Июньские заметки о виртуальной реальности. Часть 2
А что кроме игр?
Прежде всего я сфокусирован на играх, но для меня мой шлем должен стать ещё и персональным кинотеатром — у меня трое детей, и редко когда получается уединиться, чтобы посмотреть ужасы, например. Я ещё не смотрел кино в VR, но огромное окно в YouTube мне нравится. Тем более, сейчас есть приложения, которые позволяют смотреть кино в VR вместе с друзьями, в одном пространстве.
Мне также интересен Virtual Desktop — у меня появится доступ к стационарному компьютеру, прямо с дивана. Это не сильно изменит мою работу на удалёнке, так как удалённый рабочий стол не готов к VR. У меня всё так же будет одно окно терминала — я не смогу в VR расположить почту справа, а ssh в левой части.
VRChat очень многих побудил купить как VR-гарнитуру, так и систему систему полного трекинга тела. Исходя из большого количества видео это забавный мир, в котором всё время происходит что-нибудь интересное и он полон сюрреализма.
Из приложений мне очень понравилась рисовалка, хотя я и не художник. Это что-то среднее между изображением и скульптурой и очень такой медитативный процесс.
Вот тут больше разных впечатляющих видео с софтом для рисования.
Порно, кино для взрослых
Кино для взрослых в VR тоже довольно интересная тема — как для одиноких людей, так и для пар. Я думаю что у таких видео должен появиться API, который будет управлять вибраторами/мастурбаторами. Либо такие видео будет размечать нейросеть, чтобы изменять режимы стимуляции и их интенсивность.
Что касается пар — это может быть довольно интересным опытом. В шлеме ты смотришь взрослое видео, а в реальности занимаешься сексом с женой, которая повторяет действия женщины из видео. Если пойти дальше, то взрослое видео может быть снято с двух точек (со стороны мужчины и женщины) и тогда уже два человека могут заниматься сексом в шлемах.
Я не вижу каких-либо технических сложностей в том чтобы отслеживать тела людей в реальности и проецировать их в виртуальности, изменяя при этом их внешность и окружающую обстановку. Это пространство сделает доступными любые фантазии и фетиши, в том числе противозаконные или небезопасные в реальности.
Я полагаю, что реальности это может пойти только на пользу. Но пока нет ответа — сможет ли, например, педофил или зоофил заниматься сексом с женой/мастурбатором в реальности, в то время как в виртуальности он будет заниматься сексом со свиньей или несовершеннолетней? Достаточно ли ему того будет? Или богатые возможности виртуала смогут толкнуть на эту дорожку даже тех, кто в эту сторону и не смотрел? Или вообще побудит к осуществлению запретных фантазий в реальной жизни? Возможна ли терапия для педофилов, если каждый раз при виртуальном сексе очень постепенно и незаметно заменять части тела vr-куклы на более взрослые? А что, если это делать в сочетании с психоделической терапией, которая, судя по всему, даёт возможность перепрограммирования?
Было дело, я начинал писать на Хабр достаточно провокационную статью «Выбор секс-куклы в 2040-м», но от обсуждения, какими будут эти куклы, быстро перешёл к разговору на тему ИИ-психотерапии и фантазии о полной оцифровке всей жизни людей (для того, чтобы понять, как детские травмы сказываются на будущей жизни и для быстрой возможности их коррекции).
Потом мне пришла идея, что было было неплохо уже сейчас провести эксперимент: дать контрольной группе детей «Ангела-хранителя» — видеокамеру на лоб, микрофон и наушник. За наблюдательным пультом постоянно должен был бы сидеть человек, который бы всё время наблюдал за ребёнком, корректно и с удовольствием общался с ним, учил его и подсказывал. Делал бы то, что никогда не могут сделать родители. Когда-нибудь такие няни для детей, наверное, появятся, только это будет ИИ.
В общем, пока я писал, растекся мыслью в разных направлениях, и эта статья вряд ли когда-нибудь увидит свет. Но сейчас, обсуждая секс в VR, я не могу не вспомнить, как я представлял себе выбор этих кукол и их функционал.
