Поиск специалиста, как быть и что делать?

4e6e3b5234919abe29fe9d23b5a47cfb.jpg

Вначале немного о себе. Уже более 14 лет являюсь руководителем ИТ отдела в бюджетной муниципальной организации. Отдел небольшой, три человека и начальник, т.е. я. На самом деле людей еще меньше, один из сотрудников фактически исполняет работу другого подразделения. Парк обслуживаемой техники насчитывает около 200 рабочих мест, десяток серверов разного назначения. Несколько стоек сетевого оборудования, по мелочи специализированного оборудования, распределенная сеть на несколько зданий. В общем ничего экстраординарного. Также за отделом закреплены обязанности по обеспечению связи, как интернет, так и телефонии, проводной и сотовой. Естественно обязанности по обслуживанию программного обеспечения: покупного, самописного и предоставляемого вышестоящими организациями и до кучи, работа с электронно-цифровыми подписями. Составление технических заданий для закупок техники, программного обеспечения, услуг связи т.п., поиск поставщиков. Если «копать» по обязанностям дальше, можно найти много чего еще. Но рассказ в данном случае не об этом.

Как и в любых видах деятельности, люди приходят, люди уходят, и время от времени приходится заниматься поиском новых сотрудников. Хочу немного поделиться своим опытом и мыслями о том куда все идет и что делать.

Когда я только стал руководителем и впервые столкнулся с проблемой поиска специалиста, первыми шагами конечно было «забросить удочку» по своим каналам, через знакомых, бывших коллег и т.д. Отдел кадров мог только разместить пустующую вакансию в городском центре занятости.

Сначала была полная тишина, потом потихоньку начали поступать первые резюме. Как новичок в этой сфере, сначала я действовал следующим образом: с каждым кандидатом встречался, рассказывал о должностных обязанностях, пытался в ходе собеседования выяснить навыки кандидата, оценить их для данной вакансии.

Еще раз повторюсь, должность муниципальная, это значит по зарплате предложить много не получится. У нас не Google, я не ищу гениев, ищу адекватного специалиста, который должным образом может исполнять свои обязанности.

Люди приходили разные, у кто-то после объявления суммы заработной платы сразу пропадал интерес, кто-то заинтересовывался, но здесь я был против по различным причинам.

«Особо» интересных кандидатов присылал центр занятости, им нужно было лишь, чтобы я отметил отказ в их «бегунке» и они могли дальше числиться безработными на пособии. Хотя некоторые из таких претендентов проявляли настойчивость и утверждали, что могут и хотят у нас работать.

Полноценно собеседовать каждого просто стало невозможно — нет времени. Как вы понимаете, если я ищу сотрудника, значит его у меня нет, а значит его обязанности распределены на остальных работников отдела и на меня в том числе, причем в большей степени.

И здесь я применил один способ, подсмотренный мной в другой организации. До этой работы мне пришлось сменить несколько других мест, и на одном из предприятий меня попросили заполнить анкету с простыми (для меня) вопросами. Вопросов было довольно много, около сотни, но если ты крутишься в ИТ сфере и хоть немного обладаешь эрудицией, ответить на них проблем не было никаких. На тот момент, я благополучно ответил, лишь поспорив немного по одному вопросу с человеком, который проводил собеседование. Он признал, что моя точка зрения также подходит при ответе на вопрос. Мы еще поговорили о тестах и в ходе беседы, он немного пожаловался, что не от хорошей жизни разработан этот опросник, каких только кандидатов не приходилось рассматривать. Я удивился, как можно было не ответить на такие вопросы, он не удивлялся уже ничему. И вот пришла моя пора составить такой опросник, чтобы сразу отсечь кандидатов, которые ну никак не подходят на вакансию системного администратора ко мне в отдел.

Мой опросник состоял из 22 вопросов на одном листе бумаги, с обеих сторон. Нужно было ответить хотя бы парой слов на вопрос. Собственно вот сами вопросы:

  1. Перечислите (или нарисуйте) несколько примеров топологии компьютерных сетей.

  2. Кратко опишите какое-нибудь отличие между рабочими группами и доменом в сетях Windows.

  3. В чем разница между технологиями файл-сервер и клиент-сервер, например, для базы данных?

  4. СУБД MS SQL Server относится к файл-серверу или клиент-серверу?

