Нескромная цифра Нижегородской области

e674cb66439e79040bbd25374085d015.png

Центр развития «НОВАЯ ЭРА» и АНО «Горький Тех» провели совместное исследование об отношении нижегородской молодежи к ИТ-сфере. Некоторые результаты подтвердили очевидное. Например, что абсолютное большинство «за» скорейшее достижение Россией цифрового суверенитета.

Однако опрос выявил не столь предсказуемые нюансы, очевидные только профессионалам, погружённым в цифровую сферу. На них обратили внимание федеральные эксперты, ознакомившиеся с исследованием. Это руководитель Аппарата комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Госсовета РФ Ольга Минеева и вице-президент Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта (АЛРИИ) Анна Никитченко.

«Цифра» меняет рынок

0bc10bd01f313a87297ddd4ab3335aeb.png

Скорость, с которой растет российский инфотех, высокой считает 2/3 опрошенных. Почти 60% участников исследования оценивают как «очень хорошие» темпы развития цифровых технологий непосредственно в Нижегородской отрасли. Еще часть уверены, что такая динамика — не новость, а, скорее, традиция Нижегородской области. Здесь в 1963 году появился первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики, фактически — колыбель отечественной научной ИТ-школы.

Специалисты ИТ-сферы в свою очередь обращают внимание на глобальные перемены, вызванные взлётом «цифры» и далеко выходящее за пределы индустрии.

Ольга Минеева

РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА КОМИССИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «КОММУНИКАЦИИ, СВЯЗЬ, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» ГОССОВЕТА РФ

Будущее уже наступило, и мы наблюдаем структурные изменения, которые оно привносит: исчезновение одних видов деятельности и появление других, принципиально новых профессий и задач, появление новых моделей и форматов взаимодействия работников и работодателей. На рынках труда, где происходит более высокое проникновение технологий, уже сегодня характерна большая доля людей, занятых в гиг-экономике. На других рынках труда наиболее актуальными будут вопросы создания качественных рабочих мест для молодежи, обеспечение условийдля гибких и виртуальных форматов занятости.

Разрешите в АйТи

5bd4df4c376847985f6f6c60d75ef0ae.png

Основными бенефициарами развития «цифры» респонденты назвали бизнес (85,9%), сами ИТ-компании (83,7%) и государство (78,9%)*. И влиться в эту перспективную и динамично растущую среду интересно многим. Более половины опрошенных хотели бы в будущем освоить ИТ-профессию.

Суммарно 76,2% участников анкетирования уже принимали участие в ИТ-проектах или рады включиться в такую работу уже сегодня. Их стимулирует в том числе понимание, что это в любом случае положительно повлияет на их профессиональное и карьерное развитие.

Причем молодые люди готовы попробовать свои силы вне зависимости от того, есть ли у них соответствующий опыт, навыки, образование.

* вопрос допускал несколько вариантов ответов, поэтому общий балл превышает 100%.

Анна Никитченко

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Для работодателя в настоящее время, по крайней мере в этой сфере, играет роль не образование, а только конкретные знания, которые ему нужны. И в общем-то неважно как эти знания получены — в колледже, университете, на курсах или при самостоятельном обучении.

Свои шансы устроиться работать по цифровому профилю именно в Нижегородской области молодежь оценивает высоко. 69,2% опрошенных уверены, что, что это легко сделать уже сегодня. Наибольший интерес представляют сферы искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросети.

Для искусственного интеллекта нужен естественный

d5b0587a9cc82f0d14d1e2daed32c5ae.png

Что касается возможностей развить «цифровые» навыки, помимо профильного обучения в вузе, почти 90% участников исследования делают ставку на самообразование. Еще около 50% полагаются на платные и бесплатные курсы.

Здесь эксперты выбрасывают «красный флажок». В ИТ-сфере сейчас действительно много относительно простых задач, которым можно научиться решать после прохождения качественного интенсива. Они неплохо оплачиваются. Но энтузиазм и базовые навыки не заменят фундаментальных знаний.