Ведь уже сейчас есть ИИ-модели, которые позволяют на основе небольшого опроса (где вам показывают разные лица и считывают вашу реакцию) создать наиболее привлекательную для вас женщину. Когда нейроинтерфейсы плотнее войдут в нашу жизнь, понять, что нам нравится, что возбуждает или отталкивает, станет значительно проще. И это касается не только лиц и фигур, но и поведения! Некоторым нравится агрессивность, в то время как другим — покорность. Доминирование или подчинение. Смогут ли наши земные женщины дотянуть до того идеала, который может создать компьютер?
Феномены погружения
Когда я играл в Rust 5–8 лет назад — я понял, насколько мир может стать живее в случае если игрок начинает молить о пощаде (или угрожать) голосом, а не в чате. Но в полную силу это раскрылось в игре MMO шутере Will to Live.
Главным образом потому, что, во-первых, в этой мморпг были безопасные зоны для игроков. Во-вторых, из-за малого количества локаций где можно достойно охотиться. Постоянно занятые кем-нибудь споты для фарма порождали массу конфликтов как между отдельными игроками, так и между гильдиями.
В этой игре можно в любой момент натолкнуться на двух игроков, которые возле костра обсуждают «тупых бухгалтеров, которые в компьютерах нифига не понимают», или группу игроков, травящих анекдоты. Бывает, происходят разговоры «по понятиям», разбор полётов и конфликты на повышенных тонах. Это самые настоящие конфликты, которые вызывают подлинные эмоции — адреналин так и бурлит, как перед дракой в реальной жизни. И я даже пару раз пугал жену, когда начинал по-настоящему злиться и орать в микрофон.
Виртуальная реальность добавляет новое измерение, которое делает игровой опыт реальнее. Она добавляет нам руки, которыми мы можем взаимодействовать с виртуальным миром и с другими игроками. И это даёт куда больший эффект, чем, возможно, мы можем себе представить. Также мы можем осматриваться и даже передвигаться естественным образом. Мы полностью сосредоточены на игровом мире, т.к мир не заканчивается за рамками монитора.
Игрок в VR слишком сильно отличается от управляемого компьютером персонажа и именно поэтому в Pavlov VR и других играх люди могут вести себя странно и несообразно игре. Они системно игнорируют игровые правила, по которым они должны просто стрелять друг в друга. Я посмотрел достаточно материала, чтобы это заметить и этот эффект отмечают сами игроки.
У меня есть впечатление, что игроки в VR более дружелюбны, чем эти же игроки, но в «плоских» играх.
Когда мир перестал быть плоским и появилось больше механизмов для взаимодействия с ним, это стало генератором для самых разных забавных ситуаций. Например, когда один игрок со стола успевает схватить пистолет без патронов, а второй игрок обойму. Благодаря тому, что в игре видно, что в руках у другого персонажа, это становится сразу очевидно. Игроки естественным образом (т.е, даже не нажимая клавишу «Push to talk») на это реагируют и смеются.
Эффекты, о которых я говорю так же заметны в игре Echo Arena:
*Кстати, очень понравилось, как в Echo Arena сделаны удары по игрокам. Эти удары субъективно хорошо ощущаются, даже если просто смотришь видео этой игры.
Игроки в игре Echo Arena дружелюбны. Мне кажется, что корень этого явления в том, что люди в игре легко позволяют другим людям заходить в их личное пространство и прикасаться в себе (потому что VR это безопасно и не чувствуется как угроза) и это здорово повышает уровень доверия между игроками.
Возможно, это распространится и на реальную жизнь — людям после таких игр будет легче заговорить с незнакомыми людьми и они будут более открыты миру. VR сильно отличается от опыта других мультиплеерных игр — мне кажется, он может стать тем местом, где люди смогут социализироваться, а потом выходить в реальный мир.
Именно поэтому моё отношение к жилетам обратной связи*, которые позволяют «почувствовать прикосновение» или удар, или ощутить звук выстрела «телом», далеко от скептического. Я думаю, что мы пока слабо осознаем, насколько он реально может влиять на наше восприятие и погружение. Мы можем только сказать, как жилет реагирует на те или иные игровые события.