  5. Пользователь просит установить ему на компьютер графический редактор Photoshop. Ваши предполагаемые действия и вопросы пользователю? (это не технический вопрос)

  6. Какая максимальная длина сегмента витой пары 5-й категории для устойчивого сигнала?

  7. Сколько пар проводов содержит кабель 5-й категории?

  8. Для чего предназначен сервер DHCP, можно ли его установить на MS Windows Server?

  9. Вам нужно дать доступ к папке на сервере 10 определенным пользователям. Пользователи будут время от времени меняться. Как лучше предоставить эту возможность?

  10. Какое количество бит в байте?

  11. Какое количество байт в килобайте?

  12. Для чего предназначена консольная команда DIR?

  13. Для чего предназначена консольная команда PING?

  14. Что нужно сделать, если в кабинете на 4-х человек один принтер (подключенный к одной из рабочих станций), принтер не является сетевым, но все четверо хотят на нем печатать? Компьютеры уже объединены в сеть.

  15. У вас на флэшке появился файл autorun.inf, чем это могло быть вызвано?

  16. Что нужно написать в адресной строке проводника, чтобы обратиться к ресурсу «Install» на сервере «Server-3»? Используется Microsoft Windows.

  17. Корректны ли данные адреса, если нет, то вычеркните некорректные:

                192.168.20.5

                http://yandex.ru

                118.322.255.512

                213.180.204.11

                192.168.2.3.45

  18. Для чего жесткие диски объединяют в RAID массивы?

  19. Для чего предназначена технология VPN?

  20. Есть ли отличия между редакциями Microsoft Windows Home и Microsoft Windows Professional? (какое-нибудь одно)

  21. Какие языки программирования можно использовать для автоматизации действий при системном администрировании Windows?

  22. Компьютер у пользователя не включается. Опишите свои действия в такой ситуации, что нужно проверить в первую очередь?

Я сейчас рассекретил свой опросный лист, но если кандидат читает «Хабр», то он скорее всего мне уже подходит, так что не страшно.

На встрече с соискателем, я просил его заполнить этот листок у меня в кабинете, естественно не пользуясь интернетом и подсказками. Если какой-нибудь вопрос требовал пояснений, то я рассказывал, что примерно хочу от человека услышать.

На мой взгляд вопросы довольно простые, причем неправильный ответ на какой-либо вопрос, это не приговор. Ну не помнит человек, какая  длина у сегмента витой пары, не беда. Этот опросник — начало нашего разговора. По его результату я уже пойму многое, с чем человек сталкивался. Но вы даже не представляете, что мне приходилось видеть в ответах. И ведь это не совсем люди «с улицы», это люди связанные с предметной областью.

Часто, само наличие опросника и ознакомление с ним, сразу заканчивало собеседование. Человек говорил, что он не знает из этого ничего и просто прощался, хотя до этого он настаивал на рассмотрении его кандидатуры.

А уж какие только значения в ответах сколько бит в байте и байт в килобайте мне приходилось видеть… ощущение что результат выдавал датчик случайных чисел. Можете мне возразить, что это вообще не существенно, если человек не знает. Но мне кажется в любом деле есть некоторые основополагающие вещи, базовые. Земля круглая, вращается вокруг Солнца, в байте 8 бит, в килобайте 1024 байта.

Кстати, этот маленький тест, помог мне решить такую проблему, как обоснованный отказ кандидату. Как я указал ранее, работаю в муниципальной организации и здесь действует закон о муниципальной службе. Соответственно, чтобы претендовать на муниципальную должность кандидат должен: первое, соответствовать квалификационным требованиям, но тут у нас нет обязательного высшего образования на эту ставку; второе, он должен попасть в кадровый резерв на должность муниципальной службы.

Если кандидат подходит по требованиям об образовании, и он хочет встать в этот резерв, то я не могу просто так отказать, потому что мне кажется он не подойдет на указанную должность. Нужно именно обосновать отказ, и таким обоснованием будут неверные ответы на большинство вопросов теста, поскольку так или иначе это вопросы по тем вещам, с которыми придется столкнуться на указанной должности.

Основную свою задачу тест выполнил, отсеяв откровенно неадекватных и случайных людей.