«Многие просто не понимают, что для того, чтобы разрабатывать технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросетей, нужно очень хорошо разбираться, как минимум, в математике. В случае сложных задач специалист должен иметь пространственное, практически научное, мышление, позволяющее взглянуть на задачу комплексно», — предостерегает Анна Никитченко.

Курсы и самообучение необходимы не только ИТ-неофитам, но и людям, получившим объемное профильное образование. По мнению вице-президента Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта Анны Никитченко, обучение должно продолжаться всю рабочую жизнь. И достаточно быстрыми темпами, поскольку технологии меняются и развиваются крайне быстро.

Общий интерес

206b59f4ff94d1eb6a873db7b3b6a30f.png

Есть еще одна проблема, требующая комплексного подхода и скорейшего решения. Нередко полученные в образовательных учреждениях знания оказываются «оторваны» от действительных потребностей работодателей. Дипломированных специалистов приходится переучивать.

«Студентов необходимо, помимо общего, «фундаментального» образования в процессе обучения «затачивать» под большое количество конкретных задач и кейсов, которые нужны на предприятиях или в организациях здесь и сейчас. В обучении должна быть большая доля практики, желательно в компаниях-партнерах на основе взаимовыгодного сотрудничества», — рассуждает Анна Никитченко.

Это можно сделать, если власть, научное сообщество и ИТ-компании сконцентрируют усилия на формировании принципиально нового подхода к образовательному процессу. Без науки знания не будут действительно фундаментальными. А лучше ИТ-бизнеса никто не знает, какие специалисты нужны ему сегодня и какие понадобятся завтра. 

Именно такой точкой пересечения интересов и объединения сил станет ИТ-кампус мирового уровня НЕЙМАРК. Он строится в Нижнем Новгороде в рамках национального проекта «Наука и университеты».

Кроме того,  кампус может стать интегратором инновационных идей своих бывших и действующих студентов, помощником в коммерциализации таких инноваций. Это очень серьезное конкурентное преимущество и для автора идеи, и для кампуса, и 
для региона в целом.

«Межвузовский кампус и в то же время крупная образовательная экосистема НЕЙМАРК — новый формат получения IT знаний полного цикла в гибком режиме», — резюмирует руководитель Аппарата комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Госсовета РФ Ольга Минеева.

Одноименная экосистема, позволяющая привлекать заинтересованную молодежь в ИТ, уже функционируетДля школьников и их родителей проходят профориентационные НЕЙМАРК.Вебинары. Для студентов запущен образовательно-просветительский проект НЕЙМАРК.Лекторий, призванный популяризовать цифровые профессии и познакомить с выдающимися людьми из сферы ИТ. Для обучения школьников проводятся НЕЙМАРК.ИТ-Академии — лагерь с полным пансионом, проживанием и обучением цифровым дисциплинам.

Талантливые студенты, поступившие на ИТ-специальности в нижегородские вузы, смогут получать стипендию им. Ю.И. Неймарка. Для тех, кто желает повысить подготовку в самых востребованных специальностях инфотеха запущены НЕЙМАРК.Интенсивы — сетевые программы повышения квалификации с возможностью последующего трудоустройства. Реализуется программа НЕЙМАРК.Для учителей по переподготовке педагогов технических специальностей.

52ba71abc0fad4a529e2270cd564fb29.jpgdf0a3557b2b4d7ae55b737b364fbe6b7.jpg

Что касается непосредственно нижегородского кампуса, то недавно было получено разрешение на строительство на проспекте Гагарина очередного корпуса общежития для обучающихся в нём. На другой площадке — на улице Большие Овраги — в трех корпусах для размещения студентов идёт отделка.

После окончания всех работ в регионе появятся места для проживания около 5,6 тыс. будущих ИТ-специалистов. Образовательные же площади будут рассчитаны на 8 тыс. человек.

© Habrahabr.ru