Демонстрация жилета:
Есть и более сдержанные отзывы, в том числе на русском. К слову, Tacticsuit на 40 точек прикосновения стоит 500$. Это стоимость жилета, но есть крепления для рук, ног и даже головы. Наверное, может быть полезно использовать его в шутере, чтобы понять, откуда тебе прилетело.
Мы также слабо представляем себе факторы, которые заставляют нас настолько глубоко погрузиться в работу, что мы вспоминаем о том, что не пообедали, когда уже пора идти домой. Мы можем настолько глубоко уйти в книгу, что не будем замечать ничего вокруг, в том числе течения времени. Или на ходу погрузиться в свои мысли и не помнить, как дошли до дома.
Интуитивно многие создатели игр понимают, как привязать наше сознание к происходящему в игре и сделать так, чтобы мы перестали замечать окружающий мир. Есть какие-то общие практики и наработки для этого, и что-то даже формализовано. Но я думаю, что многие возможные приёмы пока остаются в тени, и их предстоит открыть, особенно в VR, который ещё недостаточно изучен.
Ведь есть игры с невероятной графикой, от которых мы скучаем, и в то же время есть игры без графики, часы за которыми пролетают незаметно и где мы сливаемся с персонажем. Вообще, мы пока не знаем, где та последняя капля, что создает эффект погружения.
Мне также очень интересно — возможно ли в haptic vest проводить телесную психотерапию? Или это не сработает?
Спортивный аспект игр
Если ритм-игры просто держат в тонусе, то бокс в VR реально выматывает даже спортивных людей. Некоторые дополнительно используют тренировочные резинки боксеров, которые крепятся к талии и рукам, чтобы усилить тренировочный эффект.
Вот видео, где VR бокс пробуют профессиональные боксеры:
К спорту в VR сейчас пристальное внимание, потому что он неплохо, в общем-то, работает. Я не утверждаю, что он полностью заменит реальный спорт и тренировки. Но для многих это будет отличный выход, ведь можно сбрасывать лишний вес и делать это весело.
Для VR фитнеса уже начали продавать интересные железки Icarus.
Выглядит интересно, но стоит от 2000 до 9000 евро за ПРО версию. Для мышц пресса штука классная и, как мне кажется, это не такая уж большая цена для большого спортзала. Тем более, что в нём есть игры с мультиплеером и соревновательный элемент.
Есть стартапы велосипедов с возможностью подключения VR, но, как по мне, так это тупиковый путь. А вот устройство к акселерометром, которое можно было бы использовать на любом вело-тренажёре, могло бы взлететь.
Поэтому я даже написал письмо в поддержку DecaMove (проект, о котором я расскажу ниже).
«Good day! I really like your startup DecaMove and I even ordered it myself.
But it seems to me that you have not noticed the potential of this device in vr sports. Please note that exercise bikes connected to virtual reality are now being sold. I think that they are too expensive, and secondly a lot of people already have exercise bikes or treadmills that just stand somewhere in the corner and are not used.
I think it’s easy enough to position your device as a sports device. You simply connect the decamove to your leg, record the acceleration determine the potential speed at which the person is pedaling. Faster you pedal, the faster your car/bike/horse goes in the vr game.
I think you need to release a video showing this application of your device.
I also really like your device DecaGear, it will be cool if a device with such functionality comes out for such a price and I wish you the best of luck with this cool project.»
Цена велосипедов с играми для VR:
Holodia VR — 400$
VirZoom — 400$
DecaMove
Как обычно происходит свободное передвижение в VR? Куда смотришь в шлеме — туда и двигаешься, зажав контроллер. DecaMove, небольшое и не сильно дорогое устройство, которое вешается на пояс позволяет передвигаться более естественно. Вы сможете смотреть в одну сторону, а передвигаться другую. Я думаю, что это одна из самых важных вещей для VR если вы используете его для игр — оно позволяет передвигаться относительно естественным образом.
Небольшой обзор:
Развернутый обзор:
Заказать можно здесь, с доставкой он обошелся мне в 5700р.
Но покупать DecaMove вовсе не обязательно! Ведь вместо него можно использовать обычный смартфон+приложение, если в нём есть акселерометр и компас:
В третьей части поговорим о позиционировании, трекинге, Full body tracking, существующих решениях и ценах на них, и о многом другом.