Python для ребёнка: выбор самоучителя
Мой сын заинтересовался программированием на Python, и у меня появился вопрос — есть ли сегодня возможность купить книгу для ребёнка в качестве самоучителя? Самоучители для взрослых детям не подходят — мотивации продираться самостоятельно через учебники программирования и у взрослых не всегда хватает, а у ребёнка скучное «академическое» изложение вообще может убить весь интерес к предмету на пятой странице.
К счастью, на момент написания статьи (конец 2018 года) выбор оказался весьма широк — есть как переводные, так и отечественные книги, нацеленные на детскую и подростковую аудиторию. В ходе поиска, отсеяв книги по Python 2, я смог найти 10 свежих книг по Python 3 для детей, изучил каждую их них вживую в офлайн-магазинах, и результатами своих изысканий хочу поделиться с вами в статье под катом.
Для самых маленьких — весело и с картинками
К. Вордерман и др.
Программирование для детей: Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python, 224 стр.
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
ISBN: 978–5–00057–472–0, 978–5–00100–073–0, 978–5–00100–557–5, 978–5–00117–348–9
Carol Vorderman. Computer Coding for Kids: A Unique Step-By-Step Visual Guide, From Binary Code to Buildings Game, 224 pp.
Publisher: DK Children, June 2014
ISBN: 978–1–40934–701–9, 978–0–24118–169–0 (eBook)
«Dorling Kindersley» — это Ferrari мира детских издательств. Поэтому с одной стороны, покупая книги с этим логотипом, вы можете быть уверены в качестве как текста, так и печати, но с другой стороны — Ferrari дёшево не бывает. К данной конкретной книге всё это относится в полной мере — отличное качество полиграфии, продуманное и нацеленное именно на детское восприятие изложение –, но при стоимости, заметно превышающей среднюю по рассматриваемой выборке.
Эта книга отличается от всех остальных тем, что её целевая аудитория — самые младшие школьники, и их знакомство с программированием начинается не сразу с Python, а с языка визуального программирования Scratch, аналогом которого в нашей системе образования является «ПервоЛого». Информация в книге распределена так: 64 страницы посвящены Scratch, 94 страницы — Python, причём материал излагается в сравнении со Scratch, а в двух последних главах на 45 страницах рассказывается про устройство компьютеров и интернета.
Единственный недостаток этого издания с точки зрения русскоязычного читателя состоит в том, что фразы на английском языке, используемые в программах-примерах, оставлены без перевода. Маленький российский читатель в целевом возрасте скорее всего ещё не знает английский настолько свободно, чтобы суметь их прочитать даже со словарём — и без помощи родителей здесь не обойтись, зато навык чтения на английском тоже может быть прокачан.
Качество полиграфии издания — великолепное, цветная печать на хорошей белой бумаге, полутвёрдая обложка, шитый блок обеспечивает долговечность и детеустойчивость.
К. Вордерман и др.
Программирование на Python: Иллюстрированное руководство для детей, 224 стр.
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.
ISBN: 978–5–00117–399–1
Carol Vorderman. Computer Coding Python Projects for Kids, 224 pp.
Publisher: DK Children, June 2017.
ISBN: 978–0–24128–686–9, 978–0–24131–432–6 (eBook)
Следующая книга в том же серийном оформлении для более продвинутых детей. Все 224 страницы целиком посвящены только Python, и на этот раз издатель в том числе перевёл все фразы из программ-примеров на русский. Текст книги и программы-примеры не дублируют предыдущее издание — здесь всё своё, порядок изложения также немного другой.
И чтобы вы знали, Кэрол Вордерман — ни разу не программист, а телезвезда, которая вела на протяжении 26 лет суперпопулярное шоу головоломок Countdown, под её фамилией как раскрученным брендом в Британии издано изрядное количество научпопа для детей. Её имя на обложке помогало книге продаваться, а за качественную содержательную часть отвечал остальной коллектив из 5 авторов, скрывающихся за аббревиатурой «и др.» Та же история и с предыдущей книгой — только набор 5 реальных авторов немного другой.
Качество полиграфии издания — великолепное, цветная печать на хорошей белой бумаге, полутвёрдая обложка, шитый блок.
Программирование для детей на языке Python, 96 стр.
Издательство: АСТ, 2017 г.
ISBN: 978–5–17982–809–9
Louie Stowell. Coding for Beginners using Python, 96 pp.
Publisher: Usborne Publishing Ltd, March 2017.
