Математические фантазии о справедливости
Почему каждый раз, когда люди пытаются построить рай на Земле, это заканчивается адом? И температура этого ада тем выше, чем ярче пылают сердца в праведном порыве осчастливить мир.
Может быть, строили не так, или может быть, общество еще не доросло до нового миропорядка, но при достижении определенного уровня технологического развития и гуманитарного знания мы сможем воплотить мечту поколений в реальность?
Или может быть, есть объективные причины невозможности рая на Земле, и все как раз наоборот, и мы движемся не к светлому будущему, а к антиутопии с жесточайшей диктатурой и дичайшим социальным расслоением?
Или же истина, как обычно, где-то посередине, но тогда к какому краю ближе?
Я попытался порассуждать, или даже скорее пофантазировать, на эту тему на языке математики. Мне показалось интересным, что в этой в принципе гуманитарной теме математика дает адекватные результаты. Приятным бонусом для меня явилось то, что так любимый всеми физиками принцип наименьшего действия смотрится здесь вполне гармонично. В рамках построенной нами математической модели мы получим уравнения, хорошо знакомые из курса теоретической механики, что для меня стало несколько неожиданной иллюстрацией универсальности математических законов.
Постановка задачи
В самом общем виде, наша задача заключается в построении элементарной математической модели распределения благ среди людей и исследовании нескольких простейших сценариев.
Мы увидим, что даже эта элементарная модель позволит нам сделать некоторые выводы.
Энергия
Обозначим все блага, которые потребляет человечество в единицу времени (для определенности возьмем месяц), через. Чтобы избежать неоднозначности, мы будем рассматривать все блага, как материальные, так и «духовные». Все, что может быть полезно человеку, доставить ему удовольствие и что можно продать ему как товар (даже чисто теоретически) — все это входит в . Все это мы будем называть энергией.
Комментраий.
Определение может показаться неясным, но это не станет препятствием для нашего дальнейшего анализа, потому что единственное свойство, которое нас будет интересовать, - это конечность этой энергии. В разные моменты истории человечества в силу технологического и культурного развития и природных факторов эта энергиябыла разной, но все же она всегда конечна.
Эта энергия как-то распределяется между людьми. Потребление благ отдельно взятым человеком в нашу условную единицу времени мы будем называть обобщенным доходом или просто доходом данного человека, и, конечно, доход явно влияет на его физическое и «душевное состояние», которое мы упростим до одномерной шкалы удовольствие-страдание. При снижении уровня доступных благ человек начинает страдать, в то время как повышение данной энергии приносит удовольствие.
Функция распределения энергии между людьми
Проранжируем людей по доходу.
Теперь будем пересчитывать людей, начиная с самых бедных и двигаясь к богатым. Для простоты предположим, что доход двух различных людей всегда, хотя бы немного, но отличается. Для каждого -го человека посчитаем суммарную энергию , потребляемую всеми подсчитанными () людьми — всеми, кто беднее него, плюс он сам.
e (n)
График будет выглядеть как-то так.
Возьмем произвольную группу людей с максимально близким доходом. Понятно, что есть количество энергии, потребляемое одним человеком в группе .
Перейдем к безразмерным координатам:
\displaystyle \frac {n}{N_0}» src=«https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/77d/2d2/10a/77d2d210a35d8b1ee6982b3b055a78f9.svg» />
x (y)
Комментарий:
Ось абсцисс я обозначил через , а ось ординат через . Я сделал это намеренно, потому что через абзац мы перейдем к обратной функции и дальше будем работать только с ней.
Т.к. очень большое, мы можем перейти к континуальной .
Тогда c точностью до коэффициента является энергией потребляемой одним человеком.
Нам будет удобно работать с обратной функцией, которая будет выглядеть как-то так:
Тогда является доходом человека в группе, соответствующей .
В дальнейшем все расчеты мы будем проводить с этой функцией . Вот некоторые свойства этой функции:
Функцию, удовлетворяющую этим условиям, будем называть допустимой функцией распределения.
Функция страдания-удовольствия, элементарный случай
Понятно, что, если человек получает слишком мало энергии, то он страдает. Чем больше человек получает энергии, тем меньше он страдает. Введем функцию , которая представляет страдание отдельного человека в группе людей окрестности . В рамках нашей модели, давайте для простоты примем, что страдание обратно пропорционально доходу, что значит, что наша функция будет прямо пропорциональна :
Так как позже мы добавим слагаемые, связанные с удовольствием (они будут отрицательными), то мы будем называть функцию функцией страдания-удовольствия.
