IT — работа в стиле будущего, и стоит ли ждать такого везде?

habr.png

На написание этой статьи меня натолкнул забавный разговор, свидетелем которого я невольно оказался в гостях. Его участниками были мои друзья, отец и дочь. Дочь, от души посмеиваясь, рассказывала о том, как находясь в процессе поиска новой работы сходила на собеседование в очередное место, «а у них ДМС оформляют только для руководства, и даже кофе-машины в офисе нет». Отец же искренне не понимал, как можно менять работу второй раз за 4 года после окончания университета, сокрушаясь, что «молодежь хочет всего и сразу».
За свой трудовой путь, который я начинал в провинции, я успел поработать на заводе, ведущем свою историю с 50-х годов прошлого века, в проектном институте большой строительной компании, в частной инжиниринговой фирме, потом сменил род деятельности и переехал в северную столицу, поэтому основываясь на своем опыте я могу сравнивать и анализировать очень и очень многое.
Этот разговор натолкнул меня на размышления о ситуации, сложившейся в современной отрасли IT. О причинах такой ситуации рассуждать можно много, начиная от очень высокого спроса на специалистов, ведущего к увеличению зарплат и улучшению условий труда, заканчивая сильным влиянием западного менеджмента и стандартов работы иностранный компаний на наш рынок труда. Отбросив вещи вида «сегодня есть, завтра нет» типа зарплат в несколько раз выше средних по региону (из-за чего сейчас в IT лезут даже люди, не имеющие никаких способностей к этому и интереса, кроме денежного) и ажиотажа рекрутеров (стоит случайно выложить резюме на хедхантер, забыв поставить настройку видимости «не для всех», как телефон на следущий же день просто разрывают), я попытался составить список особенностей, которые в наше время стали стандартными в рабочем процессе в IT-сфере, и задумался о том, проникнут ли они в будущем в другие отрасли.

Жесткий график не нужен


Прошли те времена, когда люди работали «от звонка до звонка», каждое утро спеша на проходную чтобы не опоздать. Адекватные работодатели все чаще и чаще отказываются от фиксированного графика работы для сотрудников. Понятное дело, что это распространяется на людей, не задействованных в непрерывных процессах (например, технической поддержке) или живом общении с клиентами, но для всех остальных это более чем применимо и удобно. Вместо «пахать отсюда и до обеда» чаще всего устанавливают либо плавающее начало рабочего дня (придти в офис и начать работать можно в любое время в диапазоне, к примеру, с 7 до 12 часов утра), либо вообще ограничиваются «часами присутствия» (когда назначены совещания или еще какие-то совместные процессы), а остальное время работы работник планирует сам и его никто не «пасёт» на рабочем месте.

Аргументов разумности такого подхода множество.
Первый экономический — в классическим варианте опоздания порицаемы и за них работник может быть депремирован, а вот за то что он будет приезжать в офис раньше времени, ему, скорее всего, доплачивать не будут. В итоге человек вынужден закладывать каждый день запас времени для компенсации возможных пробок, перебоев с транспортом, личных причин, и т.д., чтобы всегда быть вовремя на рабочем месте — и таким образом совершенно бесплатно дарить работодателю свое личное время, которого за месяц, и уж тем более за год, набежит очень и очень немало. Плюс стресс из-за опасений опоздать.
Второй рациональный — образ жизни у всех разный, особенности организма у всех разные, хронотипы у всех разные, жизненные ситуации у всех разные. Кому-то комфортнее работать с утра, кому-то поздним вечером. Если «сову», не важно, хроническую (таким уж родился) или вынужденную (ребенок не мог заснуть, соседи устроили шумную пьянку, и т.п.) загонять в офис к 8 утра и заставлять работать, то ничего хорошего из этого не выйдет. Эффективность будет низкая, работник будет бесцельно тупить на месте, либо делать работу некачественно и с ошибками. В итоге сотрудник изматывает себя и свой организм, а работодатель тратит свои деньги на неэффективную и некачественную работу. Разреши человеку приходить не к 8 утра, а к 12 — и проблема волшебным образом решится.
И третий аргумент человечный. Это как минимум возможность спланировать день так, как удобно тебе — заехать с утра, или наоборот вечером, по делам, отвезти/привезти ребенка в школу, сходить к врачу, и многое другое, без унизительного написания заявлений и служебных записок каждый раз.

