Не только Станислав Лем: польские фантасты, предсказавшие будущее
Основным польским автором, которого в Советском Союзе (да и России) знали, уважали и почитали, — был (да и остается) Станислав Лем. Его активно издавали (хотя подчас и вырезали неудобные моменты), по мотивам произведений даже снимали фильмы.
Исследователи, изучившие творчество Лема, убеждены, что он предвидел:
создание электронных книг (в романе «Возвращение со звезд» он писал, что магазины подобного профиля выглядят так: «Книжный … напоминал скорее лабораторию электроники. Книги — кристаллики с запечатленной в них информацией. Читали их с помощью оптона. Оптон напоминал настоящую книгу только с одной-единственной страницей между обложками. От каждого прикосновения на ней появлялась следующая страница текста») и аудиокниг (в том же произведении — «Люди предпочитали лектоны — те читали вслух, их можно было отрегулировать на любой тембр голоса, произвольный темп и модуляцию»);
формирование всемирной паутины и поисковиков (в романе «Магелланово облако» Лем описывал так называемый трион — внутри него «можно закрепить не только световые изображения, вызывающие изменения в его кристаллической структуре, — страницы книг, фотографии, всякого рода карты, рисунки, чертежи и таблицы: в нем так же легко можно увековечить звуки, в том числе человеческий голос и музыку…»; в этой же книге звучало и такое предсказание: «Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное… произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора»);
изобретение виртуальной реальности, 3D-печати, а также некоторых биотехнологий.
Однако, как нам кажется, основная ценность романов Лема совсем в другом — он не боялся рассматривать то, как ведет себя Личность, Человек внутри определенного (пусть и выдуманного) контура.
В своих письмах Лем признавался: «Для некоторых писателей научная фантастика представляет собой нечто вроде чистой игры ума, интеллектуального кроссворда, а не один из разделов литературы. Меня же интересует другое — сами люди и проблемы, волнующие человека наших дней».
Что касается собственных футурологических построений будущего, то Лем их сравнивал с… автомобильной катастрофой. Что мечталось и что получалось в итоге — это совсем разные вещи. Социум воспринял, считал Лем, только те глобальные идеи, которые были наиболее доходными, которые можно было удачно коммерциализировать. Возвышенное, то, что делает человека лучше, не стало, к сожалению, детерминантой для развития. Фантаст застал крах коммунизма и приход капитализма в свою родную страну и был явно не в восторге от того, что видел.
А можно ли назвать еще каких-нибудь писателей-фантастов из Польши?
Да.
Например, Кшиштофа Боруня активно переводили в СССР. Например, его повесть «Восьмой круг ада», рассказывающая о перемещении человека XVI века в 2034 год, была опубликована практически сразу же (в Польше — через 12 лет).
В этой книге, кстати, мелькают некоторые описания контуров вполне осязаемого настоящего / будущего: «Машина мчалась над цветной мозаикой домов зоны отдыха, разбросанных среди садов и лесных парков. Там и тут блестели светлые прямоугольники плавательных бассейнов и посадочные площадки аэробусов… Сразу за Еленьей Гурой вышли на радиошоссе восток-запад, и Стеф передал управление службе движения».
В конце 70-х Кшиштоф Борунь дал более развернутые прогнозы будущего в своем интервью журналу «Техника — молодежи». Писатель предсказывал, что на развитие цивилизации будет оказывать влияние физика, химия и кибернетика. По поводу последней он говорил: «Возможности практического использования будущих результатов системного моделирования в экономике и управлении, как и эффективное использование вычислительной техники, будут, однако, в большой мере зависеть от социального строя и его способности к творческому преобразованию собственной социально-экономической структуры».
Януш Анджей Зайдель в своих книгах преимущественно описывал будущее, делая акцент на фантастических недемократических обществах. Советскому читателю Зайдель известен мало, так как его практически не издавали в СССР. Переведенные же отдельные произведения писателя не содержат, к сожалению, больших предсказаний: все до крайности стандартно — телевизоры, автоматизированные системы уборки территории, жесткая урбанизация…
Еще один автор (Адам Вишневский-Снерг) создавал настоящие философские романы: например, в произведении «Робот», ставшим одним из лучших в научной фантастике Польши, он сформировал концепцию сверхсуществ — все известные сущности автор последовательно разделил на минералы, растения, животные и разум (при этом ни одно из названных существ не воспринимает «непосредственно организм своего сверхсущества»);, а в романе «Нагая мишень» — представил художественную модель всепланетного фантомата далёкого будущего (в основе произведения — идея устройства виртуальной реальности).
А какие у вас были любимые авторы и их произведения?
P.S. Новогодний розыгрыш товарного знака под ключ и других призов в нашем Телеграм-канале
Полезное от Онлайн Патент:
→ Что такое Реестр отечественного ПО?
→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).
→ Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
→ Как запатентовать технологию?