Правда ли, что программы вузов для разработчиков отстают от индустрии — и почему это не так важно

7c5cadbc08d8f820591e0a55b4ea12bc.png

Снижение популярности высшего образования — общемировой тренд. По данным Национального студенческого информационного центра США, с 2011 по 2020 год количество студентов университетов упало на 10%. А согласно опросам SuperJob, в России примерно за этот же период количество выпускников, собирающихся поступать в вузы, снизилось вдвое. Одной из главных проблем высшего образования считается неактуальность контента — IT-индустрия развивается быстро, а длительность согласований и консервативность мешают вузам быстро адаптировать программы.

Меня зовут Сергей Бережной, я директор по взаимодействию с разработчиками в Яндексе и в том числе занимаюсь нашими образовательными активностями. В этом материале поделюсь своими размышлениями и попробую рассказать, действительно ли классические вузы не успевают за индустрией разработки, почему и для кого это может быть не так важно, а также как мы реализуем программы высшего образования в Практикуме с вузами-партнёрами.

Правда ли, что программы вузов отстают от индустрии

Увы, общая мысль такова: вузы действительно часто не успевают обновлять программы под реалии рынка. Это происходит из-за того, что есть определённый регламентированный процесс утверждения плана обучения, который нельзя обойти. Также может играть роль сила привычки — в академической среде принято делать всё степенно и обстоятельно, не всегда полагаясь на обратную связь от студентов. Например, в практических курсах могут встречаться примеры с использованием устаревших библиотек и фреймворков. 

Ещё одна проблема кроется в том, что создание актуальной программы дорого стоит. Многие вузы страдают нехваткой кадров и финансирования и просто не имеют возможности делать хорошую, часто меняющуюся программу.

Справедливости ради можно сказать, что академическим «флоу» страдают не все вузы и многие из них пытаются выжимать максимум и обновлять программы по мере необходимости. Но всё равно — в оперативности вузы сильно отстают от лучших онлайн-курсов.

Почему это отставание — на самом деле не проблема

И тут важно сделать ремарку: я считаю, что погоня молодого поколения за суперактуальными знаниями, за чем-то насущным, свежим и важным прямо сейчас, — это не всегда хорошо. Иногда даже плохо.

В нашей области, в программировании, в IT всё меняется так быстро, что какие-то актуальные вещи, которые вы изучите сегодня, завтра уже устареют. Ещё недавно фронтенд-разработка делалась преимущественно с помощью jQuery, сегодня — это уже React, но и ему на смену придёт что-то другое.

Поэтому важно не столько получить конкретный набор знаний, которые вы сможете использовать завтра, сколько получить знания фундаментальные — те, которые могут показаться достаточно общими и которые точно не устареют. К этой категории можно отнести, например, знания алгоритмов или структур данных. 

В противостоянии актуальности и фундаментальности я выступаю за баланс. Казалось бы, иметь практические навыки необходимо, но по опыту могу сказать, что на прочный фундамент такие навыки ложатся лучше. И с фундаментом у хороших вузов проблем как раз нет.

У меня достаточно большой опыт собеседований в Яндексе — я был руководителем крупных подразделений, нанимал людей сам, а сейчас отвечаю за найм в масштабах всей компании. Наличие высшего образования у нас никогда не было формальным требованием, мы всегда считали главным в кандидате его навыки, а их можно получить и без вуза. Но опыт говорит, что люди с хорошим высшим образованием статистически имеют лучшие результаты и прохождения собеседований, и устройства на работу, и роста потом внутри компании. То есть, возможно, вузы работают своего рода фильтрами, которые пропускают людей с определёнными способностями, а ещё дают тот самый фундамент, который влияет на будущий успех в специализации.

Это не 100% догма, и у нас есть много исключений, когда люди без высшего образования успешно устраиваются и развиваются в компании. Поэтому,   если вы делаете выбор между вузом и самообразованием, вам стоит чётко отдавать себе отчёт, хватит ли у вас интереса и воли дойти до конца, а также наработать, хотя бы частично, те самые фундаментальные знания, чтобы конкурировать с кандидатами с хорошим высшим образованием.

Вторая важная вещь, которую дают вузы, это метанавык получения знаний — то есть способность учиться. Это гораздо более полезный навык, чем какое-то прикладное знание, которое можно использовать в моменте. IT-индустрия переживает виток эволюции за витком — и осваивать новое всё равно придётся. И вузы этой способности учат.

Кому подойдёт высшее образование

Начало профессиональной деятельности — хороший момент для получения фундаментального образования, потому что когда вы уже будете в профессии, получать его будет сложнее. И не потому что какая-то информация станет недоступной, а потому что переучиваться часто труднее, чем учиться с нуля.

Мой любимый пример — навык слепой десятипальцевой печати. Я не освоил его когда-то очень давно. И сейчас мне сложно сфокусироваться на том, чтобы переучиться, когда это не является блокирующим недостатком, а просто постоянно по чуть-чуть «крадёт» эффективность. Студенты, выбравшие путь самообразования, рискуют наработать вредные привычки и провести всю карьеру будто с кривым позвоночником, перекачав одни мышцы и недокачав другие. Я знаю людей, которые находили в себе силы переучиваться, но это на порядок сложнее, чем учиться с нуля.

