Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги
Привет, на связи Вова Ермилов из ОКейси (Senior PM YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Сегодня разберёмся, как справляться со стрессом на собеседованиях и не винить себя в случае отказа.
Эта статья из двух частей: в первой части расскажу, что от тебя реально ждут на собеседованиях и как можно облегчить себе жизнь. А во второй — поделюсь кратким саммари совместного эфира с психологом Дашей Герштейн, в котором мы обсудили, как бороться с тревогой на интервью.
Знай, если после собеседований ты ещё 2 часа приходишь в себя, сокрушаешься, что нёс какой-то бред, а после отказа твоя кукуха отправляется в стратосферу — эта статья для тебя.
Кстати, я веду телеграм‑канал, где рассказываю о продуктовом подходе, собеседованиях и о том, как получить заветный оффер от компании мечты, заглядывай.
Страх собеседования: взгляд продакта
Страх и тревога перед собеседованиями плохо сказываются не только на ментальном здоровье, но и результатах интервью: продакту важно уметь правильно себя подавать. Тебе предстоит управлять командой и проектами, выступать на конференциях перед важными людьми и грамотно отказывать партнерам и коллегам. Для этого важно уметь справляться со стрессом, расскажу, что на мой взгляд может в этом помочь.
1. Никто не хочет тебя завалить
Самое первое, что нужно сделать перед походом на собеседование — понять и признать, что у рекрутера и нанимающего менеджера нет задачи тебя завалить. Их единственная цель — закрыть вакансию.
Как нанимающий менеджер делюсь инсайдерской информацией — найм сотрудников очень дорогостоящее мероприятие. Рекрутеры не будут тратить время и деньги, чтобы просто тебя помучить и потешить своё ЧСВ, они пытаются оценить твои скиллы. И да, если тебя пригласили на собеседование, значит, работодатель уже видит в тебе профессионала, потенциально готового занять должность.
2. Честность располагает
Если ты уже трясёшься на интервью, первое, что тебе поможет — банальная честность. Спокойным голосом (без слёз на глазах и истерик) скажи рекрутеру: «Знаете, я немного волнуюсь, поэтому могу делать какие-то ошибки, хотя в обычной жизни и на работе я гораздо спокойнее». Скорее всего, рекрутер оценит твою честность и немного тебя подбодрит.
Итог:
Ты — меньше нервничаешь, ведь тебе сказали, что всё нормально;
Тебе чуть менее стыдно за будущие косяки;
Если повезло с рекрутером, то он (-а) ещё и создаст более доверительную атмосферу.
3. Спрашивай, а не выдумывай
Многие кандидаты загоняются и нервничают, потому что просто не задают вопросы, ведь им кажется, что так они будут выглядеть некомпетентно.
И вот тут начинается история «ответить хоть что-то», которая на нервах превращается в полную околесицу. Поэтому не стесняйся задавать вопросы, даже о каких-то очевидных вещах.
Можно попытаться выдумать самому ответ на вопрос, что такое transformation rate и очень настойчиво разглагольствовать, что это что-то из «Трансформеров». А можно сказать: «Знаете, я похоже не встречался с этой метрикой, есть ли у неё другие названия? Если нет, то расскажите, пожалуйста, как она считается, а я со своей стороны подумаю, почему она важна». Так вы покажете, что умеете адаптироваться, признавать ошибки и искать пути решения проблемы, даже когда чего-то не знаете.
4.Бери паузы
Не кипишуй и бери паузы, чтобы подумать над вопросом. Когда мозг в стрессе, он пытается себя спасти и быстро среагировать на проблему, так мы получаем поверхностные ответы.
Когда тебя спрашивают, например, как ты решишь конфликт в команде, самое банальное, что можно ответить: «ну, поговорю с коллегами». Это очевидно. А как ты предотвратишь такие конфликты в будущем? Как сократишь риски? Какие ресурсы будешь задействовать? Твой ответ будет в разы комплекснее, если ты дашь себе время подумать над задачей.
Ну и лайфхак, которым пользуюсь сам: бери на собеседования стакан воды. Когда просить очередную паузу становится неловко — просто начни пить воду, обдумывая ответ на вопрос.
Страх собеседования: лайфхаки психолога
«Собеседования — всегда про страх неизвестности и выход из зоны комфорта. Как во время публичных выступлений: мы ждём социального одобрения и боимся показаться глупыми, некомпетентными и всё в таком роде. Поэтому важно иметь в запасе механики, которые помогут немного привести в порядок мысли» — Даша Герштейн, психолог в интегративном подходе.
