Как решить 4 главные проблемы, с которыми сталкивается любой стажёр-тестировщик

65a79e3134632057c6c3da8b692e2b54.png

Стажёр-тестировщик — это новичок, у которого нет реальной практики в тестировании. Потому что одно дело решать учебные проекты, пусть даже и приближённые к боевым задачам, а другое дело — работать в большом реальном проекте, в котором много сложных бизнес-процессов.

Расскажу, с какими сложностями сталкиваются стажёры, и как мы помогаем эти сложности преодолеть и погрузиться в сложный проект.

Меня зовут Марина, я наставник и тимлид в команде тестировщиков. Когда ко мне в проект приходят стажёры-тестировщики, я их обучаю и помогаю им адаптироваться.

Уверена, что мой опыт пригодится наставникам и тимлидам, которые также вводят новых QA. Делитесь в комментариях и своим опытом.

Главные сложности для стажёра в новом проекте

Я выделяю 4 сложности, с которыми сталкивается любой начинающий тестировщик:

  1. Стажёр не знает продукт.

  2. Стажёр не знает как тестировать.

  3. Стажёр не умеет применять знания на практике.

  4. Стажёр не знает техническую часть продукта.

Сложность 1: Стажёр не знает продукт

В чём сложность 

Когда стажёр попадает в реальный проект, нужно его познакомить с продуктом так, чтобы он досконально в нём разобрался.

Как помогаем

Наша сотрудница придумала игровой теоретический и практический проект «Дороги и ямы». Идея проекта в том, что на пять дней становится сотрудником выдуманной компании «Дороги и ямы», чтобы самостоятельно попробовать наш продукт со всех сторон через практические задания. 

Все задания мы продумали заранее, чтобы при обучении не кликать хаотично по кнопкам продукта, а идти по порядку, не упуская важного функционала. 

В течение пяти дней новичок учится работать с нашим продуктом, понимает для кого и для чего он существует, а наставник лишь проверяет результаты.

Зачем стажёру работать в «Дорогах и ямах»

Компания «Дороги и ямы» проектирует и строит автомобильные дороги и мосты. На плечи стажера сваливается серьёзная задача: внедрить в компанию СДО с нуля. А это значит, ему придётся настраивать СДО под разные задачи компании, администрировать дистанционные курсы, создавать новые учебные тренинги и контролировать процесс обучения посредством отчётов. 

Стажёр буквально пройдёт путь клиента, который впервые открыл продукты iSpring, и сделает тысячу разных действий с нашим продуктом.

a020a82387459d6dc0706203bc477a51.pngb66334f00edf05dd1b1d4547408e78d0.png364270190167caac831c824eae9f1377.png

Проект «Дороги и ямы» полностью автоматизирован и назначается в нашей системе дистанционного обучения. То есть мы можем назначать нужные курсы одним нажатием кнопки, а после видеть его прогресс и отчёт по обучению.

Сложность 2: Стажёр не знает как тестировать

В чём сложность

Стажёр познакомился с продуктом, но навыков тестирования в реальном проекте нет. 

Как помогаем

Даём теорию по тестированию, а каждую тему подкрепляем проверочными тестами и практическим заданием. А для этого у нас уже есть обучающие курсы, которые нужно пройти. 

Каждое практическое задание — это реальный проект. Но чтобы было спокойнее стажёру и наставнику, задания даются уже из готовых, когда-то решённых задач. Грубо говоря, выполняем задачи «в стол».

Стажёр проходит каждую тему и подкрепляет полученные знания тестами и практикойСтажёр проходит каждую тему и подкрепляет полученные знания тестами и практикойВнутри каждой большой темы всё удобно разбито на слайдыВнутри каждой большой темы всё удобно разбито на слайдыПрактические задания стажёр решает после теории и тестов. Наставник отслеживает прогресс Практические задания стажёр решает после теории и тестов. Наставник отслеживает прогресс 

Сложность 3: Стажёр не умеет применять знания на практике

В чём сложность

Заниматься только теорией без практики — это неэффективно, скучно и отнимает много времени. 

Как помогаем

Мы решаем эту сложность параллельно первой и второй сложности и даём легкие боевые задачи уже в первую неделю стажировки. Да, решения проверяет наставник, но зато стажёр сразу вливается в тестирование, а не буксует с теорией. 

Лёгкие задачи — проверить замену кнопки, замену текста и прочее, связанное с интерфейсами программ. 

Простая задача: как срабатывают элементы интерфейса в разных браузерахПростая задача: как срабатывают элементы интерфейса в разных браузерах

Мы уверены, что гораздо эффективнее как можно быстрее начинать всё пробовать и набивать шишки, а не бесконечно зубрить теорию.

После месяца работы предлагаем решить задачки посложнее. 

Сложные задачи — это проверить наследования полей, различных комбинаций, реагирование систем и программ на эти комбинации, работать с запросами. 

