Тимлид — быть, а не казаться

Привет! Меня зовут Филипп Кондрашов, я руковожу разработкой DS-решений в бигдата билайн. Как-нибудь расскажу вам, как наша команда строит лучшие модели скоринга. 

Но в этом посте поговорим о том, как быть лидом, а не просто делать вид. Пост состоит исключительно из собственного опыта и наблюдений за участниками сообщества, связанного с высокими технологиями, IT и Финтех.

Большинство руководителей любой роли так или иначе были на месте своих младших коллег. Если такого опыта нет, то, я надеюсь, что вы или ваш Лид «просто хороший человек». В общем, расскажу вам про четыре основных фактора, которые помогли нам сделать рабочий процесс проще и эффективнее, а также организовать здоровую систему взаимодействия между людьми. 

С чем поможет материал из статьи:

  • Освободиться от вертикальных взаимоотношений

  • Найти общий язык с менеджментом

  • Управлять командой во времена хаоса и гармонии

  • Не сойти с ума

Освободиться от вертикальных взаимоотношений 

Разрушение вертикали — как бы радикально это ни звучало, но этот подход обеспечит успех в долгосрочной перспективе при взаимодействии тимлида со своими коллегами.

Если вы всё ещё сидите в кожаном кресле в аквариуме и наблюдаете за происходящим в опенспейсе, я призываю вас встать и пересесть в гущу событий, которая интереснее всего остального, что можно делать в офисе

Нельзя быть лучше и умнее всех, можно владеть информацией о сфере и продукте, которые развиваете больше других. Скорее всего, у вас хорошие софт-скиллы и больше опыта в построении коммуникаций, чем у остальных. Но главное, чем тимлид отличается от своих коллег, — ответственностью, которая возложена на него за все коллективные деяния. 

Могу предположить, что вы только начинаете прорабатывать продукт вижн и его реализацию, или уже делаете давно написанное, долго лежавшее в столе оформленное как мысли о рокетсайнсе. Когда вы захотите повысить функциональность команды и достичь максимально автономной работы каждого участника, вам придется отказаться от властных мыслей, дабы избежать эффекта тонкого горлышка и не стать камнем преткновения для каждого. 

На данный момент мы с коллегами успешно проходим стадию тестирования работы в динамично образуемых подкомандах, где все могут совместно генерить идеи, формулировать и декомпозировать задачи, самостоятельно апрувить доработки и проводить рабочие звонки. Обязанность валидирования результатов работы с человека это, конечно, не снимает. Но дает возможность другим развивать хард- и софт-скиллы намного активнее, чем при работе в команде с вертикальной иерархией. 

Хотите так же? Надо лишь соблюдать вот эти пункты:

  1. Абсолютные понимание и прозрачность ваших решений — это то, что привлекает и заставляет коллектив к вам прислушиваться.

  2. Честность и открытость при общении — это главный шаг в сторону успеха. Не бойтесь попросить помощи или поделиться своим неудачным опытом.

  3. Дружеская атмосфера в коллективе, позволяющая поддерживать командный дух и неустанно двигаться к поставленной цели.

Найти общий язык с менеджментом

Если в вашей корпоративной культуре присутствуют методы кнута, значит, все вокруг мазохисты. Но спешу вас обрадовать, по истечении определенного времени система очистится, и придут новые люди, способные обеспечить здоровую атмосферу и создадут современную-человеческую культуру. Другой вопрос — сможете ли вы застать этот момент, если не будете шевелиться.

Вы и Менеджмент — коллеги, идущие к общей цели, решающие свои задачи. Зачастую взаимовыручка между лидом, продукт оунером и скрамом позволяет быстрее достичь желаемого результата. 

Красиво сформулированных рекомендаций по ведению общих процессов здесь не будет, но пунктики ниже сделают вас лучше:

  1. Научитесь говорить на языке собеседника. В случае менеджмента достаточно понять текущую проблему и предложить свои решения. Невозможность прийти к общему мнению — не проблема системы, а проблема конечного количества людей, взаимодействующих друг с другом. Не всегда первая постановка задачи является правильной, следует прорабатывать пошаговое выполнение на этапе планирования. 

