Аффордансы – главные подсказки функциональной сути игровых объектов

Введение

С развитием виртуальных миров и интерактивных сред, вопросы проектирования игровых объектов становятся всё более актуальными. Одним из ключевых понятий в дизайне игрового пространства является аффорданс — концепция, зародившаяся в экологической психологии Джеймса Гибсона и обозначающая возможности действия, которые предоставляет среда живому организму. В контексте видеоигр аффордансы выступают как неявные подсказки для игрока относительно того, как можно использовать тот или иной объект.

Article Image

В этой статье исследуем исторический контекст аффордансов, основные типы, используемые в видеоиграх, и их практическое применение в геймдизайне. Рассмотрим, как аффордансы влияют на пользовательский опыт и игровой процесс, а также будут представлены известные примеры из популярных игр.

Зачем нужны аффордансы?

Аудитория видеоигр огромна и разнообразна, поэтому геймдизайнерам приходится учитывать различные уровни опыта и ожиданий игроков. Аффордансы помогают пользователям быстро понять, какие действия можно выполнить в игре без необходимости чтения длинных инструкций или прохождения обучения. Это особенно актуально для мобильных игр или казуальных проектов, где время на изучение механик зачастую ограничено.

Примеры аффордансов в реальном мире:

  • Ручка на двери, указывающая на действие нажатия.

  • Плоская прямоугольная ручка, предполагающая действие толкания.

Цифровые интерфейсы также обладают аффордансами, такими как файлы и папки в компьютере, основанные на объектах и взаимодействиях реального мира. Развитие цифровых аффордансов привело к уникальным принципам, таким как синий подчеркнутый текст для гиперссылок, текст, прокручиваемый в вертикальной колонке, и курсор в форме руки при наведении на ссылки.

Консистентность в цифровых аффордансах важна для пользовательского опыта, упрощая пользователям навигацию и использование новых интерфейсов. Дизайнеры используют установленные принципы и шаблоны для создания интуитивно понятных интерфейсов, даже если они не напрямую связаны с физическими свойствами взаимодействия.

Основные типы аффордансов в видеоиграх

В играх аффордансы можно классифицировать на несколько основных типов, каждый из которых играет свою роль в создании интуитивно понятного и погружающего игрового процесса:

Явные аффордансы (Explicit affordances): они представлены таким образом, чтобы выделяться на фоне игрового мира. Примеры включают в себя кнопки или рычаги, с которыми игрок может взаимодействовать. Эти элементы легко находятся благодаря ярким и заметным визуальным подсказкам.

Кнопка в Portal

Кнопка в Portal

Определённые аффордансы (Defined affordances): напрямую связаны с конкретной механикой в игре. Например, предмет, который можно использовать только в определенном месте или ситуации для выполнения задачи (пододвинуть ящик или кинуть камень).

Ящик в Chicken Journey

Ящик в Chicken Journey

Культурные аффордансы (Cultural affordances): основаны на знаниях и ожиданиях из реального мира. Игроки могут интуитивно понимать их функции, опираясь на свой предыдущий опыт и знания, например, лестницы, вентиляции, замки.

Вентиляция в Among Us

Вентиляция в Among Us

Предполагаемые аффордансы (Inferred affordances): могут быть представлены на основе других правил игры. Эти аффордансы требуют от игроков наблюдательности и логического мышления для их идентификации.

Определение аффордантности

Аффордантностью называется свойство объекта (игрового или реального), которое указывает на возможные способы его использования без необходимости явного обучения или инструктирования. Например, ручка двери афформирует «тянуть» или «нажимать», лестница — «подниматься» или «спускаться». В играх это может быть кнопка, которую нужно нажать, или предметы интерьера, указывающие на возможность укрытия от огня противника. Эти аспекты подчеркивают, как аффордансы могут служить мостом между игроком и игровым миром, улучшая общий игровой процесс и делая игру более интуитивно понятной и погружающей.

Ручка двери в Little Nightmares

Ручка двери в Little Nightmares

В классических платформерах края поверхностей часто округленны либо имеют особую текстуру, что сигнализирует о том, что персонаж может скользить по ним либо цепляться за них. В шутерах бочки с легковоспламеняющейся жидкостью часто делают красными или помечены опознавательными знаками опасности для того чтобы интуитивно указывать на возможность их взрываться при стрельбе по ним.

