Как обычный программист купил яхту, пересёк на ней Европу и дошёл до Африки
Поговорим не о разработке, а о том, как я путешествовал на собственной парусной яхте. Но статья будет не про успешный успех и олигархов. Скорее, это рассказ о том, что любая мечта может стать реальностью.
Я разработчик под Android. Через год, как я устроился в Альфу, стал капитаном. Если коротко: летом 2024-го я полетел в Швецию, там купил яхту и пошёл на ней в Африку через всю Европу.

Первые два месяца мне помогал сын‑семиклассник. Когда мы дошли до Парижа, он улетел домой, и ко мне присоединился другой помощник, подписчик моего канала в Telegram. С ним мы прошли от Парижа до Средиземки. Средиземное море я пересекал в одиночку.
Как я пришёл к этой безумной авантюре
Началось всё с детского клуба в начале 90-х. Моя семья жила в Братске, там в летнем лагере я ходил на Луче — маленькой яхте олимпийского класса.

Ребята помладше ходили на «Оптимисте». Это лодка, похожая на мыльницу, на картинке она слева. В советское время даже «Луч» стоил почти как «Жигули», поэтому о собственной лодке можно было только мечтать, что в принципе я и делал 25 лет подряд. Я глядел на эти лодки, понимал, что миллиардов у меня нет и позволить я себе могу только прокатиться часок‑другой с кем‑то на пару. Когда старший сын дорос до школы, я сам сделал небольшую учебную лодку.

В это время я уже жил в Тюмени. Когда искал место, где спуститься на воду, познакомился с владельцем местного яхт‑клуба. У него была такая же мечта, как и у меня — возродить детскую бесплатную секцию, в такой мы оба учились когда‑то. У него это получилось. Сейчас в яхт‑клубе каждое лето учатся 250 детей и даже участвуют в регатах в других городах.
Я тоже бывал в нескольких местных регатах на швертботе. Они достаточно распространены на озёрах России в качестве обучающей лодки. На море в такой, конечно, ходить нельзя, её просто перевернёт волна.
Примерно в это же время я нашёл курс «Капитан собственной яхты». Автор рассказывал, как купить яхту именно для путешествий, сколько вообще это стоит и про то, что вообще такое быть владельцем собственной яхты. Мне до жути надоело кататься на озере 5 километров длиной, его я могу обойти всего за 2 часа.
Я загорелся купить яхту в Швеции и совершить такое же путешествие, как у автора курса. Наши маршруты в итоге совпали, но он обходил Францию вокруг, а я пошёл напрямик через Париж.

Если больше любите смотреть фото, вот «спидран» с картинками по моему зарубежному путешествию. Эти кадры я выбрал для фотокниги и подобрал к ним подписи.
Шаг 1. Учимся управлять яхтой
Теперь давайте рассмотрим подробные шаги, как я (а значит и вы тоже) можете превратить мечту о яхте в реальность. Первый пункт — научиться управлять яхтой. У меня уже был опыт на маленьких яхтах. А с чего начать тем, кто ещё не умеет управлять?
Самое простое — вступить в местный яхт‑клуб, членский взнос стоит от 1 до 5 тысяч рублей в месяц. Вас научат основам управления парусами, и вы сможете поучаствовать в регатах. Там, как правило, ходят на небольших гоночных лодках вообще без кают или с маленькой каютой. Лодки, подходящие для путешествия, вы там, скорее всего, не увидите, или они будут частными.
Можно пойти другим путём — пройти курсы, сдать на международную лицензию. В России это будет стоить от 50 тысяч рублей, в Турции такие курсы стоят 160–200 тысяч рублей. Вы получите лицензию, по которой сможете брать лодку в аренду в чартер. Для управления собственной лодкой в большинстве стран никакие лицензии у вас смотреть не будут. У меня в плавании спрашивали только документы на лодку и визу.
Шаг 2. Покупаем яхту на зарплату разработчика
С умениями определились. Теперь поищем яхту. На самодельной мыльнице, как у меня, не попутешествуешь, на яхте «Микро» тоже. Нужно что‑то понадёжнее подготовленное для моря.

Например, вот килевая лодка длиной около 8 метров, как я купил. Обычно на таких 2–3 паруса, стационарный дизельный двигатель, 3–5 спальных мест, кухонная зона, раковина, плита, отдельный морской туалет с септик‑танком, бак для топлива на двое суток хода. Под парусами можете идти, пока хватит еды. Ну, и бак для пресной воды 50 литров.

На такой лодке можно ходить не только около берега, но и пересекать моря и даже океаны. На таких лодках люди уже совершали кругосветки и ходили в Арктику.
Сколько она стоит? Для примера я открыл Авито и поискал, что есть получше до 200 тысяч рублей.