  2. Никто лучше вас не знает, как делать вашу работу. Каждый раз, когда вас пытаются поторопить или сказать, что вы/ваш отдел делаете свою работу недостаточно хорошо, оперируя экспертным мнением, всегда можно отстоять свою позицию и объяснить, почему что-то нельзя сделать лучше и быстрее в данный момент. Это поможет построить удобные для вас процессы, и вы перестанете страдать от некомпетентного мнения других. В нашем случае мы сталкивались с задачами, которые ставились «через голову». Наученные на собственных ошибках, мы избавились от этой проблемы уже в следующем спринте.

  3. Инициируйте, аргументируйте и продвигайте bottom-up. Не ждите, что к вам придут интересоваться: «А нет ли идей, как можно было бы сделать лучше?». Если вы знаете, что улучшает рабочий процесс и создаваемый вами продукт, смело идите рассказывать об этом всем — вы сможете получить поддержку с необходимыми ресурсами и временем на реализацию. Подобной коммуникацией и талантами в разработке за 2022 год нам удалось автоматизировать процесс мониторинга и построения моделей, что привело к уменьшению показателя тайм ту маркет для наших клиентов.

Управлять командой во времена хаоса и гармонии

Хаос и гармония — два состояния, следующих друг за другом во время работы. Если у вас всегда все спокойно и задачи с легкостью выполняются, значит, скорее всего, вы недостаточно перформите, или весь отдел ушел в отпуск. Если же вы всегда находитесь в беспорядочном цикле выполнения задач и не успеваете следить за тем, как распускаются листья на деревьях и выпадает снег, значит, вы приближаетесь к коллективному выгоранию. 

В первую очередь лиду необходимо выступать своего рода балансировщиком, распределяя нагрузку по задачам между всеми участниками команды. Цените свои ресурсы и ресурсы своих коллег во время бесконечной погони за бизнес-целью. Самый простой подход — это определить и зафиксировать долю бизнес- и R&D-задач, которые планируются на спринт. 

Для себя мы считаем планирование задач с сильным перекосом одного из типов не оптимальным, так как нельзя зарабатывать деньги, не выполняя бизнес-задачи, и в то же время невозможно зарабатывать еще больше, не создавая и не совершенствуя собственные технологии. 

Имея понимание того, какими задачами хотел бы заниматься ваш коллега и сколько времени на их выполнение потребуется, вы можете составить роадмап продукта и привязать к нему развитие исполнителя как специалиста. Вы должны быть заинтересованы в наращивании экспертизы и повышении сотрудников. 

На протяжении четырех лет работы в билайне мы не сделали ни одной бесполезной задачи. Это не означает, что у нас не было неудачных ресёрчей или неправильно выбранной архитектуры проекта. В тех случаях, когда результат не совпадал с нашими желаниями на 100%, мы корректировали планирование будущих тасок и реалистичнее подходили к вопросу ожидаемого эффекта. Пользуясь правилом «Джун должен, миддл может, а сеньор хочет», мы составляем индивидуальные цели сотрудников на ближайший год.

Помимо увеличения знаний команды и специалистов, нужно следить за изменением рыночной экономики в рамках HR. В связи с этим необходимо помнить об административных вопросах, которые также решаются с вашим участием, чаще всего это организация дополнительных курсов развития и обсуждение роста заработной платы.

Каждый должен заниматься тем, что ему нравится. В первую очередь это относится к формированию команды, которая состоит из уже имеющихся людей и тех, кого вы только будете нанимать. Как показывает практика, наиболее перспективно нанимать людей, которые, следуя своему внутреннему влечению, интересуются сферой создаваемых продуктов, а при найме более опытных специалистов важно наличие опыта в решении ваших задач или близких с ними. 