Бочка в Alien Take-Over Half-Life 2

Бочка в Alien Take-Over Half-Life 2

Роль аудиовизуального ряда

Не только форма или текстура объектов могут передавать информацию об их функциональном предназначении. Звуковые эффекты также могут служить аудиальными подсказками: например шум потока воды может указывать на то что где-то поблизости есть река. Также звуки используются для придания атмосферы. Представьте любой хоррор без страшной музыки. Захотите ли вы в него играть?

Практическое применение аффордансов в геймдизайне

В геймдизайне аффордансы играют ключевую роль в направлении игроков и делают механики игры более интуитивно понятными. Разработчики должны находить баланс между техническими возможностями и игровым опытом. Для достижения этого, важно учитывать несколько аспектов:

Явные и неявные аффордансы: явные аффордансы легко угадываются пользователем, в то время как неявные используются, когда явные невозможны или выглядели бы неуместно. Примеры явных аффордансов включают кнопки, индикаторы, иконки и переключатели, в то время как неявные могут быть скрытыми или метафорическими.

Визуальные и текстовые подсказки: визуальные аффордансы помогают пользователям правильно интерпретировать графические элементы или предоставляют информацию непосредственно, в то время как текстовые аффордансы предоставляют контекст или напрямую коммуницируют информацию, такую как подсказки или инструкции.

Культурные ассоциации и использование консистентного визуального языка: культурные аффордансы, такие как рычаги или незажженные факелы, должны использоваться часто, так как они естественным образом побуждают к определенным действиям. Создание консистентного визуального языка помогает коммуницировать аффордансы игрокам, учитывая их перспективу при проектировании. Это включает в себя использование визуальных подсказок, таких как цвет или форма, для указания возможных действий.

Геймдизайнеры должны избегать использования нелогичных визуальных подсказок для интерактивных объектов, сосредотачиваясь на культурных и предполагаемых аффордансах вместо этого. Важно каталогизировать все механики, с которыми игроки могут взаимодействовать, и обеспечить, чтобы каждая механика имела четкие сигналы в игровом мире. Это помогает избежать создания произвольных ограничений, которые могут сбивать с толку или разочаровывать игроков.

Важно также отличие альтернативных аффордансов — скрытых возможностей объекта, которые не всегда очевидны изначально. Иногда используют такие скрытые подсказки для создания глубины геймплея и стимуляции исследовательского поведения игрока.

Примерами этих аспектов служат:

Тайники за ложными стенами в серии «Dark Souls», которые можно открыть только ударами по определённым участкам.

Различные интерактивные элементы окружения (как например переключаемый свет) в «The Last of Us», указывая на более сложную стратегию прохождения уровня.

Магические заклинания в «Skyrim», которые позволяют манипулировать окружением способами неочевидными для начинающего игрока (наподобие использование заклинания «Telekinesis» для активации дистанционных рубильников).

Ложные стены в Dark Souls

Ложные стены в Dark Souls

Как аффордансы влияют на пользовательский опыт и игровой процесс?

Аффордансы играют важную роль в создании игрового опыта и влияют на взаимодействие игрока с игровым миром. Вот как они влияют на пользовательский опыт и игровой процесс:

Влияние на вовлеченность и погружение:

Взаимосвязь между аффордансами и нарративом может влиять на вовлеченность игрока и его погружение в игровой мир. Аффордансы могут также влиять на темп и структуру нарратива, позволяя создавать динамичное и отзывчивое повествование.

Примеры из игр: В «The Witcher 3: Wild Hunt» игрокам предоставляется мини-карта и бестиарий, предоставляющие информацию об окружающей среде и встречающихся монстрах, что позволяет принимать обоснованные решения. В «Dark Souls» игроки находят сообщения, оставленные другими игроками, предоставляющие подсказки и предупреждения о предстоящих испытаниях, что способствует созданию чувства сообщества и общего опыта.

Бестиарий в The Witcher 3: Wild Hunt

Бестиарий в The Witcher 3: Wild Hunt

Улучшение пользовательского интерфейса:

Аффордансы помогают пользователям понимать, когда и что кликать, делая интерфейсы более дружелюбными к пользователю. Примеры цифровых аффордансов включают галочку, указывающую на завершение действия, и иконки на вкладках, предлагающие различные функции приложения.

Негативные аффордансы указывают на то, что элемент или операция в данный момент не активны, в то время как ложные аффордансы создают неверные ожидания относительно того, как взаимодействовать с элементом.

Влияние на выбор игрока:

Игроки сталкиваются с различными аффордансами в игре, которые напрямую влияют на их выбор и действия.

В зависимости от выбора игрока, нарратив может разветвляться в различные направления, создавая уникальный игровой опыт для каждого пользователя.

