Астрономы рассказали, почему у Юпитера нет колец

Учёные из Калифорнийского университета выяснили, что у Юпитера не смогла сформироваться стабильная система колец из-за крупных спутников. Они препятствуют накоплению вещества на орбите.

b9db7128a89f7e624a95283e1b9bbecb.jpg

Юпитер заметно массивнее Сатурна, который имеет солидную систему колец. Кроме того, планета находится ближе к Земле. Однако система колец Юпитера слабо различима при наблюдениях. Впервые заметить эти кольца удалось лишь в ходе миссии зонда Voyager 1. Недавно систему колец запечатлел новый космический телескоп «Джеймс Уэбб». На изображении можно заметить характерные полосы в атмосфере Юпитера, спутники Европу, Фиву и Метиду.

Масса юпитерианских колец оценивается в пределах от сотен миллионов до десятков триллионов тонн, но у Сатурна эта величина гораздо больше. Кольца Сатурна сложены в основном из частиц водного льда, а слабые кольца Юпитера, как предполагается, образованы пылью, выбитой с поверхности его спутников.

Именно крупные спутники препятствуют появлению более заметной системы колец. У Юпитера их насчитывается более 80, включая четыре самых крупных: Ио, Европу, Ганимед и Каллисто.

Исследователи Стивен Кейн и Чжэсин Ли провели компьютерное моделирование, которое показало, что гравитация галилеевых спутников нарушает стабильность орбит, на которых могло бы накапливаться вещество колец. В итоге это вещество направляется либо на саму планету, либо на один из её спутников.

«Мы обнаружили, что галилеевы спутники Юпитера, одни из самых больших в Солнечной системе, быстро разрушают массивную систему колец ещё на этапе формирования, — отметил Кейн. — У массивных планет есть массивные спутники, и они лишают их колец».

Теперь аналогичное исследование планируют провести для Урана. У планеты также есть собственная слабая система колец. Собственная ось вращения Урана сильно отклонена от плоскости экватора, планета движется фактически на боку. Некоторые исследователи связывают это с мощным столкновением, которое планета пережила в прошлом. Удар мог выбросить на орбиту и то вещество, из которого образовались его некрупные кольца.