Развитие сотрудников происходит исключительно через выполнение задач. Поэтому согласование командного бэклога позволяет избежать недопонимания надобности текущих задач и создает возможность выбора, которая и является свободой в рабочих условиях. 

При согласовании бэклога постарайтесь соблюсти несколько этапов:

  1. Соберите и обсудите идеи каждого сотрудника.

  2. Сагрегируйте идеи и выпишите их на доступном всем источнике.

  3. Оцените трудозатраты и приоритет выполнения каждой идеи.

  4. Регулярно обновляйте бэклог, вносите изменения по ходу работы.

Не сойти с ума

Очень сложно контролировать рабочий процесс, генерировать новые идеи, одновременно с этим писать код и участвовать в невероятно большом количестве звонков. Для оптимизации процессов начните с собственного расписания, так как ваша продуктивность коррелирует напрямую или косвенно, в зависимости от выстроенных процессов, с перформансом других людей. Настоятельно рекомендую всем сёрферам, обуздавшим волны созвонов, не бояться отклонять внезапно прилетающие встречи в календаре и согласовывать их не больше чем на два дня в неделю. Тогда у вас будет оставаться время на закрытие задач до конца спринта.

С точки зрения контроля выполнения работы пользуйтесь классическими правилами кросс-ревью, отказа от релизов по пятницам и сохранения внутренней ответственности за результат. Предложенные ранее методики по улучшению коммуникации между лидом, оунером и скрамом избавят вас от ситуаций, в которых можно было бы недосмотреть или не довести задачу до логического завершения. 

Регулярные синки, спринт ревью и встречи по ретроспективе помогут вам лучше чувствовать командный пульс и учитывать настроения коллектива. В большинстве своем современные инструменты для планирования задач, ведения командной разработки и проведения мероприятий, такие как Jira, Git, Miro и другие позволяют сэкономить время и достичь намеченных целей. Но это не значит, что нужно пользоваться всем и сразу. Многообразие вспомогательных сервисов может начать отвлекать и добавлять красивых интернет-страничек, на которых можно было бы прокрастинировать.

Постарайтесь ненавязчиво следить не только за временем работы, но и за отдыхом. В суматохе дней можно забыться и перестать получать удовольствие от достижений. Наслаждение регулярным отдыхом так же важно, как и продуктивная работа. Чтобы не появлялось накапливаемой усталости и отложенного отпуска, не забывайте поощрять себя любимыми развлечениями и временем, проведенным с друзьями и близкими.

В роли тимлида не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. На моей памяти были люди, которые отказывались от этой должности из-за того, что не могли справиться с нагрузкой, непониманием что делать дальше и в какую сторону развиваться, в связи с чем возвращались к работе в качестве специалиста. И это правильное решение с точки зрения идеологии «заниматься тем, что нравится»

Вы уже загорелись стать лучшим тимлидом на планете? — тогда ознакомьтесь с ТОП-5 вредных вещей, которых лучше избегать:

  1. Токсичное общение

  2. Неисполнимые обещания

  3. Приоритизация собственных интересов

  4. Тотальный контроль и микроменеджмент 

  5. Корпоративные интриги

Если вы готовы всегда идти впереди, открыто мыслить и постоянно сталкиваться с новыми препятствиями, тогда добро пожаловать в наше комьюнити.

https://habr.com/ru/company/oleg-bunin/blog/488198/https://habr.com/ru/company/oleg-bunin/blog/488198/https://habr.com/ru/company/oleg-bunin/blog/488198/

Сейчас мы ищем в билайн амбициозных профессионалов, которые смогут усилить наши продуктовые команды, решать задачи и создавать технологии, которые еще никто не делал. 

Еще больше полезных пунктиков:

  1. Где родился, там и пригодился 

  2. Одно дерево еще не лес

  3. Дважды в год лето не бывает

P.S. Да, ChatGPT такое вам вряд ли бы выдал. Развивайтесь! Наслаждайтесь! Пишите мне в телеграмм @nomeleef

© Habrahabr.ru