ISBN: 978–1–40959–934–0, 978–0–79453–950–4
Если ценники первых двух книг в обзоре вас неприятно поразили — то, к счастью, у нас есть более доступный вариант для младшего возраста! Потерявшая авторство в процессе издания на русском языке книга Луи Стоуэлла является безо всяких скидок достойной альтернативой предыдущему изданию DK, а стоит значительно дешевле. Количество страниц здесь меньше –, но сама книга большего формата, и более компактной вёрстки, так что объём материала практически такой же.
В этом издании, как и в первой книге обзора, фразы на английском из примеров программ на русский не переведены, юному программисту потребуется словарь или помощь родителей. Но знания языка лишними не бывают — так что отсутствие перевода можно счесть и за плюс.
Качество полиграфии издания — великолепное, цветная печать на хорошей бумаге, полутвёрдая обложка, шитый блок.
Для тех, кто постарше — посерьёзнее и картинок поменьше
Д. Бриггс.
Python для детей: Самоучитель по программированию, 320 стр.
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.
ISBN: 978–5–00100–616–9, 978–5–00117–231–4
Jason R. Briggs. Python for Kids: A Playful Introduction to Programming, 344 pp.
Publisher: No Starch Press, December 2012.
ISBN: 978–1–59327–407–8
Самая почтенная книга в данном обзоре — оригинал 2012 года. Количество положительных отзывов о ней в интернете огромно — и книга действительно хороша, но с одной важной оговоркой: по структуре это скорее учебник, а не самоучитель. С цветными картинками, но вот прямо классический школьный учебник, с соответствующим подходом к изложению: всё последовательно, с практикой, очень детально поясняется в расчёте на впервые столкнувшихся с программированием, но, увы, почти без поддерживающих интерес промежуточных результатов. Как учебник для курсов/кружков — вообще идеально, при условии дополнения какой-то поддерживающей интерес побочной активностью. Английские фразы в примерах переведены.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, плотная мягкая обложка, шитый блок.
Б. Пэйн.
Python для детей и родителей, 352 стр.
Издательство: Эксмо, 2017 г.
ISBN: 978–5–69995–169–7
Bryson Payne. Teach Your Kids To Code: A Parent-Friendly Guide To Python Programming, 336 pp.
Publisher: No Starch Press, April 2015.
ISBN: 978–1–59327–614–0
Эта книга тоже построена как учебник, но на мой взгляд больше чем предыдущая подходит на звание самоучителя для ребёнка — написана гораздо более живым языком, есть занимательные промежуточные результаты, в каждой главе подводятся итоги и предлагаются идеи по самостоятельной доработке получившихся программ (при этом с возможностью скачать готовые варианты модификаций, если что-то не будет получаться). Английские фразы в примерах переведены.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, твёрдая обложка, шитый блок.
П. Томашевский.
Привет, Python! Моя первая книга по программированию, 256 стр.
Издательство: Наука и Техника, 2018 г.
ISBN: 978–5–94387–748–3
Ещё одна книга-учебник, гораздо более «школьная» чем предыдущие — главы так и называются «уроками», каждый «урок» разбит на «задания», оживляжа текста заметно меньше, промежуточные результаты ни разу не занимательные, а чисто функциональные.
Качество полиграфии издания — бюджетное, чёрно-белая печать на сероватой бумаге, мягкая обложка, клеёный блок.
Д. Кольцов.
Python: Создаем программы и игры, 400 стр.
Издательство: Наука и Техника, 2017 г.
ISBN: 978–5–94387–746–9
Невзирая на название, игры в этой книге занимают незначительную часть объёма изложения (3 главы из 37), это классический самоучитель для взрослых, который, возможно не намеренно, в силу названия и оформления обложки мимикрирует под книгу для детей. Из плюсов — материала по языку в ней изложено гораздо больше, чем в «детских» книгах, но ребёнку это издание не подойдёт.
Качество полиграфии по минимуму: чёрно-белая печать на газетной бумаге, совсем мягкая обложка, клеёный блок.
Учимся, играя — так тоже можно!
Э. Свейгарт.
Учим Python, делая крутые игры, 416 стр.
Издательство: Бомбора, 2018 г.
ISBN: 978–5–69999–572–1
Al Sweigart. Invent Your Own Computer Games with Python, 4 edition, 376 pp.
Publisher: No Starch Press, December 2016.