Эта яхта даже не килевая, это швертбот для озёр. В море на таком лучше не ходить: волнами и ветром вас легко перевернёт. Ну и состояние не самое лучшее. Это, скорее, не лодка, а челлендж по восстановлению. Ищем дальше, что есть.

Вот швертбот уже побольше. Судя по пятнам, у него тяжёлая лодочная болезнь, называется осмос. Такое лечить будет дороже, чем стоит лодка. И скорее всего, она вся в таком состоянии вместе с парусами и всем остальным. Лежать придётся не на палубе под солнышком, а под ней, занимаясь ремонтом.

Здесь уже новый корпус, но даже без паруса нужно 120 тысяч. И это «Оптимист», на котором не попутешествуешь. Думаю, вы поняли, что примерно сможете купить в России до 200 тысяч.
Дальше посмотрим, что есть в Швеции за эти же деньги. На первой же странице местного Авито видим вот эту красотку за 180 тысяч рублей.

На такой можно сразу идти путешествовать, она в отличном состоянии и подойдёт начинающим для прибрежного плавания. На ней вы можете оплыть всю Балтику, Европу, Средиземку.
На таких лодках вполне совершали и кругосветки, но надо понимать, что у неё подвесной двигатель, это не очень удобно для океанов и больших морей. Смотрим дальше.

Тут за 140 тысяч рублей у нас уже стационарный двигатель — внутри стоит дизель, что добавляет безопасности. На нём можно ходить в большую волну. Винт не будет выскакивать из воды, двигатель не сгорит, двигатель не зальёт волной. Уже гораздо лучше.

Ещё одна лодка за 180 тысяч рублей в отличном состоянии со всеми парусами, готовая к выходу в море.
Я даже не искал эти лодки специально, просто открыл первую страницу сайта, и вот они, с реальными ценами. Более того, лодку такого класса можно даже найти бесплатно. Частая история, что дедушке самому тяжело ходить, и он может её отдать, просто чтобы не платить за её стоянку.
Шаг 3. Получаем Шенген и за яхтой
Со страной определились. Как же туда сейчас попасть, что с визами, как получить Шенген, несмотря на санкции?
Вариантов не очень много, но они есть. Я подавал документы во Франции на 90 дней с подробнейшим описанием поездки, маршрута, справкой о наличии денег на покупку лодки и на всё время путешествия. Мне одобрили визу, несмотря на то, что это был мой первый Шенген в жизни. Ещё неплохо дают визы Испания и Италия, но они, как правило, одобряют короткие поездки на 2–3 недели.
Шаг 4. Поднимаем на яхте флаг
Так, визу получим, лодку купим, но её надо как‑то оформлять. Купить лодку в Швеции так же просто, как у нас купить велосипед. Достаточно от руки написать договор купли‑продажи, и всё, лодка ваша. Местным её даже регистрировать не надо. Нам надо, мы не шведы. Регистрировать проще всего под польский флаг, тем более это можно сделать через интернет.

