Нескромная цифра Нижегородской области
Центр развития «НОВАЯ ЭРА» и АНО «Горький Тех» провели совместное исследование об отношении нижегородской молодежи к ИТ-сфере. Некоторые результаты подтвердили очевидное. Например, что абсолютное большинство «за» скорейшее достижение Россией цифрового суверенитета.
Однако опрос выявил не столь предсказуемые нюансы, очевидные только профессионалам, погружённым в цифровую сферу. На них обратили внимание федеральные эксперты, ознакомившиеся с исследованием. Это руководитель Аппарата комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Госсовета РФ Ольга Минеева и вице-президент Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта (АЛРИИ) Анна Никитченко.
«Цифра» меняет рынок
Скорость, с которой растет российский инфотех, высокой считает 2/3 опрошенных. Почти 60% участников исследования оценивают как «очень хорошие» темпы развития цифровых технологий непосредственно в Нижегородской отрасли. Еще часть уверены, что такая динамика — не новость, а, скорее, традиция Нижегородской области. Здесь в 1963 году появился первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики, фактически — колыбель отечественной научной ИТ-школы.
Специалисты ИТ-сферы в свою очередь обращают внимание на глобальные перемены, вызванные взлётом «цифры» и далеко выходящее за пределы индустрии.
Ольга Минеева
РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА КОМИССИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «КОММУНИКАЦИИ, СВЯЗЬ, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» ГОССОВЕТА РФ
Будущее уже наступило, и мы наблюдаем структурные изменения, которые оно привносит: исчезновение одних видов деятельности и появление других, принципиально новых профессий и задач, появление новых моделей и форматов взаимодействия работников и работодателей. На рынках труда, где происходит более высокое проникновение технологий, уже сегодня характерна большая доля людей, занятых в гиг-экономике. На других рынках труда наиболее актуальными будут вопросы создания качественных рабочих мест для молодежи, обеспечение условийдля гибких и виртуальных форматов занятости.
Разрешите в АйТи
Основными бенефициарами развития «цифры» респонденты назвали бизнес (85,9%), сами ИТ-компании (83,7%) и государство (78,9%)*. И влиться в эту перспективную и динамично растущую среду интересно многим. Более половины опрошенных хотели бы в будущем освоить ИТ-профессию.
Суммарно 76,2% участников анкетирования уже принимали участие в ИТ-проектах или рады включиться в такую работу уже сегодня. Их стимулирует в том числе понимание, что это в любом случае положительно повлияет на их профессиональное и карьерное развитие.
Причем молодые люди готовы попробовать свои силы вне зависимости от того, есть ли у них соответствующий опыт, навыки, образование.
* вопрос допускал несколько вариантов ответов, поэтому общий балл превышает 100%.
Анна Никитченко
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Для работодателя в настоящее время, по крайней мере в этой сфере, играет роль не образование, а только конкретные знания, которые ему нужны. И в общем-то неважно как эти знания получены — в колледже, университете, на курсах или при самостоятельном обучении.
Свои шансы устроиться работать по цифровому профилю именно в Нижегородской области молодежь оценивает высоко. 69,2% опрошенных уверены, что, что это легко сделать уже сегодня. Наибольший интерес представляют сферы искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросети.
Для искусственного интеллекта нужен естественный
Что касается возможностей развить «цифровые» навыки, помимо профильного обучения в вузе, почти 90% участников исследования делают ставку на самообразование. Еще около 50% полагаются на платные и бесплатные курсы.
Здесь эксперты выбрасывают «красный флажок». В ИТ-сфере сейчас действительно много относительно простых задач, которым можно научиться решать после прохождения качественного интенсива. Они неплохо оплачиваются. Но энтузиазм и базовые навыки не заменят фундаментальных знаний.
«Многие просто не понимают, что для того, чтобы разрабатывать технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросетей, нужно очень хорошо разбираться, как минимум, в математике. В случае сложных задач специалист должен иметь пространственное, практически научное, мышление, позволяющее взглянуть на задачу комплексно», — предостерегает Анна Никитченко.
Курсы и самообучение необходимы не только ИТ-неофитам, но и людям, получившим объемное профильное образование. По мнению вице-президента Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта Анны Никитченко, обучение должно продолжаться всю рабочую жизнь. И достаточно быстрыми темпами, поскольку технологии меняются и развиваются крайне быстро.
Общий интерес
Есть еще одна проблема, требующая комплексного подхода и скорейшего решения. Нередко полученные в образовательных учреждениях знания оказываются «оторваны» от действительных потребностей работодателей. Дипломированных специалистов приходится переучивать.
«Студентов необходимо, помимо общего, «фундаментального» образования в процессе обучения «затачивать» под большое количество конкретных задач и кейсов, которые нужны на предприятиях или в организациях здесь и сейчас. В обучении должна быть большая доля практики, желательно в компаниях-партнерах на основе взаимовыгодного сотрудничества», — рассуждает Анна Никитченко.
Это можно сделать, если власть, научное сообщество и ИТ-компании сконцентрируют усилия на формировании принципиально нового подхода к образовательному процессу. Без науки знания не будут действительно фундаментальными. А лучше ИТ-бизнеса никто не знает, какие специалисты нужны ему сегодня и какие понадобятся завтра.
Именно такой точкой пересечения интересов и объединения сил станет ИТ-кампус мирового уровня НЕЙМАРК. Он строится в Нижнем Новгороде в рамках национального проекта «Наука и университеты».
Кроме того, кампус может стать интегратором инновационных идей своих бывших и действующих студентов, помощником в коммерциализации таких инноваций. Это очень серьезное конкурентное преимущество и для автора идеи, и для кампуса, и
для региона в целом.
«Межвузовский кампус и в то же время крупная образовательная экосистема НЕЙМАРК — новый формат получения IT знаний полного цикла в гибком режиме», — резюмирует руководитель Аппарата комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Госсовета РФ Ольга Минеева.
Одноименная экосистема, позволяющая привлекать заинтересованную молодежь в ИТ, уже функционирует. Для школьников и их родителей проходят профориентационные НЕЙМАРК.Вебинары. Для студентов запущен образовательно-просветительский проект НЕЙМАРК.Лекторий, призванный популяризовать цифровые профессии и познакомить с выдающимися людьми из сферы ИТ. Для обучения школьников проводятся НЕЙМАРК.ИТ-Академии — лагерь с полным пансионом, проживанием и обучением цифровым дисциплинам.
Талантливые студенты, поступившие на ИТ-специальности в нижегородские вузы, смогут получать стипендию им. Ю.И. Неймарка. Для тех, кто желает повысить подготовку в самых востребованных специальностях инфотеха запущены НЕЙМАРК.Интенсивы — сетевые программы повышения квалификации с возможностью последующего трудоустройства. Реализуется программа НЕЙМАРК.Для учителей по переподготовке педагогов технических специальностей.
Что касается непосредственно нижегородского кампуса, то недавно было получено разрешение на строительство на проспекте Гагарина очередного корпуса общежития для обучающихся в нём. На другой площадке — на улице Большие Овраги — в трех корпусах для размещения студентов идёт отделка.
После окончания всех работ в регионе появятся места для проживания около 5,6 тыс. будущих ИТ-специалистов. Образовательные же площади будут рассчитаны на 8 тыс. человек.