя изучению безопасности дорожного движения, придумал новую разметку. Теперь незащищенные участники движения (велосипед, самокат, гужевая повозка, роликовые коньки) могут двигаться по одной дороге с автомобилями. И всем хватает места. Разделительной полосы нет, можно обгонять. Если два автомобиля поедут навстречу, одному из них придется заехать на велосипедную дорожку, и это разрешено.

Местные жители не были предупреждены, поэтому они восприняли нововведение в штыки, и разметку пришлось заменить на прежнюю. Но идея была хорошая. К тому же, на прилегающих улицах нет разметки вообще. Потому что этим дорогам присвоен низкий приоритет, они прилегают к частным домам. Если бы там была разметка, водители бы разгонялись слишком быстро.

Пробки возле школы

7hm2dcvj4zk3_wibpe30aiwyymi.jpeg

Каждое утро автомобилисты выстраиваются в длинную очередь, пытаясь отвезти детей в школу. Дети выходят из автомобилей и пробегают последний участок сами. Раньше дети ходили в школу пешком или ехали на велосипеде. Причин этому много, подробнее в видео (опять на английском). А предложенное решение меня удивило. Они называют это Scool Bus on Foot (пеший школьный автобус). Волонтеры из старших классов надевают свето-отражающие жилеты и идут пешком вместе с группой младших учеников от дома до школы.

gbpb7mvddtezyv7jox91ynlund0.jpeg

Проект «школьная улица» предполагает временное закрытие автомобильного движения на улице, прилегающей к школе.

o-d10aiobnopm1m15jauiecmojc.jpeg

На велосипеде зимой…

Почему бы и нет. Езда на велосипеде зимой очень популярна в городе Оулу (Oulu) на севере Финляндии. Город находится на той же широте, что и Архангельск (65 сев. ш.). Когда выпадает снег, на велосипедную дорожку выезжает уборщик снега. Через несколько часов дорожка чистая. Велосипед неплохо управляется на утрамбованном снегу. Испытано на себе.

* * *

Материалы для этой статьи накапливались постепенно. Многие из этих видео я нашел случайно благодаря рекомендациям системы YouTube. Не надо спешить применять эти советы повсеместно прямо сразу, но стоит начать с малого. Надеюсь, в будущем вы и ваши дети будете жить в городе с безопасными улицами.

Извините за орфографию. Не успел проверить. Если вы заметили фактологическую ошибку, сообщите о ней в комментариях.

© Habrahabr.ru