Леньхаки. Так лень, что не лень
Миша — удивительный чувак. Поразительный и заразительный. Лучший руководитель в региональной IT-компании. Ещё и офигенный программист.
Мы разговаривали всего полчаса, а он успел меня заразить. Вот вы сейчас о чём подумали? Ну, явно не о насморке… Наверное, что он увлечённо рассказывает о повышении эффективности? Новых технологиях? Цифровизации? И я прям такой наслушался и кинулся статью писать?
Нет. Миша — самый ленивый руководитель на свете. Всё, что он любит — программировать. Остальное ему лень. Настолько лень, что он готов на всё, лишь бы побыстрее вернуться к программированию. Похоже, потому и эффективный, без кавычек.
И его лень заразительна. Так заразительна, что мне лень писать много букв. В кои-то веки буду краток.
Отчётность
Когда Миша стал руководителем, ему велели регулярно заполнять эксельки с показателями — еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, еже-ещё-чего-то-там. Миша раз сделал, два, лень пересилила… Топнул ногой, получил доступ к корпоративной системе, автоматизировал формирование этих показателей. Как ни банально, данные в ней уже были.
Юля, которая требовала экскельку, пожала плечами и стала сама брать данные из системы. Миша продолжил программировать. Когда его попросили вывести те же показатели для других отделов, он высоко поднял брови: «а что, в других отделах нет программистов?». Матернулись и отстали.
Совещания
Экселька экселькой, а ещё надо было ходить на совещания. Рассказывать о планах, фактах, проблемах, мероприятиях, корректировках, отвечать на вопросы, сраться… Мише было лень. Не сам процесс, а отрываться от программирования, вставать, куда-то переться. Решение пришло не сразу, пришлось поступить, как аналитик — понаблюдать.
Миша заметил две фишки совещания. Первая — чем токсичнее человек, тем реже его зовут и меньше спрашивают. Но есть риск нарваться на неприятности. Вторая — чем результативнее отдел, тем реже человека зовут (не хотят отвлекать), меньше спрашивают (чтобы не обидеть) и… Меньше внимания обращают на его токсичность.
Соединил одно с другим, приложил усилия, отдел стал более результативным. Ну, а токсичность пёрла сама — ведь на совещание Миша приходил уже заряженным. Перестали звать вообще. Настолько перестали, что Миша теперь сам, без приглашения, иногда ходит, чтобы хоть как-то понимать, что на фирме делается. Где-то раз в полгода ему достаточно.
Общение с клиентами
Мише всегда лень было разговаривать с клиентами. Вот прям эмоциональный клинч от одной мысли, особенно если речь о телефоне или видеосвязи. Раз поговорил, два… И нашёл себе «говорилку». Менеджера. Вообще, в компании менеджеров много, они люди важные и нужные. Но разговаривают с клиентами, в основном, «на лидах» — при обращении. Дальше, в деталях, задачу или проект должен обсуждать программист.
Миша предложил менеджеру –, а давай все, вообще все разговоры с клиентом будешь вести ты. А я тебе взамен — спецусловия. Ну, во-первых, лично буду работать с твоими клиентами (это уже спецусловие, Миша и правда крут). Во-вторых, сам буду распределять задачи и искать исполнителей (раньше это была головная боль менеджера). В-третьих, лично у тебя будет приоритет перед остальными менеджерами. Получил согласие.
С тех пор Миша разговаривает с клиентами, только когда сам того захочет — да, иногда и такое бывает. Говорит, просто убедиться, что они существуют. А менеджер за год стал лучшим в компании.
Общение с менеджерами
В этом леньхаке Миша чутка слукавил. Проблемой были не только разговоры с клиентами, но и работа с несколькими менеджерами — по правилам компании он, как начальник команды программистов, должен был «обслуживать» несколько менеджеров. Но Мише было так лень… Не программировать, нет.
Лень было выстраивать отношения и правила работы с кучей незнакомых людей. Если помножить их количество на тьму тараканов головах этих менеджеров, задача получалась нерешаемой. Поэтому Миша, создав эксклюзивные условия для одного менеджера, избавился и от разговоров с клиентами, и от всех остальных менеджеров.
Собеседования
Отделу Миши надо было расти, требовалось набирать людей. Кандидатов поставляли эйчары, собеседования доставались Мише. Проводить их было ужасно лень.
Раз провёл, два, три… Взял людей, посмотрел, как они учатся и потом работают, перечитал ещё раз Даниэля Канемана, понял, что человек на собесе и человек в работе — два совершенно разных персонажа, и надо лишь придумать простые критерии. Придумал.
Раз проверил, два… И выработал простую технологию собеса и адаптации. Научил пару своих программистов всему процессу, и полностью самоустранился.
