Российский электромобиль Zetta в продаже с декабря по 450 000 рублей
Гендиректор компании Zetta, к.т.н. Денис Щуровский огласил стоимость бюджетного российского электромобиля. Базовая комплектация с батареей на 200 километров хода и передним приводом будет стоить 450 000 рублей, то есть около 7000 долларов по текущему курсу.
Zetta — компактный трёхдверный автомобиль с электроприводом на два или четыре колеса. Все комплектующие российского производства, кроме аккумулятора производства GE Power Technology (Китай).
По количеству комплектующих локализация составляет 99%. Но если считать её в рублях, то цифра снижается до 50%, потому что аккумулятор составляет около половины стоимости автомобиля.
В декабре 2019 года компания намерена выпустить около десяти опытно-промышленных образцов в серийном исполнении и начать продажи. В следующем году — 2000 машин, а максимальный объём производства — 15 000 машин в год при численности персонала на заводе не более 200 человек.
Разработка компактного электромобиля Zetta началась в 2016 году, прототип представили в 2017-м.
Машина оснащалась электрической силовой установкой мощностью 98 л.с. и литий-ионными батареями. На следующий год стартовало проектирование конвейера, а в 2019 году — работы по строительству и оснащению. В целом, разработка серийной модели заняла три года. Сборка будет происходить на производственной площадке в Тольятти площадью 20 000 м².
Технические характеристики
- Габариты: 1600 × 3030 × 1760 мм
- Тип батареи: LiFePO4 или Li-NiCoM
- Ёмкость батареи: 10–32 кВт/ч
- Пробег на одном заряде: 200−560 км (в зависимости от ёмкости батареи)
- Снаряжённая масса: 486−708 кг (в зависимости от емкости батареи).
- Общий крутящий момент: передний привод — 1050 Нм, полный привод — 1750 Нм.
- Максимальная скорость: 120 км/ч (ограничена контроллером).
- Размер багажника: 180 литров.
- Тормозная система: двухконтурная (электрические + механические), системы ABS и ESP.
- Система отопления: в наличии.
- Кондиционер: в наличии.
- Бесключевой доступ: в наличии.
Невысокая стоимость автомобиля объясняется в том числе серьёзной государственной поддержкой производителя. Так, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы поддерживал Минпромторг, а подготовку к серийному производству финансировал Фонд развития моногородов. Общие инвестиции в проект составили около 450 млн руб.
«Сейчас подготовка к производству завершена на 70%, до конца года должны завершить, если не будет финансовых затруднений. В августе машина уже должна уйти на сертификацию, к сентябрю-октябрю — её пройти, а с декабря уже начать продажи. Это будут уже серийные машины. Все валидационные испытания автомобиль уже прошёл», — сказал Денис Щуровский.
На сборочной площадке идут последние подготовительные работы перед запуском конвейера.
Рабочие прототипы стоят тут же в цеху.
Интересно, что на панели автомобиля не будет никаких кнопок, а управление осуществляется через планшет. Сейчас разрабатывается приложение, которое можно использовать для управления и диагностики Zetta. Yf vfibye cnfdzn hekm только для того, чтобы пройти сертификацию. На самом деле управлять ею можно джойстиком, через радиосигнал или приложение на смартфоне.
Zetta выйдет в трёх комплектациях. В кадждой четыре посадочных места, считая водительское, по два в ряд. Около 40% всех серийных моделей планируется оснащать передним приводом. Zetta в средней комплектации сохранит передний привод, но получит увеличенную ёмкость батареи. На неё придётся 30% объёма производства. «Люксовая» комплектация подразумевает полноприводную версию и батарею увеличенной ёмкости. Это оставшиеся 30% выпуска. Цены начинаются со 150 000 рублей. Гарантийный срок: два года или 150 000 километров пробега.
В России традиционно пользуются спросом недорогие автомобили. Лидерство по продажам с большим отрывом много лет удерживает АвтоВАЗ. Поэтому компактные автомобили Zetta. которые заряжаются от розетки, вполне могут найти своё место на рынке. По прогнозам компании, сегмент компактных электромобилей способен вместить до 15 тысяч проданных автомобилей в год в России. Щуровский рассчитывает, что экспорт за границу составит порядка 10 000 машин в год: «Мы начинаем в России, потом нужно проходить сертификацию в странах, куда будем поставлять, и в 2020–2021 году начать поставки на экспорт», — сказал он. Интерес уже проявили несколько российских компаний и крупный игрок автомобильного рынка Казахстана. В планах Zetta экспортные продажи занимают 50%: это ОАЭ, Иордания, Кувейт и несколько стран Северной Африки.
Для группы компаний Zetta это не основной бизнес, пишет «Российская газета». Входящий в её состав производители поставляют комплектующие для российского автопрома, а специалисты инженерного корпуса работают в проектах для Индии и военно-промышленного комплекса России.
Платформа автомобиля — интеллектуальная собственность компании, пишет «Российская газета», в том числе разработки и процесс изготовления деталей. Подвеска — адаптированные решения восьмого и десятого семейства Lada.
Функцию мотора выполняют асинхронные мотор-колёса собственной разработки. Благодаря им удалось избавиться от трансмиссии, что удешевило производство и снизило массу автомобиля. Энергоэффективность Zetta приближается к 82% при 1600 оборотах в минуту, заявляет производитель.