Лагранжиан страдания-удовольствия, элементарный случай
Давайте найдем суммарное страдание всего человечества, связанное с нехваткой энергии. Обозначим эту величину через . Тогда
А теперь сформулируем гипотезу. Предположим, что человечество, как единый организм, всегда пытается минимизировать общее страдание . Это значит, что функция распределения энергии автоматически «поднастраивается» таким образом, чтобы минимизировать .
Тогда мы получаем классическую задачу вариационного исчисления с лагранжианом:
Комментарий:
В рамках классической механики этот случай аналогичен случаю свободного движения материальной точки в одномерном пространстве. Лагранжиан в этом случае является просто кинетической энергией материальной точки с массой :
С учетом краевых условий достигает минимума для функции
Эта функция является допустимой функцией распределения (удовлетворяет всем требованиям, которые мы предъявляем к этой функции). При этом доход любого человека:
Прекрасный, справедливый мир.
Это элементарная задача из классической механики с известным ответом. Здесь я только хочу напомнить логику рассуждений.
Лагранжиан страдания-удовольствия с удовольствием
Мы уже учли тот факт, что доход влияет на страдание, но мы говорили об объективном, физическом страдании, связанным с нехваткой еды, тепла, … Но было бы разумно предположить, что мы получаем удовольствие пропорциональное нашему доходу. Это что-то не связанное напрямую с нашим выживанием, это просто удовольствие от пользования благами.
Введем новое слагаемое в нашу функцию страдания-удовольсттвия:
Важно понимать, что означает, что этот элемент отвечает за удовольствие.
Тогда
Понятно, что этот функционал будет достигать минимума при точно той же функции, что и в предыдущем случае:
То есть, если мы просто стремимся выжить и просто получаем удовольствие от благ, то это приводит опять к справедливому, равномерному распределению.
Лагранжиан страдания-удовольствия с завистью
Но если мы присмотримся к человеку (и прежде всего к себе) поближе, то мы можем заметить и другие факторы, вызывающие страдание и удовольствие.
Так, наше удовольствие зависит не только от абсолютного количества благ — мы сравниваем свой уровень жизни с уровнем жизни других людей. Нам приятно, когда мы живем лучше других, и мы страдаем, осознавая, что другие живут лучше нас. Эта функция, определяющая наше удовольствие от сравнения себя с другими, может быть довольно сложной. Обозначим ее как .
С учетом этого нового фактора, наша функция удовольствия-страдания теперь будет выглядеть как
Разложим функцию в ряд Тейлора в точке . Далее, упростим нам задачу и возьмем только постоянную и линейную части разложения. Тогда наша приблизительная упрощенная функция удовольствия-страдания примет вид:
Будем называть коэффициент коэффициентом физического страдания, коэффициент — коэффициентом удовольствия, а коэффициент — коэффициентом зависти.
Здесь важно понимать, что, как и и , коэффициент также положителен (не отрицателен, если быть точным).
Лагранжианом является подинтеграьная функция:
Комментарий.
В рамках классической механики это соответствует свободному движению материальной точки в потенциальном поле, где потенциальная энергия пропорциональна (например, высоте):
Применим критерий Лагранжа-Эйлера:
Обозначим
С учетом краевых условий нашим экстремумом является функция:
Нужно еще доказать, что это минимум, но так как это одна из базовых элементарных задач классической механики, то мы не будем тратить время на это.
На диаграмме представлены графики для
С учетом того, что не отрицательна получаем, что не положительна на всем интервале .
будет неотрицательной на всем интервале при условии
То есть для мы получаем, что наш минимум является также и допустимой функцией распределения.
Интересно посмотреть на функцию распределения дохода .
Распределение дохода для и
Очевидно, что распределение неравномерно. Это распределение тем более неравномерно, чем больше отношения
и в пределе, когда , мы приходим к крайней форме несправедливого распределения, когда группка самых богатых людей (в левой окрестности ) получает бесконечно большой доход, что выражается в условии
(производная берется слева от 1)
Комментарий.
Понятно, что это аппроксимация, недостижимая в силу конечности энергии. Этот эффект возникает от того, что мы считаем континуальным, в то время как эта переменная связана с подсчетом людей и конечно же дискретна.