Задача сложнее: проверка сохранения данных от разных клиентов с разными комбинациямиЗадача сложнее: проверка сохранения данных от разных клиентов с разными комбинациями

Мы даём стажёру пробовать новые «сырые» продукты, в которых точно много багов на поверхности — их просто найти. Так новичок работает наравне с более опытными тестировщиками. Только пока опытные ребята копают глубже и не тратят время на элементарные баги, стажёр с удовольствием их отлавливает. В итоге стажёр набирается опыта и делит работу в реальном проекте с коллегами.

Сложность 4: Стажёр не знает техническую часть продукта

В чём сложность

Стажёр должен разбираться в технической части продукта, а также уметь её тестировать.

Как помогаем

  1. Ставим стажёру задачу по новой фиче, которую разрабатывает команда. Эта задача обязательно задевает работу с базами данных, с API продукта и изучением логов.

  2. Чтобы выполнить такую задачу, он изучает техническую документацию по нужному разделу в проекте. Например: как работает корзина, как отправляются письма, как строится отчёт в СДО и т. д.

  3. Пишет план тестирования. На основе изученной документации и поставленной задачи он пишет чек-лист, как бы он тестировал фичу.

  4. Наставник проверяет чек-лист и план тестирования, и только после этого стажёр начинает тестировать.

Что такое план тестирования

Стажёр сразу учится писать план тестирования перед реальным тестированием задачи. Он обдумывает задачу и требования, вспоминает, проверял ли он раньше подобные задачи, структурирует свой план. А наставник откидывает лишнее и указывает, на что не стоит тратить время. Так постепенно, шаг за шагом стажёр оттачивает навыки тестирования.

План стажировки и наставник

Я рассказала, как мы помогаем новичку справиться со сложностями. Важная часть помощи — это большая программа адаптации новичка, рассказ о которой тянет на отдельную статью. Программа включает много всего, но двумя ключевыми моментами поделюсь: план стажировки и наставник.

У каждого стажёра есть свой наставник

Чтобы начинающий тестировщик не остался наедине с собой и со своими проблемами, более опытный коллега из команды берёт его под своё крыло. Он будет рядом на всём пути: от знакомства с компанией до конца стажировки.

Важно понимать, что наставник — это не руководитель, а такой же сотрудник, просто опытнее.

Чем занимается наставник

  • Помогает адаптироваться на рабочем месте.

  • Даёт доступы, рассказывает про настройки сервисов и программ.

  • Рассказывает про компанию и команду.

  • Контролирует выполнение плана стажировки.

  • Отвечает на все вопросы по ходу стажировки.

  • Проводит встречи тет-а-тет раз в неделю, чтобы помочь в решении разных проблем. 

Чтобы стажёр не дергал наставника по каждой мелочи, оговаривается время для встреч. Например, у нас так: ежедневные 30-минутные встречи, чтобы обсудить текущие задачи и вопросы, и одна часовая встреча в конце недели, чтобы подвести итоги и наметить цели на следующую неделю.

Трёхмесячный план по работе со стажёрами

Мы разработали и успешно протестировали 3-х месячную систему обучения, которая помогает новичкам быстрее адаптироваться. Если кратко, то план такой:

  • В первый месяц помимо обучения стажёр сразу же получает реальные небольшие задачи.

  • Во время второго месяца проверяет задачи в тестовом окружении и готовит их к релизам.

  • К концу третьего месяца уже релизит вместе с наставником, то есть полностью проверяет задачи от тестового окружения до продакшена.

Пример плана стажировки

Покажу кусочек реального плана на первые две недели стажировки. Первый месяц мы прописываем детально, потому что много теории перемешивается с учебными и реальными задачами — и всё это нужно структурировать заранее, чтобы было проще и наставнику, и стажёру. 

19fe10e428b658a8c8c999ed0297499d.pngc73b40dcbff7eae398e4866b8f11082d.png

Подытожу: как помочь стажёру-тестировщику влиться в работу

  1. В первую очередь, дайте стажёру примерить на себя роль клиента, чтобы он разобрался в продукте.

  2. Любую теорию, которую изучает стажёр, подкрепляйте практическими заданиями по теме.

  3. С первого же месяца давайте реальные задачи, чтобы на практике отрабатывать знания.

  4. Найдите наставника из опытных тестировщиков — он будет помогать на время стажировки.

  5. Назначьте одну короткую ежедневную встречу с наставником и одну итоговую часовую встречу в конце недели.

Расскажите, как вы в компании помогаете адаптироваться новичкам и используете ли что-нибудь из того, что я упоминала в статье?

А в прошлой статье тимлид тестировщиков поделилась, как помочь тестерам-джунам быть на одной волне с разработчиками: Как QA выстроить плодотворное взаимодействие с dev.

© Habrahabr.ru