Поэтому если у вас нет необходимости зарабатывать деньги как можно скорее и вы не обременены, если можно так сказать, какими-то уже полученными навыками, то я бы рекомендовал начинать с получения фундаментальных знаний и присмотреться к возможностям, которые даёт высшее образование.

Правда, не все программы одинаково полезны — чтобы узнать, даст ли вам тот или иной вариант фундаментальные и актуальные знания, посоветуйтесь со знакомыми разработчиками. Желательно с несколькими. Если что, слово «знакомые» здесь весьма условно — если у вас таких нет, то вы всегда можете прийти на какой-нибудь IT-митап, познакомиться с разработчиками и спросить совета. IT-среда достаточно открыта и дружелюбна.

Win-win: как высшее образование и онлайн-институции дополняют и меняют друг друга — на примере Практикума и партнеров

Чтобы решить вопрос неактуальности и оторванности от рынка, прогрессивные вузы объединяются с онлайн-платформами. Практикум работает с вузами, чтобы за счёт синергетического эффекта дать студентам то, что каждый из партнёров умеет лучше всего. Вот какие преимущества такого союза можно отметить.

Программа становится универсальнее: вузы берут на себя фундамент, а Практикум — актуальные навыки

Программа высшего образования состоит из курсов (предметов). Мы строим партнёрство так, чтобы за некоторые курсы отвечали мы, а за другие — вузы.  Практикум — это относительно молодая платформа, в которой нет многих предметов из программ высшего образования. Мы добираем их у партнёров, а они, в свою очередь, получают у нас актуальные предметы, которые мы создавали с прицелом на требования топовых IT-компаний — как Яндекса, так и других лидеров технологического рынка. Например, в программу с ИТМО попали общеобразовательные «История» и «Философия» от вуза и, соответственно, курсы по вёрстке на HTML и CSS от Практикума.

Вузы уходят в онлайн —, а Практикум получает офлайн-обучение как опцию

Практикум исторически делает акцент на онлайн-образовании, потому что нам всегда была интересна массовость и «удалёнка». У дистанционного обучения много плюсов, но есть и неочевидная особенность, которая открывается на длинных дистанциях. Есть студенты, которым нужно живое взаимодействие. Хотя бы просто прийти в университет, сесть с одногруппниками в аудиторию, пообщаться — часто этого достаточно, чтобы в мозгу случилась какая-то «алхимия», человек стал более собранным и сфокусированным, начал лучше запоминать информацию. У многих людей этот эффект почти не выражен или нивелируется онлайн-общением и чатами с одногруппниками, но есть и те, для которых фактор живых встреч действительно важен.

Вместе с вузами мы стараемся предложить больше вариантов взаимодействия с одногруппниками и преподавателями: у нас есть программы, которые подразумевают онлайн-обучение, а есть те, которые сочетают оба формата.

В Практикуме появляется элемент отбора

Чтобы учиться на программах бакалавриата и магистратуры, нужно оставить заявку, подать документы онлайн, подготовиться на платформе к поступлению (это бесплатно) и сдать вступительные экзамены, набрав проходной балл.

Отбор нужен, чтобы застраховать человека от поступления на программу, на которой он не сможет учиться из-за нехватки пререквизитов (дисциплин, без которых не получится понять следующий предмет в программе). Так может получиться взаимодействие loss-loss: мы получим плохой кейс, студент заплатит за обучение и не получит знания, и все участники потратят время.

Вузы становятся частью большой образовательной инфраструктуры

Одна из важных проблем классических вузов заключается в том, что они не очень хорошо коллаборируют между собой. Есть крайне мало примеров, когда вузы собираются и делают какую-то одну программу. Как правило, каждый университет справляется самостоятельно и делает всё по-своему. В итоге в системе образования будто выстраивается множество одноэтажных зданий вместо одного многоэтажного — она растёт в количестве, но не всегда в качестве.

Работая с вузами, мы привлекаем к созданию программ людей из разных институций. Преподаватели и студенты дают комментарии, подмечая детали — от багов в платформе до неточностей в контенте. Эта обратная связь помогает делать контент качественнее и постоянно «подтюнивать» программы. Фидбек приходит из университетов, которые между собой никак не сообщались, поэтому Практикум выступает неким посредником — принимает один позитивный импакт от одного вуза, другой от другого и складывает всё это в один котёл.

Нельзя сказать, что высшее образование лучше онлайн-курсов или наоборот, уступает им. Вузы действительно уступают онлайн-платформам в оперативности и длине трека от поступления до выхода на рынок, но дают кое-что важное — фундаментальные знания, правильные привычки и навык самообучения, который точно пригодится в будущем.

Программы бакалавриата и магистратуры в Практикуме реализуются вместе с ИТМО, ТГУ, НИТУ МИСИС и другими вузами — уже сейчас можно оставить заявку на обучение по программам фронтенд-, веб- и мобильной разработки, менеджмента и дизайна. Коллаборации с вузами позволяют дать студентам и фундаментальные, и актуальные знания, а также все преимущества студента-очника (от отсрочки от армии до диплома государственного образца).

© Habrahabr.ru