Флаг лодки — это не просто регистрация в реестре. По сути лодка становится кусочком страны, под флаг которой встаёт, и на ней в море действуют законы этой страны. Капитан во время плавания уполномочен исполнять роль государства: может зарегистрировать брак, брать под арест и прочее.
Под флагом РФ, конечно, можно ходить в Евросоюзе, но сейчас это будет не очень легко. Могут не пустить куда‑то в марину или даже выгнать от берега в нейтральные воды. Международное право, конечно, никто не отменял, но на практике сейчас всё по‑другому из‑за санкций. С флагом страны Евросоюза, например, Польши, можно без проблем ходить по всей Европе, никто не будет даже интересоваться вами.
Именно под этим флагом мы пересекли всю Европу, и за три месяца документы у нас проверили всего пару раз.
Шаг 5. Начиняем лодку гаджетами
Расскажу, что я беру с собой. Я делал пост про мобильный интернет, eSIM и покрытие в Европе. Всё это дело обошлось мне в 175 евро, и я ещё сэкономил.
Итак, по гаджетам:
Стационарное оборудование на лодке может быть уже установлено, а может, и нет. «Голова» навигации — это обычно Гарминовский картплоттер. Грубо говоря, это экран, GPS, можно закачивать карты, строить маршрут и по нему идти. Можно это делать на телефоне, что не так удобно, элементарно слепнет экран.
Всякие датчики — указатель и направления и силы ветра, эхолот для измерения глубин, лог для измерения скорости относительно воды и прочее… Они могут быть как с отдельными экранами, так и интегрированы в общую шину яхты и вводить данные на картплоттер или по wi‑fi на телефон или даже на умные часы.
Рация — стационарная, с антенной на мачте или ручная.
Автопилот — держит курс по внутреннему компасу. Очень нужная вещь, так как часами рулить очень утомляет. Если объединить с картплоттером, то может даже ходить по заданному маршруту, но это не очень нужно — паруса‑то при каждом повороте всё равно надо настраивать руками.
Солнечная панель с адаптером для зарядки аккумуляторов и автономности. Можно взять ещё инвертор на 220V, но лучше брать оборудование на 12V, чтобы не терять на преобразованиях. Есть холодильники, кондиционеры и прочая адаптированная техника. Также я покупал адаптер на 12V для зарядки ноутбука для работы.
Starlink — вещь хорошая, конечно, но дорогая. Но он нужен только для открытого моря, в прямой видимости берега везде ловит мобильный интернет, которого мне хватало и на все рабочие созвоны, и сыну на Майнкрафт по сети.
У меня из всего этого разнообразия был только телефон, автопилот, рация и солнечная панель. До конца путешествия я поменял промокший телефон и старинный автопилот, а вот солнечную панель пришлось докупить еще одну чтобы хватало на ноут днем.
Оборудование всё можно поискать на Авито, заказать через параллельный импорт или купить через знакомых. Я брал в Швеции, яхтенное оборудование там дешевле, да и просто его больше. Можно брать китайские аналоги — на них ценник ниже.
Шаг 6. Ставим яхту на прикол
Пойдём дальше. Я выбрал Тунис, чтобы хранить лодку. Здесь тёплое море, можно купаться. Яхтенный сезон целых полгода, в отличие от Балтики, где один‑два месяца, и купаться могут только моржи. Но почему не Франция, Италия, Греция? Там Средиземка и тоже тепло.
Тут всё упирается в стоимость стоянки. В Тунисе годовая стоянка 8-метровой лодки — это 1000 евро, то есть 100 тысяч рублей.
В других странах за ту же лодку попросят в 2–3 раза больше, 2–3 тысячи евро в год. В Греции в принципе можно найти стоянку за ту же стоимость, но нужен Шенген. Неизвестно, одобрят ли мне его следующим летом и на какой срок и даты.
В Тунисе для россиян безвизовый въезд до 90 дней, и потом его можно продлять на столько же. Ну, и от Туниса при желании и наличии визы можно за пару дней добраться до той же Италии, Франции, посетить Корсику, Сардинию, Сицилию — всё рядом.
Шаг 7. Считаем, сколько стоила мечта
Хорошо, лодку купи, флаг поставь, стоянку оплати, сколько это выйдет в сумме? Я расписал свои примерные расходы на трёхмесячное путешествие. Цены в евро, поэтому просто можно умножить на 100. Почти 2 миллиона рублей вышло. С одной стороны это много, а с другой — примерная цена бюджетной иномарки.

При этом на билеты и еду ушла половина стоимости лодки. Всё же Европа — это дорого. Ну и лодку я купил за 7000, а не за 2000, как показывал выше, потому что на ней поновее паруса, двигатель и начинка. Всегда можно сэкономить, взять лодку подешевле, не покупать во Франции вино и сыры с плесенью. Хотя кого я обманываю, — нельзя проплыть под Эйфелевой башней и не пить при этом французское вино, заедая условной горгонзолой. Это не обычное путешествие, которое прошло и ладно.
За 2 миллиона у меня осталась собственная яхта в Средиземке, куда я могу приехать, попутешествовать и даже жить на ней, если понадобится. Это не просто цена машины или отпуска, это цена осуществления детской мечты.
Полезные ссылки и ресурсы для яхтсменов
Мой канал, где я описывал все этапы путешествия — http://t.me/s/ivpe_sailboat
Шведский аналог Авито — ссылка на парусники
Пример магазина с яхтенным оборудованием — https://www.svb24.com
Популярная яхтенная школа — https://silavetra.com
Видеокурсы «Капитан собственной яхты»
Яхтенные чаты и каналы — http://t.me/s/VHF72, http://t.me/s/sailingdesk
Сайт яхт‑клуба в Тюмени — город, где я живу сейчас
Что дальше?
На этом всё, конечно, не заканчивается.
На лето я уже купил билеты в Тунис, где стоит моя лодка. Две недели мы будем путешествовать с 8-летним сыном. Позже к нам присоединится друг с 9-летним сыном. Будем купаться в море, стоять на якоре около лучших пляжей Туниса, исследовать побережье. Буду обучать всех яхтенным премудростям, так что скучно точно не будет.
Какие планы ещё дальше — пока не знаю. Но точно знаю, что каждое лето у меня будет насыщенным и интересным, потому что у меня теперь есть яхта.

Я показал, что яхты бывают не только у топ‑менеджеров корпораций. Мечты сбываются и у нас, обычных разработчиков.
Спасибо за внимание! Задавайте ваши вопросы про яхты, корочки капитана или про совмещение плаваний с Android‑разработкой.