В Китае создадут телескоп для поиска инопланетной жизни на расстоянии до 32 световых лет от Земли

В Китае разрабатывается проект поиска с помощью космического телескопа двойников Земли вокруг солнцеподобных планет в относительной близости к нашей звёздной системы. Телескоп могут отправить в космос в 2027 году.

e51a412b464ac75c2427dbd8ca050fcf.JPG

Всего китайские учёные отобрали около ста звёзд, которые могут стать претендентами на поиски жизни. Предполагается, что они отличаются умеренными температурами и возможностью наличия воды в жидкой форме. Все выбранные звёзды находятся не далее, чем на расстоянии 32 световых года от Земли.

Китайский проект Closeby Habitable Exoplanet Survey (CHES) будет искать экзопланеты с массой, равной Земле или несколько большей, находящихся на любой орбите.

Нынешние средства позволяют обнаруживать только те экзопланеты, которые пересекают диск звезды наблюдаемой системы. Это всего 0,5% из всех возможных орбит.

Учёные намерены расширить поиски за счёт более точных измерений положения звёзд. Они отмечают, что какой бы малой по сравнению со звездой ни была бы планета, она, тем не менее, оказывает гравитационное воздействие на неё. Таким образом, звёзды с планетарными системами постоянно совершают в небе небольшие движения, и это позволяет достаточно точно рассчитать размеры невидимой с такого расстояния планеты и вычислить её орбиту.

Новая лазерная методика измерения в основе телескопа CHES обещает в 10 раз большую точность. Например, система позволит с Земли различить перемещение объекта на Луне всего на один миллиметр.

Проект телескопа предстоит утвердить в этом году, а в космос его смогут вывести через пять лет. Расположить телескоп CHES планируется в точке Лагранжа L2 на удалении 1,5 млн км от Земли, недалеко от телескопа «Джеймс Уэбб». Последний будет наблюдать за всеми объектами Солнечной системы: делать снимки планет-гигантов и колец Сатурна, изучать Пояс Койпера, анализировать атмосферу Марса, и т.д.

Кроме того, китайские учёные изучают ещё как минимум три проекта, связанных с экзопланетами. В рамках Earth 2.0 будут использовать семь телескопов для исследования экзопланет в галактике Млечный Путь, с транзитным подходом, аналогичным телескопу Kepler, но с полем зрения, в 10 раз большим. Запуск Earth 2.0 запланирован на 2026–2027 годы.

Ещё один проект Miyin находится на стадии концептуальной разработки. В рамках него планируется использовать несколько небольших телескопов для поиска пригодных для жизни планет.

Наконец, учёные работают над телескопом HABITATS (HABItable Terrestrial planetary ATmospheric Surveyor). Он оснащен 6-метровой апертурой и предназначен для обнаружения молекул воды, кислорода и озона в атмосфере экзопланет. Телескоп должны запустить в течение 15–20 лет.

На сегодняшний день обнаружено свыше 5000 экзопланет. Большинство из них намного превышают размеры Земли и находятся вне пригодной для возникновения жизни зоне.