Спасибо, Кэп: российский рейтинг потребительской уверенности продолжает падение

d631ef69149bcac2a16bc89418b0fff7.jpg

Российский Adindex и британский MarketingWeek сегодня в унисон написали о падении рейтинга потребительской уверенности. Российский снизился до показателей 2015 года, с –21% в первом квартале этого года до –31% во втором. Причём впервые негативная динамика затронула группу младше 30 лет. Одновременно британский индекс обновил свой минимум до –41%.

Индекс потребительской уверенности — показатель того, как мы оцениваем произошедшие или ожидаемые изменения нашего материального положения, экономическую ситуацию в стране и благоприятность условий для крупных покупок.

Последние исследования НИУ ВШЭ зафиксировали заметное падение этих показателей в России. Основные итоги выглядят так: улучшение личного материального положения за прошедший год заметили только 8% респондентов, а его ухудшение — 48% (кварталом ранее — 10% и 36%). Улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 8% респондентов, а ухудшения — 34% (кварталом ранее — 10% и 26%). Позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 6% участников опроса, негативно — 75% (кварталом ранее — 10% и 54%). Положительных изменений в экономике России через год ожидают 17% опрошенных, отрицательных — 47% (кварталом ранее — 14% и 39%).

Россияне в возрасте до 30 лет утратили статус самой оптимистично настроенной группы. Их ответы практически совпадают и с теми, кому 30 — 49 лет, и с теми, кто старше 50.

Но есть и хорошие новости. Пока общая картина выглядит немного лучше, чем в кризисном 2009 и «пандемийном» 2020. Как сформулировано в отчёте, нынешнее падение «не такое резкое и не такое глубокое».

В Британии уровень потребительской уверенности второй месяц подряд держится на отметке –41%. И это исторический минимум. 

Главный вывод и российских, и британских исследований: мы переходим к сберегательной модели поведения. 

© Habrahabr.ru