Патентная активность США в годы Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны США стали абсолютным лидером в мировом изобретательстве и патентовании, а также в тяжёлой промышленности, самолето- и кораблестроении. Да и во многих других отраслях.
Так, Соединенные Штаты за время войны произвели более 300 000 самолетов, на что ушло около полутора миллионов тонн алюминия, причем почти весь он был произведен в США, в основном из собственных запасов бокситов. При этом выпуск истребителей получилось увеличить очень быстро и с хорошим качеством. Многие советские ассы, например трижды герой Советского Союза А.И. Покрышкин, воевали на американских «Аэрокобрах» (Bell P-39 Airacobra)
Во многом это обусловлено активностью иммигрантов в США из разных стран, которые получили возможность творить, и тем самым добиваться успеха в стране «жёлтого дьявола». Например, из России крупными новаторами в Америке стали Игорь Сикорский (вертолёты), Владимир Зворыкин (теле- и радиоаппаратура), ряд высококлассных деятелей искусства — Игорь Стравинский, Михаил Чехов, Сергей Рахманинов. Но главное, что в США переехали жить и трудиться порядка миллиона человек из Европы и Азии. Самый яркий пример — Альберт Эйнштейн.
Многие из них внесли свою лепту в патентный портфель Соединенных Штатов.
Статистика патентного ведомства США даёт такие цифры:
Таблица 1: Количество документов Патентного ведомства США с приоритетом в 1939–1945 гг. ед.
Год приоритета | Патенты всего |
1939 | 24702 |
1940 | 24334 |
1941 | 22384 |
1942 | 18705 |
1943 | 19791 |
1944 | 28690 |
1945 | 37440 |
Справка | |
2021 | 57048 |
Источник: автор на основе Google Patents
Обращает на себя рекордная патентная активность в США в 1939–1945 гг. Она ненамного уступала показателям благополучного 2021 г.
Поскольку, как говорил брат из знаменитого фильма Балабанова, «тут всё просто так, кроме денег», то во время войны была только та особенность, что за счёт изобретений можно было подоить федеральный бюджет. Если же предприниматели не получали никаких бонусов от властей США, то не заморачивались военной тематикой.
Известны даже случаи прямого саботажа оборонных усилий:
1) рокфеллеровская «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси», соблюдая условия картельного соглашения с германским концерном «ИГ Фарбениндустри», надолго задержала производство в США синтетического каучука;
2) вследствие соглашения между «Дженерал Электрик» и концерном Круппа не был налажен выпуск карбида вольфрама (в русском просторечье «победит») — супертвердого сплава, необходимого для изготовления режущих инструментов и штампов.
Тем не менее, государственная машина США во главе с волевым Президентом Франклином Рузвельтом нашло способы стимулировать частный капитал и организовать изобретательскую деятельность в военных целях. К непослушным товарищам применялись подчас довольно жесткие методы.
Например, производитель American Viscose Corporation запатентовало в 1943 г. несколько изобретений, в частности патенты №2439813 и №2443711 для производства синтетического шёлка. Предприятие было основано в 1910 г. как подразделение британской Courtaulds. Позже она получила название «Crown Rayon». В 1941 году, чтобы закупить материалы для войны, правительство США заставило британцев продать компанию американским инвестиционным фирмам в рамках сделки, проведенной Morgan, Stanley Co. и Dillion, Reed Co. Компания производила вискозное волокно для ткани, а также вискозный корд для армирования пневматических автомобильных шин.
Особые два места в славной истории военных изобретениях США занимают атомные боеприпасы и военно-морской флот, которые обеспечили стране глобальное военное доминирование уже после окончания конфликта.
Атомный проект
Как известно, в ряде европейских научных центров в 1930-х была разработана общая теория цепной ядерной реакции на основе изотопа урана-235. В частности, в 1939 г. итальянский физик Энрико Ферми получил Нобелевскую премию за эту тему с формулировкой: «За доказательство существования новых радиоактивных элементов, полученных при облучении нейтронами, и связанное с этим открытие ядерных реакций, вызываемых медленными нейтронами».
Сам Ферми, опасаясь антисемитских законов в Италии, которые угрожали его еврейской супруге, переехал в США в 1938 г. накануне мировой войны.
Летом 1940 г. после падения Парижа Рузвельт санкционировал начало работ по созданию атомной бомбы, которые велись более-менее тайно. Секретность была дырявой. Как известно, и Энштейн, и Ферми, и ряд других ученых добровольно и бесплатно передавали информацию о деталях разработки ядерного оружия представителям разведок СССР, например команде Судоплатова, которые не могли поверить такому счастью. Далекие от физики Сталин и Берия долго запрягали «ядерную лошадку», но, правда, потом быстро понеслись!
С 1940-го пошли патенты США, посвященные практическим вопросам атомного оружия. Первые 7 штук представлены в таблице 2:
Таблица 2: Первые патенты США по ядерному оружию 1940–1943 гг.