Что делать со значениями ).
Комментарий.
Надо заметить, что похоже представляет из себя очень узкий, переходный коридор, и все очень быстро "сваливается" в максимально несправедливого распределения.
Лагранжиан страдания-удовольствия с социальным коэффициентом
Мы видим, что «коэффициент зависти» портит всю картину. Но какова его природа? Если это просто результат воспитания или следствие социальной травмы, страхов, связанных с историческими событиями и передаваемых из поколения в поколение, то это одно. С этим можно работать: это лишь вопрос воспитания, образования и знания.
Но если эта «зависть», это желание жить / быть лучше других, или страх быть хуже заложены в нас на генетическом уровне?
Только сейчас, в развитых странах, мы наконец-то начинаем получать достаточное , гарантированно обеспечивающее выживание. Наш вид формировался далеко не в условиях рая. Человеку приходилось бороться за выживание с себе подобными, и те, кто были внизу иерархии, часто просто не выживали. Мы можем предположить, что «коэффициент зависти» — это что-то, что было заложено в нас природой в процессе эволюции.
Если это объективный фактор, то можно ли его компенсировать?
Да, с точки зрения нашей модели мы можем компенсировать его введя противоположное «зависти» действие. Это должна быть функция, которая увеличивает страдание, если ты живешь лучше других. Опять-таки, беря постоянный и линейный член в разложении в ряд Тейлора, наша функция страдания-удовольтсвия будет выглядеть следующим образом
Если , это приводит к равному распределению средств.
Комментарий.
Получается, что C = D - математическое представление золотого правила: "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой"
Интересно, что D можно обеспечить двумя фундаментально различными способами: через развитое и культивируемое чувство сострадания, или через насилие и репрессии. Но в любом случае, это выглядит, как что-то порожденное социумом, культурой. Будем называть коэффициент D «социальным коэффициентом».
Выводы
Исходя из самых общих соображений, мы увидели, что введение «зависти» в нашу математическую модель привело к неравномерному распределению доходов.
Если бы мы не сравнивали свой доход с доходом других и довольствовались «тем, что есть», просто получая удовольствие от тех благ, которые нам достаются, без оглядки на других, то распределение было бы справедливым.
Чем выше коэффициент зависти, тем менее справедливо распределение, и в пределе мы очень быстро скатываемся в крайнюю форму, когда небольшая группка людей на вершине пирамиды имеет теоретически бесконечно больший доход, чем остальные.
Коэффициент зависти может быть скомпенсирован социально через два диаметрально противоположных подхода: сострадание или насилие.
Это то, что мы получили в нашем моделировании, и это мне кажется вполне правдоподобным. Однако, можем ли мы сделать какие-либо выводы из непроверенной и довольно примитивной модели: мы учли лишь несколько факторов и при этом взяли удобные для расчета функции? И все же мне кажется, что да, можем.
Конечно, мы не ответим на вопрос, движемся ли мы в ад или в рай, но основной вывод, который я вижу здесь, заключается в том, что вполне возможно (и я склоняюсь к этой мысли) существуют объективные факторы, во многом определяющие этот путь. Эти факторы могут быть связаны с доступной энергией, которая в свою очередь определяет некоторые коэффициенты, и в зависимости от соотношения этих коэффициентов мы объективно можем быть склонны к той или иной форме сосуществования.
Так, возможно, в человеческой природе объективно заложен слишком высокий «коэффициент зависти» или какой-либо другой «негативный» коэффициент.
Можем ли мы компенсировать это?
Если мы говорим о материальном распределении, то может показаться, что есть простой путь: через законы и принуждение. Здесь очень многое зависит от того, насколько «коэффициент зависти» высок и насколько он важен для нас. И если сердца революционеров / реформаторов горят желанием сделать мир справедливым здесь и сейчас, а сопротивления человеческого материала слишком велико, то результатом являются репрессии, что мы уже как человечество проходили не раз.
Делает ли это нас счастливыми? Путь ли это в рай? И действительно ли мы добиваемся справедливости в этом случае? Ведь все равно существует иерархия, и на вершине пирамиды живется намного лучше, чем внизу.
Есть другой путь, гораздо более длинный и сложный — путь трансформации через сострадание, чему нас учат многие религии. Но достижимо ли это в рамках всего человечества?
Возможно, существуют какие-то объективные коэффициенты, которые позволят дать точный ответ на этот вопрос в будущем.