ISBN: 978–1–59327–795–6
Оригинал этой книги на английском полностью бесплатен (в онлайн-варианте), поэтому мои претензии ниже по подходу к изложению к оригиналу неприменимы — если тебя что-то не устраивает, то в мире бесплатного сыра ты просто берёшь другой кусочек, но с бумажной книгой за деньги приходится тщательнее выбирать перед началом банкета.
Мне не очень понравился подход к изложению материала — в каждой главе читателю сначала предлагается механически набрать код очередной игры, а затем также механически прочитать пару десятков страниц, описывающих что именно в этом коде происходит. Нет вовлечённости читателя в обучение — в отличие от остальных книг в обзоре. Для «хайпа» издатель перевода назвал игры из книги «крутыми» — однако никакой особой «крутизны» автор в оригинале никому не обещал, игры в книге вполне «обыденные», хотя и весьма разнообразные. Из плюсов — изложение идёт последовательно от простого к сложному, и на чисто игровых примерах из книги действительно можно научиться программировать с нуля. Картинок нет, английские фразы в примерах переведены.
К сожалению, качество полиграфии этого издания подкачало — чёрно-белая печать на белой, но полупрозрачной бумаге (просвечивает текст с оборота и следующей страницы), плюс тексты программ набраны мелким шрифтом (фонт Condensed). Удобства восприятию это, увы, совсем не добавляет — фактически читать труднее, чем если бы бумага была изначально газетной (например, см. последнюю книгу предыдущего раздела обзора). Плотная мягкая обложка, клеёный блок.
К. Ричардсон.
Программируем с Minecraft: Создай свой мир с помощью Python, 368 стр.
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
ISBN: 978–5–00100–819–4
Craig Richardson. Learn to Program with Minecraft: Transform Your World with the Power of Python, 336 pp.
Publisher: No Starch Press, December 2015.
ISBN: 978–1–59327–670–6
Если ваш ребёнок — фанат Minecraft, то эта и следующая книги обзора дают уникальную возможность выучить Python не отходя от любимой игры. С помощью предлагаемых примеров программ можно вытворять в мире Minecraft такое, что вручную сотворить крайне затруднительно. Собственно обучение идёт по классической схеме от простого к сложному, в каждой главе читатель учится новым трюкам и сразу видит результат. Для вовлечения в процесс обучения используется необычный приём — в части примеров программ намеренно пропущены небольшие блоки кода, которые читателю предлагается написать самостоятельно, руководствуясь детальным описанием пропущенного функционала и знаниями, полученными в предыдущих главах. «Отягощающим» моментом по сравнению с книгами выше является необходимость параллельного изучения внутреннего устройства Minecraft —, но для фаната в этом-то и прелесть.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, плотная мягкая обложка, шитый блок.
Д. Вэйл, М. О`Хэнлон.
Minecraft: Программируй свой мир на Python, 224 стр.
Издательство: Питер, 2018 г.
ISBN: 978–5–44610–951–7
David Whale, Martin O’Hanlon. Adventures in Minecraft, 2nd Edition, 320 pp.
Publisher: Wiley, November 2017.
ISBN: 978–1–119–43958–5, 978–1–119–43955–4 (eBook)
Обратите внимание на год издания — в 2016 году на русском выходило первое издание этой книги (синяя обложка), в котором использовался Python 2.
По заверениям авторов первую половину книги могут одолеть даже младшие школьники, так как кроме адаптации к Python 3 второе издание было ими специально переработано в сторону упрощения понимания смысла и структуры предлагаемых примеров программ. Особенностью данной книги является написанная специально для неё библиотека готовых подпрограмм манипуляции объектами в Minecraft, за счёт чего впечатляющих визуальных результатов можно добиться с меньшими трудозатратами на свой код.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, плотная мягкая обложка, шитый блок.
А если вам уже 18+?
Тогда почитайте вот этот пост «Обзор литературы по языку Python для начинающих», его автор hatman как раз рассматривает вопрос выбора литературы для взрослых.
Но если вам всё-таки хочется цветных картинок и весёлых примеров — то возьмите себе что-то из моего обзора!
ISBN: 978–5–00057–472–0 — 30 400 страниц
ISBN: 9785000574720 — 5 700 страниц
ISBN: 978–5–000–57472–0 — 5 результатов (все мимо)
ISBN: 978–5–0005–7472–0 — 5 результатов (все мимо)
ISBN: 978–5000574720 — ровно 1 результат, но это Amazon!