Зарплата программистов
В компании, когда пришёл Миша, платили ниже рынка — ну, так уж вышло. Программисты, естественно, время от времени затевали душевные разговоры на тему «мало платят, уйду я». Миша раз послушал, два, попытался потушить пожар, о чём-то индивидуально договориться, понял, что ему ужасно лень отвлекаться от программирования на эту несусветную чушь.
Пошёл к начальству, топнул ножкой, потребовал увеличить зарплату в полтора раза. Оказалось, и так собирались, только ждали кого-нибудь, кто ножкой топнет.
Больше этот вопрос Мишу не отвлекал.
Обучение программистов
В компании была отличная система подготовки программистов. Это, короче… Здоровенный файл со ссылками на хрен пойми какие источники в интернете, где надо было чего-то почитать, посмотреть и потыкаться. После — всё, программист!
Миша раз эту интернет-ахинею из головы программиста повычищал, два, за третьего за ночь сел переделал, с четвёртым спорил полдня… И такая лень накатила… Что Миша плюнул и сделал сам.
Сел, упёрся, и изготовил учебные материалы сам. Прям все, по всем разделам. Потратил несколько выходных, но больше к вопросу не возвращался.
Новые клиенты
Чем больше становилось у Миши программистов, тем больше требовалось клиентов и проектов. Любимый и единственный менеджер, с которым наш герой работал, конечно, старался, но никак не мог нормально продать без участия толкового спеца. А Миша, как вы помните, ни с кем не хотел разговаривать.
Но делать-то что-то надо, а надежды ни на кого нет. Миши, скрипя зубами, раз съездил на встречу, два… Всё классно — продажа состоялась, но, блин, каждый раз по полдня тратить! Мише лень.
Думал он, думал, и придумал. Велел менеджеру конференцию организовать. Давай, говорит, собери всех сразу, я приду и всё им объясню — каждый раз ведь одно и то же надо рассказывать. Менеджер, как вы помните, уже был лучшим –, а значит, ему компания верила. Надо конференцию — пожалуйста.
Собрали несколько десятков потенциальных клиентов, привезли Мишу, он пару часов разглагольствовал, и вуаля — с десяток новых клиентов. Где-то год можно ни с кем не разговаривать.
Развлечения
Самым страшным открытием для Миши было то, что новоявленным программистам для счастья недостаточно программирования. На то, чтобы с этим смириться, ушёл не один год.
Компания искренне старалась как-то развлекать программистов. Но беда в том, что тамадой всегда был непрограммист — какой-нибудь менеджер, офис-менеджер, продавец и тому подобный Активный Человек, коих среди программистов днём с огнём.
Каждый из них задалбывал Мишу — ну расскажи, что интересно программистам, как организовать, что делать. Миша талдычил одно и то же: программистам интересно программировать. Увы, бывшие профорги и спорторги этого не понимали. Поэтому программистам приходилось играть в настольный теннис, собирать баллисты и кидать мышки, кто дальше.
Миша смотрел, думал и бесился. Наконец не выдержал — это ж просто невозможно, каждый раз отвлекаться от программирования, и получать в обмен на свою жертву такую дичь. Думал-думал и придумал — стал раз в неделю проводить интенсивы по программированию.
Не сказать, что прям сильно с выдумкой подошёл, но результат превзошёл все ожидания. Просто взял программирование и разбавил его традициями корпоративных развлечений — чем-нибудь непреодолимым, необъяснимым, но весёлым.
Тут мне уже совсем лень писать, я приведу цитату самого Миши, извините.
Было примерно так. Участвовали 12 человек, я их разбил на 6 команд по 2 человека.
Поставили 6 компов, везде развёрнута одна и та же исходная среда. Случайным образом рассадили команды по компьютерам.
Озвучил задачу, дал 5 минут. Программирует только один человек из команды, второй стоит рядом, может подсказывать, не может трогать комп.
Через 5 минут все встают, опять случайная рассадка, смена внутри команд: кто стоял — садится, кто сидел — встаёт.
Задание — в продолжение предыдущего.
И так несколько раз. 5 минут, переход к случайному компу, смена «программирующего».
Задачи — «из жизни». То одно сделать, то переделать, то всё стереть, то всё вернуть. Что важно — качество решения каждой последующей задачи зависит от предыдущих. А кто там до тебя решал, что и как написал — пойди разберись…
Да, ещё ж соревнование было. Победителем будет тот, у кого окажется лучшее, самое качественное, написанное по всем правилам решение. Разумеется, речь обо всём коде, а не только о последней 5-минутке.
А количество задач заранее неизвестно. Т.е. сидишь ты, делаешь задачу, а она может оказаться последней.
Соответственно, у каждой команды всегда был один и тот же выбор: сделать только «свою часть», опираясь на непонятный код «до меня» (эскалация говнокода, короче), или, по возможности, всё переделать нормально. Заодно была возможность оценить, как это классно, когда до тебя нормально написали и не надо ничего переделывать.
Как в жизни, короче.
Да, больше тема развлечений не поднимается. Всем весело.
А Миша — дальше программирует.