И вот приходит человек, берет у меня листок с тестом, заполняет, я читаю, если все хорошо, это одна ситуация, о ней позже, если не очень, то начинаем беседу. Расспрашиваю кандидата о прошлом опыте работы, чем занимался, что входило в круг обязанностей, и т.п. вещи.

В молодых специалистах (с опытом или без) которые приходят на собеседование, в последнее время, меня очень сильно удивляет отсутствие интереса к специальности как к таковой.

Приходит соискатель, по резюме у него восемь лет работы в техподдержке торговой сети магазинов города. Сеть съела более крупная торговая сеть и вот он ищет работу. Даю ему этот опросник,   про себя думаю, наверное хороший кандидат, ведь это обслуживание огромного парка машин, кассовых аппаратов, 1С, прокладка сетей, коммутационное оборудование. Восемь лет работы это отличный опыт, но оказывается, что человек почти ничего не знает… Опросник на половину пустой, в оставшейся части школьные ошибки. Расспрашиваю, что ты делал на работе: иногда переустанавливал машины, как работает сеть не вникал, в 1С не лез, установить могу на самом базовом уровне, кабель переобжать могу, и в общем всё… и это за восемь, повторяюсь, лет.

Другой случай, приходит соискатель с довольно крупного предприятия, опросник опять мимо, спрашиваю — расскажи чем занимался на работе: тот же набор, могу протянуть кабель, могу дома компьютер переустановить, как работает сеть на работе — не интересовался, по специальности сетевой инженер. Спрашиваю, можешь парой слов рассказать отличия TCP протокола от UPD, вам это наверняка преподавали? Не может, даже не понимает, о чем спрашиваю.

Еще свежий случай, получаю резюме на должность системного администратора, в списке прошлых работ два места, специалист технической поддержки и официант. Образование высшее, кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях, специальность «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук», а также кафедра информатики, специальность «Программная инженерия». На вопросы практически нет ответов. Уровень владения компьютером — домашний пользователь. Утверждает, что готов учиться. Спрашиваю, может какую-нибудь литературу по специальности читал или хотя бы бесплатные курсы слушал. Нет, не читал, не занимался. К сожалению, обучать с самого начала, у меня просто нет времени и возможности.

Актуальный вопрос: кого же готовят на таких кафедрах и таких специальностях? Куда пойдет этот специалист и кому он будет нужен? Помню, лет пятнадцать назад, была такая специальность «программист-психолог». Про выпускников ходила следующая шутка: программист-психолог он как морская свинка, и не свинья и не моряк. Наверное, сейчас эту нишу занимает информатика в области искусств, со всем уважением к данной специальности. Не спорю, такие специалисты также нужны, но это скорее штучный товар.

Разрешите поделиться еще некоторыми жизненными наблюдениями. Так уж получилось, что в последние двадцать лет я параллельно занимался преподаванием в учреждении дополнительного образования, а конкретно на «Станции юных техников». Вел курсы по различным направлениям. Руководство меня ничем не ограничивало, разрешало самостоятельно придумывать программу курса и его содержание, главное чтобы дети шли и занимались. В итоге за это время я обучал детей программированию компьютерной графики на языках Basic/Pascal/С/С++, библиотеке OpenGL, программированию мобильных телефонов на языке Java под Android, созданию игр в среде Unity 3D, языку Python и основам искусственного интеллекта. Для детей занятия абсолютно бесплатны.

За эти годы через меня прошли сотни детей, и вот что могу сказать на основе полученного опыта. Ранее, на заре моей преподавательской карьеры, набор на каждый курс приходилось организовывать в виде конкурса, на одно место в группе было человека три-четыре. С каждым годом ситуация потихоньку ухудшается. Конкурс на зачисление все равно проходит, бывает и по 2 человека на место, но зачем дети теперь идут заниматься они и сами не всегда понимают. Зачастую брал всех кто приходил, в итоге половина сама отсеивалась в ходе занятий.

Первый вопрос у учеников: Вы готовите к ЕГЭ по информатике. Нет? тогда нам это не нужно. А на занятиях я даю такую информацию, которую они никогда бы в школе не узнали. Пусть к ЕГЭ это не имеет отношения, но это дает обширный кругозор при выборе профессии. Отдельные занятия я посвящал именно профориентации, рассказывал чем на работе занимается системный администратор, чем программист, в чем между ними разница. Как организуется работа программистов в больших корпорациях. Что следует изучать уже сейчас, чтобы в будущем найти хорошую и интересную работу и т.п. Изучали историю компьютерных технологий, на виртуальных машинах запускали старые операционные системы (MS DOS, Windows всех версий, начиная с 1.0, OS/2 и др.), вживую смотрели на почти музейные экземпляры старых аудио и видеокарт, процессоров и прочее, прочее.