Дата отсчета срока действия патента | Год публикации | № патента США | Патентообладатель | Авторы | Название |
02.07.1940 | 1940 | 2206634 | G.M. Giannini & Co., Inc., | Enrico Fermi, Edoardo Amaldi, Bruno Pontecorvo, Franco Rasetti, and Emilio Segre | Process for the production of radioactive substances |
23.06.1942 | 1942 | 2287619 | Hartmut Israel Kallmann, Ernst Kuhn | Hartmut Israel Kallmann, Ernst Kuhn | Device for the production of slow neutrons |
31.10.1942 | 1948 | 2442617 | Canadian Radium and Uranium Corp | S. Rosenblum | Carrier for radioactive material and improved method of making the same |
10.04.1942 | 1952 | 2592434 | Schlumberger Well Surveying Corp | Shelley Krasnow | Radioactive marker |
05.09.1944 | 1956 | 2774730 | US Atomic Energy Commission | Gale J. Young | Neutronic reactor havng a fatened actevity curve |
18.05.1943 | 1958 | 2819144 | US Atomic Energy Commission | Glenn T. Seaborg and Jehn E. Willard, | Separation of plutonium from uranium and fission products by adsorption |
27.07.1943 | 1956 | 3284309 | US Atomic Energy Commission | Egar V. Merphree | Nuclear power generating apparatus |
Источник: автор на основе Google Patents
В 1943–1945 гг. были оформлены сотни патентов на применение урана, ядерные реакторы разных конструкций, плутоний, методы их получения, разделения, очистки и т.п. В подавляющем большинстве случаев патентообладателем выступало правительство США в лице US Atomic Energy Commission. Правда, все ядерные патенты были опубликованы в 1948–1958 гг., когда атомное оружие перестало быть тайной. Как шутил известный советский физик Андрей Сахаров, главным секретом атомной бомбы была возможность ее создания; после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки этот секрет перестал существовать, а остальное было лишь делом техники.
Курьезным является то, что соавтором одного из первых патентов США по ядерному направлению № 2206634 от 1940 г. был… будущий лауреат Сталинской Премии за 1954 г. Бруно (Максимович) Понтекорво, сотрудник итальянской лаборатории Энрико Ферми в 1930-е годы. Понтекорво, выходец из процветающей еврейской семьи, по политическим убеждениям коммунист, с 1938 г. сменил места жительства в нескольких странах (Франция, США, Канада, Англия, Швеция) и с 1951 г. осел в СССР в подмосковной Дубне, где плодотворно работал в Объединенном Институте Ядерных Исследований. В 1958 г. он стал академиком, позже был награждён двумя орденами Ленина, удостоен Ленинской премии. Два его сына из трёх продолжают трудиться в России.
Флот
В 1940 г. президент Рузвельт назначил группу ведущих гражданских ученых членами Национального Комитета Оборонных Исследований. В этом же году была принята программа создания «флота двух океанов», которая имела целью сооружение в 1940–1946 гг. 200 военных кораблей суммарным водоизмещением более 1 миллиона тонн. Суть программы изложена в речах Президента США Рузвельта от 17 мая и 10 июня 1940 г., а затем дополнена законом об ассигновании 4 млрд. долл. Наконец, приняв закон об «ускоренной амортизации» капитала, правительство США стремилось заинтересовать предпринимателей в военной конъюнктуре.
США по счастливому стечению геополитических обстоятельств отделены от главных конкурентов — России, Китая, Евросоюза (в наши дни), Японии — двумя мощными океанами, Атлантическим и Тихим. Это же не хилые рвы с нечистотами вокруг замков европейских рыцарей. Военно-морская стратегия США играет ведущую роль в политике национальной безопасности страны. Коротко говоря, Штаты воспринимают себя ключевым игроком на мировой арене, единственной супердержавой, обладающей одновременно глобальными возможностями и глобальными интересами. По итогам Второй мировой войны Америка стала единственной «владычицей морскою». Предыдущая «владычица морей», Британская Империя, на пике своего могущества придерживалась правила двух держав, который подразумевал, что Британия должна иметь более сильный флот, чем объединенные флоты двух самых крупных после нее морских держав. На сегодняшний день, несмотря на развитие морской мощи Китая и ряда других держав, ВМС США по совокупному тоннажу превосходят 13 крупнейших флотов мира вместе взятых, из которых 11 принадлежат союзникам и партнёрам Америки.
7 декабря 1941 г. Япония нанесла коварный удар в Перл-Харборе и — началась масштабная океаническая война. Японцами были потоплены и выведены из строя все линейные корабли США в Тихом океане, но оба авианосца США остались в строю. А 11 декабря 1941 года войну США объявила и Германия, и вынуждена была воевать после этого и в Атлантике.
В 1941–1945 гг. были созданы важные изобретения и выработаны существенные ноу-хау в военно-морской области. В частности, был массово освоен блочный принцип сборки кораблей с применением сварки. Например, на верфях Генри Кайзера строили транспорты типа «Либерти». В СМИ в те годы шутили, что Kaiser Shipyard в Ричмонде, штат Калифорния, строил суда быстрее, чем их могли топить немцы — три штуки в день, 2770 судов за всю войну. Рациональная компоновка, модульная конструкция и применение сварки позволили сократить технологический цикл до 45 суток. К концу войны этот показатель был улучшен до 24 суток. Быстрее всех собрали «Роберт Пири» — 130-метровый сухогруз встал под погрузку спустя 4 дня 15 часов после закладки на верфи его киля.
По факту, американцы единственные в мире, кто освоил серийную постройку крейсеров и линкоров в годы войны. Число построенных авианосцев достигло 151 (из них 20 тяжелых), эсминцев — 800 единиц! Разработанная Генри Кайзером концепция массового производства коммерческих и военных судов используется и сегодня.
Прочее
В специальной литературе обильно составлены рейтинги изобретений США в годы Второй мировой войны. В них упоминаются магнитометры, аэрозольные бомбы, акриловое волокно, базука, неконтактные взрыватели и пр., а также бытовые вещи типа микроволновки, электрогитары и детской пружинистой игрушки «Слинки».
Да, кому война, а кому мать родна в изобретательстве и патентовании! Подобного технологического скачка не знала ни до, ни после тех страшных лет. Без этого конфликта не было бы Кремниевой долины и последовавшей спустя пару десятков лет научно-технической революции. Вспомним те же полупроводники и суперкомпьютеры.