Как легче относиться к собеседованиям
Чтобы сбавить градус тревожности, важно остановиться и понять, что именно тебя беспокоит. Уйти от абстрактного «боюсь идти на собеседование» к конкретному. Например, ты боишься получить отказ или остаться без денег.
Бороться с такими страхами помогает утрирование. Когда ты чувствуешь, что в голове начинают копошиться самые неприятные мысли — задай себе вопрос «ну и что?». Вот ты провалишь собеседование, ну и что? Доведи ситуацию до абсурда, до максимальной степени ужаса.
На этом моменте чаще всего выясняется, что ситуация не такая уж и страшная, и ты сможешь справиться с её последствиями даже в самом худшем раскладе.
Эта техника не сможет заставить твои психологические проблемы исчезнуть, но точно поможет снизить их влияние и значимость.
Как помочь себе в моменте
Долгосрочная терапия — это прекрасно, но что делать, если паника настигла прямо здесь и сеичас? На этот случай есть ряд техник, которые помогут в моменте собраться и, как принято сейчас говорить, «заземлиться».
Дисклеймер: дышать маткой мы не будем, это статья не про эзотерические практики, а про психологические техники. Перед прочтением прошу тебя пропускать всё через призму здравого смысла.
Например, я знаю, что практики на визуализацию — точно не про меня. Но есть огромное количество людей, которым подходят такие техники, поэтому мы с Дашей решили включить их в статью. Чувствуешь, что тебе не поможет? Переходи к следующей.
1. Дыхание по квадрату
Дыхание по квадрату — довольно популярная практика, которую я использую, если нервничаю перед значимыми встречами. На четыре счета надо вдохнуть, на четыре счета задержать дыхание, на четыре счета выдохнуть и на четыре счета задержать дыхание.
2. Расслабление и визуализация
Вторая техника, которая может помочь — практика физического расслабления. На несколько секунд со всей силой сожми кулаки и пальцы ног, а потом расслабь и обрати внимание на изменения в теле. Таким образом по очереди постарайся расслабить все части тела.
«Здорово замиксовать эту технику с практикой на визуализацию: представь, что на ладони у тебя есть шарик света, который излучает тепло и гармонию. Распространи этот свет по всему своему телу, вдыхай спокойствие, выдыхай тревогу и страхи» — Даша Герштейн.
У страха (и вообще любых эмоций) всегда есть телесные проявления, поэтому манипулируя телесным состоянием, мы влияем на психическое. Так что когда тебя кто-то бесит, хорошо пойти прожить эту эмоцию в спортзале, или когда сильно нервничаешь — подышать и немного успокоиться.
И не забывай про свои личные простые привычки, которые могут побороть панику: послушай любимую музыку, пожуй жвачку, поговори с близкими людьми, покричи или подыши свежим воздухом.
3. Рационализация неудач
Конверсии в приглашение на работу даже у сеньоров достигают 10% максимум. Так что если ты не получил оффер с первого, пятого, даже десятого раза — это нормально.
И помни, отказы не отражают тебя как профессионала. Пожалуйста, не накручивай и не додумывай за других: причин, почему взяли кого-то другого, может быть огромное множество. Например, мог найтись человек внутри компании, которого захайрить было намного удобнее.
Но допустим, тебе пришёл отказ, и ты всё-таки расстроился. Эмоция грусти в такие моменты — вполне объяснимое, здоровое чувство. Исследования показали, что человек проживает эмоцию в среднем 12–15 минут, , а всё, что происходит после этого — человек сам себе накручивает.
И если твои расстройства сильно затянулись и рискуют скатиться в апатию и выгорание, попробуй остановиться и порефлексировать.
Напиши список того, что ты сейчас чувствуешь (максимально эмоционально), возможные причины отказа — в общем, всё, что придёт в голову;
Перечитай то, что ты написал, подключая рациональное мышление: обведи реальные факты;
Вычеркни необъективные фразы, которые нежно нашептал тебе твой внутренний критик.
Так целый ворох проблем становится структурированным списком моментов, которые можно улучшить или попробовать избежать на следующем собеседовании.
Это я всё к чему?
Поиск работы правда может стать адом, если вечно себя угнетать и критиковать. Постарайся найти те практики и техники, которые стабилизируют твоё эмоциональное состояние и помогут взглянуть на вещи объективно.
Удачи в поисках! Ставь лайк, если преисполнился в своем познании, и подписывайся на мой телеграм-канал «ОКейси», там больше рассказываю о трудоустройстве и работе продакт-менеджером.
0 показов
0 открытий
Обсудить