Российская интернет-торговля глазами исследователей: покупатели vs продавцы

Очередные исследователи осмелились предпринять робкие попытки по изучению загадочной русской души, которая блуждает по рунету в поисках счастья. Но так как для многих понятие «счастье» включает и материальную составляющую, то пользователи рунета устремляются в интернет-магазины, где есть «все». И сразу. Однако не все признаются, что идут только посмотреть. Поэтому и ретейлеры нередко жалуются, что покупают их продукцию не очень активно. Оттого и становится труд исследователей неблагодарным, и вместо почестей они получают нарекания за недостоверность.

Компания Nielsen в ходе исследования сделала вывод, что покупки в сети совершают 9 из 10 российских интернет-пользователей.

89% российских интернет-пользователей периодически делают онлайн-покупки. Оставшиеся 11% используют интернет исключительно для доступа к информации о товарах, которые затем покупают в офлайн-магазинах.

Аналитики компании проанализировали активность 500 россиян с августа по октябрь 2015 года и сделали означенное выше обобщение.

По данным Nielsen, самыми популярными категориями товаров в российской онлайн-коммерции остаются одежда (64%) и потребительская электроника (50%). Наименьшей популярностью пользуются онлайн-покупки упакованных продовольственных товаров (12%) и алкоголя (8%).

6% опрошенных заявили, что делают покупки только в зарубежных интернет-магазинах.

Также выяснилось, что 70% потребителей оплачивают товары наличными при получении, и только 47% — при помощи дебетовой карты; 45% — через электронные платежные системы. В мире, отметили аналитики, оплата наличными курьеру не очень популярна: таким методом пользуются в среднем 36% потребителей, во Франции — 8%, в Германии — 12%, в Великобритании — 16%, а в Испании — 22%.

Но далеко не все участники российского рынка e-commerce согласны с результатами исследования.

«Связной» подсчитал, что покупки онлайн совершает только каждый второй пользователь интернета в России, и значительная часть клиентов интернет-магазинов сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах. В «Яндекс.Маркете» изданию также прокомментировали, что данные Nielsen похожи на показатели столицы и городов-миллионников, а в регионах покупки через интернет могут быть менее популярны, передает «Коммерсант».

В другом исследовании (подготовлено компанией Data Insight и проектом Ruward) анализировались не интернет-покупатели, а интернет-ретейлеры.

Издание «Коммерсант» опубликовало рейтинг самых успешных онлайн-магазинов. Главными критериями отбора были оборот и количество заказов.

На первом месте в рейтинге оказался магазин по продаже автозапчастей Exist.ru с полугодовым оборотом (за 6 месяцев 2015 года с января по июнь) в 35700 млн рублей, с количеством заказов за указанный период 4150 и средним дневным чеком в 8600 рублей, приводит данные Firrma.

Второе место у «Юлмарта». Его шестимесячный оборот первую половину за 2015 год составил 15900 миллионов рублей, с количеством заказов — 2550 и средним дневным чеком 6200 рублей.

На третьем месте расположился онлайн-ретейлер Wildberries с оборотом в 14000 миллионов рублей и количеством заказов в 9650 — также: с января по июнь 2015 года.

image

25 января на просторах рунета прошла акция «Киберпонедельник». В ней участвовали более 100 отечественных интернет-магазинов, в том числе некоторые ретейлеры, указанные выше.

Общий оборот продаж составил примерно 9 миллиардов рублей, что чуть меньше ожидаемой суммы в 11,5 миллиарда. Как отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), акция позволила магазинам получить больше покупателей.

В то же время, как показывает опрос РБК, многие владельцы интернет-магазинов, принявшие участие в акции, разочарованы мероприятием, так как они ожидали роста продаж в несколько раз.

Со стороны покупателей также зафиксированы жалобы на недобросовестное поведение магазинов, технические проблемы и недостаток товаров.

Будет ли существенно расти аудитория интернет-магазинов после таких «акций»? Пока однозначного ответа нет, но зато есть тема для очередных исследований.

© Megamozg