В 2022 году рекордное число школьников отказались сдавать ЕГЭ по физике
В этом году рекордно сократилось число выпускников школ, которые выбрали физику в качестве экзамена ЕГЭ. Рособрнадзор заявил, что такой экзамен намерены сдать всего 124 тысячи человек или 16,8% от всех участников экзамена.
Всего на участие в ЕГЭ зарегистрировалось 737 тысяч человек, в том числе 649 тысяч будущих выпускников.
С 2012 по 2016 год доля школьников, сдающих экзамен по физике, от общего количества участников ЕГЭ составляла 26–27%, в 2017 году она снизилась до 23,4%, в 2018 — до 21,3%, в 2019 — до 19,2%. В 2020 году ЕГЭ по физике сдавали 19,6% участников экзамена, а в 2021 — 18,8% (128 000).
«Традиционно с 2009 по 2020 г. физика занимала второе место по популярности среди предметов по выбору для сдачи ЕГЭ», — заявил представитель пресс-службы Рособрнадзора. Однако в этом году физика опустилась на четвертое место.
Самыми популярными предметами на ЕГЭ являются обществознание (333 000 человек, 45%), биология (143 000, 19,4%) и информатика (129 000, 17,5%).
Ответственный секретарь приемной комиссии Московского политеха Юрий Анфимов считает, что предпочтения школьников изменились в том числе из-за того, что с 2021 года вузы стали принимать абитуриентов на большинство направлений по итогам лучшего результата ЕГЭ по одному из выбранных предметов. В политехе на направление «Техносферная безопасность» будут выбирать лучший балл из ЕГЭ по физике или химии, а на направление «Прикладная механика» — лучший балл из ЕГЭ по физике или информатике.
Ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана Иван Сидельников считает, что «этап стагнации — предшественник роста»: «Поскольку изменился мир, изменилось отношение к инженерному образованию — оно снова в тренде».
В Рособрнадзоре отмечают, что выпускники, которые сейчас не сдают физику, выбирают информатику: «Общее количество детей, выбирающих физику и информатику, на протяжении последних лет составляет 30–32%».
Представитель межрегионального профсоюза «Учитель» Елена Щукина говорит, что информатика интереснее для школьников, так как они погружены в мир гаджетов, а физику считают неинтересным академическим предметом. Доцент кафедры физической химии МИСиС Алексей Родин уверен, что достижения в области IT, о которых говорится в СМИ, «кажутся школьникам более понятными и конкретными, чем достижения в области физики».
Однако в вузах ищут пути возвращения интереса к физике. МИСиС проводит свои смены в детских образовательных центрах «Сириус», «Артек», «Смена». В МГТУ для школьников работает бесплатная физико-математическая школа, где преподают действующие студенты, а в МФТИ при поддержке фонда целевого капитала вуза запущен проект «Учителя физтехов» для обмена опытом и повышения их квалификации.