Создание ветвящихся нарративов:

Геймдизайнеры используют аффордансы для разработки множественных сюжетных линий, которые дополняют основной нарратив игры. Это позволяет игрокам ощутить глубину игрового мира и повысить реиграбельность, предоставляя разные исходы истории на основе их решений.

Таким образом, аффордансы не только определяют взаимодействие игрока с игровым миром, но и служат мощным инструментом в руках геймдизайнеров для создания комплексного и многослойного нарратива, который адаптируется и реагирует на действия и решения игрока.

Проблемы и сложности работы с аффордансами в геймдизайне

В работе с аффордансами в геймдизайне разработчики сталкиваются с несколькими сложностями и проблемами, которые могут существенно влиять на игровой процесс и пользовательский опыт:

Непонимание использования объекта: если пользователь не может понять, как использовать объект, значит, аффордансы работают неэффективно. Это может привести к фрустрации игроков и снижению их вовлеченности в игру.

Переусердствование с реализмом: Стремление к чрезмерному реализму может привести к путанице в аффордансах, поскольку игрокам может быть непонятно, какие действия возможны. Это особенно актуально в случаях, когда реалистичный объект игры не предлагает ожидаемых взаимодействий, что может нарушить погружение игрока в игровой мир.

Применение фреймворков в геймдизайне: Фреймворки, такие как MDA (Механика, Динамика, Эстетика) и SSM (Системно-структурное моделирование), помогают определить структуру игры, направлять процесс разработки и предоставлять общий язык для разработчиков. Они могут служить инструментом для решения проблем с аффордансами, предлагая структурированный подход к их интеграции в игровой процесс и помогая избежать распространенных ошибок.

Эти проблемы подчеркивают важность тщательного планирования и тестирования аффордансов в процессе геймдизайна, чтобы обеспечить понятность и доступность игровых объектов и механик для игроков.

Будущее аффордансов в индустрии видеоигр

Индустрия видеоигр продолжает развиваться с невероятной скоростью, и аффордансы играют ключевую роль в формировании будущего геймдизайна. Ниже приведены основные направления, которые будут определять развитие аффордансов в ближайшем будущем:

Технологические инновации:

Виртуальная и дополненная реальность: с появлением новых российских конференций и ассоциаций, посвященных VR и AR, ожидается, что эти технологии станут более доступными, предлагая игрокам более погружающиеся игровые опыты.

Облачный гейминг: позволяет пользователям играть в ресурсоемкие игры на любом устройстве, что может радикально изменить доступ к играм и их распространение.

Искусственный интеллект: AI находит применение в создании динамических событий и реалистичного поведения NPC, что обещает сделать игровые миры еще более живыми и непредсказуемыми.

Социальные и экономические аспекты:

Блокчейн и криптовалюты: внесут изменения в игровые активы и экономику, предлагая новые формы инвестиций и владения контентом.

Социальный аспект гейминга: игровые платформы становятся социальными пространствами, где проводятся мероприятия и распространяется культурный контент, что расширяет социальную роль игр.

Расширение жанров и доступность инструментов:

Разнообразие жанров: ожидается расширение спектра игровых жанров, включая образовательные и информативные элементы, что делает игры более разнообразными и полезными.

Демократизация разработки игр: становление инструментов разработки, таких как Unreal Engine и Unity, более доступными способствует увеличению конкуренции на рынке и разнообразию игр.

Эти направления показывают, как аффордансы будут адаптироваться и развиваться, чтобы соответствовать новым технологиям и социальным трендам, улучшая игровой опыт и делая его более интегрированным в повседневную жизнь людей.

Заключение

В заключение, аффордансы в геймдизайне не просто улучшают взаимодействие игроков с игровым миром, но и играют ключевую роль в создании интуитивно понятных миров. Они формируют мост между пользователем и интерфейсом, делая процесс изучения игры более естественным и менее фрустрирующим. Использование аффордансов позволяет разработчикам направлять игроков, облегчая понимание механик игры и способствуя более глубокому погружению в игровой мир.

Со временем аффордансы будут продолжать эволюционировать и адаптироваться к новым технологическим, социальным и культурным трендам в индустрии видеоигр, обогащая игровой опыт и открывая новые возможности для геймдизайна. Это подчеркивает их неоспоримое значение и вклад в разработку видеоигр, делая акцент на их способности обеспечивать инновационные и вовлекающие игровые среды, которые представляют интерес как для разработчиков, так и для игроков.

© Habrahabr.ru