К чему я веду: раньше мне очень часто попадались ученики увлеченные. Их глаза в прямом смысле горели, впитывали информацию жадно и много. Бывали такие ученики, которые обгоняли в знаниях меня и это было здорово, когда приходилось самому себе завышать планку, чтобы занятие сделать еще более интересным. С такими учениками оставались самые дружеские отношения, и потом закончив мои курсы, они бывая в городе с удовольствием приходили на занятия в качестве гостей, уже обучаясь в университетах или работая в крупных компаниях. С кем-то веду переписку до сих пор. От кого-то слышал слова благодарности за проложенную дорогу в профессию.

Но, к сожалению, таких детей я уже почти не встречаю. Компьютеры теперь есть в каждом доме и не по одному, они стали обычными бытовыми приборами, как телевизор и холодильник. Исчезло таинство приобщения, исчез круг избранных, которые понимали как работает эта техника. Сейчас как работает компьютер, детей не интересует в принципе. Они хотят получить результат не прилагая дополнительных усилий, не осмысляя сам процесс, как там оно все происходит. Особенно хорошо я заметил это преподавая детям работу с редактором Unity, пока мы разбирали как составить трехмерные модели из простейших компонентов в визуальном редакторе, все шло довольно хорошо, но когда приходилось заниматься программированием, а без него всё равно не обойтись, то возникало очень много вопросов по логике программ, простейший цикл мог ввести в ступор. Абстракции данных осмыслялись очень тяжело. Приходилось уделять отдельные занятия на программирование простейших примеров. Почему-то программирование в школах, за 20 лет никак не может уйти с Бейсика. Или ограничивается блок схемами алгоритмов, без банальной практики и современных языков программирования.

Еще одно неприятное наблюдение, это дефицит внимания у детей. Им сложно воспринимать информацию на слух более 10–15 минут. Нужно прерывать объяснение какими-нибудь слайдами, видеороликами или действиями внутри компьютера. В противном случае просто зевают или утыкаются в телефоны.

К системному администрированию у детей в основном отношение как к очень простой специальности, даже как и не специальности вообще. Ну что там такого, установить Windows и роутер настроить? Ко мне на собеседование приходили кандидаты, с таким домашним опытом и абсолютно уверенные в том, что более ничего и не нужно.

Видя такое непонимание профессии, а также свой кадровый голод, у меня уже зреет мысль, чтобы на базе той же «Станции юных техников» сделать отдельный курс по системному администрированию. Вдруг через несколько лет такой специалист вернется ко мне.

За время пока я возглавляю отдел, через меня прошло уже несколько молодых специалистов, которых я брал после института, обучал всему чему знаю. И они двигались дальше, когда становилось тесно в рамках текущей работы и должности. Но чтобы взять человека к себе, мне нужно понять, что ему интересно работать. Опросник помогает мне увидеть хотя бы небольшую эрудицию человека. Остальное в живом разговоре.

Хорошо это или плохо, но программирование, системное администрирование это такие направления деятельности, в которых нельзя достичь совершенства, нельзя остановиться на каком-то уровне и чувствовать себя абсолютно уверенно. Ты всегда понимаешь, что твои текущие знания всегда недостаточны, всегда есть что еще изучить, а что изучил уже может быть устарело, прямо на момент твоего изучения. Не получается отработать свой день, вернуться домой и забыть о работе до следующего утра. Ты читаешь книги и статьи по специальности, подключаешься из дома на работу, для выполнения каких-то дел, которые не удается исполнить днем, когда сервера заняты другими задачами, или когда пользователи сидят в базах. Это вечный бег.

Вопросы вопросами, но даже 100% попадание в ответы не всегда может привести к успешному трудоустройству.

Вот пример, парень после армии, в резюме все не так плохо, по навыкам средне, но шанс есть. Современный мир дает немного больше возможности для изучения кандидата, чем личная беседа. Закинул «невод в море» социальных сетей, выловил страничку. На ней все чего не хватало в резюме. Куча очень сомнительной информации, алкоголь, много алкоголя, возможно даже легкие наркотики, фотографии верхом на государственном флаге. И как в такой ситуации быть, стоит ли приглашать человека для работы в муниципальный орган?

Еще одна «крайняя» ситуация. Соискатель все хорошо ответил и знания есть, но у него внешний вид как у «программиста‑ботаника» из плохого фильма, неопрятный, грязный, с ужасающим запахом… я конечно понимаю, и Стив Джобс на начальном этапе своей карьеры не мылся, носил длинные волосы и босиком ходил. Но мне нужен сотрудник, который должен общаться с пользователями не только по телефону, сопровождать публичные мероприятия, и с которым можно находится в одном кабинете без открытия всех окон нараспашку.

Это всё конечно моё нытье, что кандидаты пошли не те, дети не те. Конкретно мои проблемы в поиске кандидатов я вижу скорее в следующем:

  1. Зарплаты. Хорошие кандидаты узнав о зарплате не рассматривают вакансию. Сейчас на руки специалист по моей вакансии получит около 45 000 рублей. Это конечно не много. За тот объем работы, что придется исполнять, за ответственность лежащую на специалисте, это слишком маленькое вознаграждение. Это одна из очень больших проблем в муниципалитетах, платить больше государство не готово, что приводит к вымыванию кадров. Я учу молодого специалиста, делаю из него профессионала и он уходит дальше. Задержать такой зарплатой я его не могу.

  2. «Пылесосы» больших городов. Моя организация располагается в городе с населением чуть меньше 100 тысяч человек. Рядом находится краевой центр с населением миллион человек. Есть еще Москва и Санкт‑Петербург. Большая часть моих учеников уехала учиться в большие города и не вернется никогда. Никто из них не видит себя здесь, на той малой родине, где он родился. Здесь скорее общегосударственная проблема и не только в моей отрасли, а любой. Опыт советского распределения после института,  был во многом положительный, он позволял насыщать специалистами регионы, там где они были нужны. Отработал сотрудник определенный срок и волен дальше уже сам выбирать себе место работы и жилья, но глядишь и прикипел он к тому месту, семья, друзья, работа нравится и остается там куда прислали.

  3. Малая популяризация профессии. Все хотят стать программистами, теперь еще и стартаперами, работать в крупных корпорациях вроде Яндекс. В системные администраторы попадают потом и случайно. Здесь я сам тому пример. По специальности я программист‑системотехник. Более пяти лет отработал программистом на крупном предприятии, но в виду тотального безденежья (это было начало 2000-х) пришлось уйти в банк, со скачком зарплаты в два раза больше. За время работы программистом параллельно изучил кучу направлений в ИТ сфере, и системное администрирование (первые версии серверов Windows, Novell Netware), и немного веб-дизайн и базы данных и прочее около-компьютерное. После банка сменил еще несколько мест работы по специальности пока не оказался в текущей должности. В итоге из программиста стал уже полноценным системным администратором (хотя программы для нужд организации все равно создаю).

Из своего опыта работы, я не понимаю людей, которые отработав много лет на одном месте не развиваются даже в своей сфере, не говоря о смежных. Потому и ищу в кандидатов не желающих отсидеть свой рабочий день от восьми до пяти, а желающих хоть немного «изменить этот мир» (звучит банально, я знаю). Понимаю, что может и не прав в этом желании, современные трудовые отношения не предполагают энтузиазма работников, мы продаем свой труд работодателю. Но так работать ведь скучно. Всегда хочется развития, хотя бы для себя.

Какой вывод из всего этого текста?

На зарплату работников напрямую я повлиять не могу, на утечку кадров, по большей части тоже. Остается — готовить кадры самому. Учить на предприятии, учить вне основной работы. Наверное придется все же сделать свой курс по системному администрированию для школьников.

Что имею в итоге, очередной молодой специалист взмахнув крылом вылетел из гнезда на поиски лучшей жизни. Поиск кандидата опять превратился в перебор вариантов из средних, плохих и очень плохих.

Поиск сотрудника в настоящее время в самом разгаре. Если, вакансия кому интересна, то можно писать мне на сайте. Подробности в личной переписке. Чтобы было понятно где это: г. Железногорск, Красноярский край.

© Habrahabr.ru