Опасения стороны руководителей

Многих руководителей, слышащих о подобных раскладах, либеральный график работы пугает: «Как же так, половина команды будет приходить с утра, половина вечером, а если Иванов срочно понадобится по важному вопросу?!». И тут надо отметить, в первую очередь, что если отсутствие человека на рабочем месте ведет к блокировке рабочих процессов, то значит сами эти рабочие процессы построены из рук вон плохо, и аналогичные проблемы возникнут если Иванов уйдет на больничный или его собьет автобус. В конце концов, мы живем в XXI веке. Для реально срочных вопросов всегда есть мобильный телефон, электронная почта, Skype, Slack, WhatsUp, Telegram, Jabber и еще десяток способов связаться и обсудить то что надо. А дергать коллег по не срочным вопросам — практика тоже порочная, т.к. вырывает дергаемого из рабочего ритма (и так называемого «состояния потока»), серьезно снижая его производительность, и ведет к неспособности других членов команды решать вопросы и искать информацию самостоятельно.

Как я уже упоминал выше, в современных IT-компаниях это скорее уже общепринятая практика. И это настолько хорошо и удобно, что лично я уже просто не рассматриваю вакансии с формулировками вида «Рабочий день 9:00–18:00», или, боже упаси, с 8:00 до 17:00, потому что для меня это в принципе неприемлемо. Того же мнения придеживается большинство моих коллег.

Отсутствие географической привязки


IT-шники придумали компьютерные сети, Интернет, электронную почту и месседжеры, и кому как не им брать все это на вооружение в своей повседневной работе. Проникновение широкополосного интернета, технологий удаленного доступа (ssh, RDP, VNC и д.р.), объединения сетей (VPN), совместной работы (online whiteboards, распределенные репозитории систем контроля версий), и общения (почта, месседжеры, групповые аудио- и видеозвонки) привело к тому, что программист может работать откуда угодно, главное чтобы там был стул, ноутбук и доступ в интернет. И индустрии это пошло только на пользу.

Компания может искать себе клиентов и заказчиков не только в своем регионе, но и по всему миру, и выбирать тех, кто дает более интересные задачи и платит в более выгодной валюте.
Команда разработчиков какой-нибудь компании может пилить проект совместно с такими же командами из других городов, объединяя усилия и знания.
Разработчик из глухого региона без нормальных рабочих мест, если он обладает достаточной самодисциплиной и самомотивацией, может трудиться на работодателя из столицы или другой страны.
Серьезная и преуспевающая компания может вообще не иметь своего офиса, но при этом успешно вести разработки.

И даже в компаниях с офисом и классическим рабочим процессом, руководство часто разрешает работникам по желанию работать из дома, чтобы те не тратили время на дорогу по пробкам, не испытывали проблемы «с кем оставить ребенка», и не усугубляли свое (и чужое) здоровье из-за легкого недомогания.

Комфорт важен. Отношения тоже. И плюшки, куда без них.


Набор «плюшек» появился, судя по всему, во-первых как преимущество на итак высококонкурентном рынке труда, где есть серьезная нехватка специалистов, а переманивать все более высокими зарплатами до бесконечности нельзя, а во-вторых как средство обеспечить максимально комфортные условия для продуктивной работы.

Поэтому в наше время в IT-компаниях можно встретить комфортные и красивые интерьеры, часто есть возможность работать не за столом, а валясь на мягком пуфике в переговорке, игровые зоны и тренажерные залы в офисе, обеды или снэки за счет работодателя, кофе-машину с хорошими зернами, компенсацию фитнеса для сотрудников, ДМС для работника и членов его семьи (учитывая плачевное состояние «бесплатной» медицины), массажные кресла и курсы иностранных языков, и многое другое. И если 10 лет назад подобное можно было только увидеть на фотографиях заморских офисов больших компаний типа Google, то сегодня это настолько распространено и воспринимается как должное, что встречаются даже такие прекрасные комментарии на хабре:

«Вот такие пассажи при описании российских вакансий вызывают приступ смеха минут на 15, честно. Когда кто-то пишет про официальное оформление (белая ЗП) как преимущество, или «соцпакет» или «оформление по ТК» как преимущество — это… я не могу подобрать слов, чтобы развернуто и литературно объяснить, насколько это глупо и смешно. Ну честно, как можно в качестве преимущества выдавать, что, по сути, кандидата не будут бить палками, ну если только по четвергам, и даже похлебки нальют. А не как у соседнего рабовладельца, где люди подножным кормом питаются.

Понятно, если в качестве преимуществ выдают что-то типа «выделим отдельный кабинет. Вся самая лучшая техника по запросу. Любая литература по запросу. Оплата курсов повышения квалификации. Бесплатные обеды, абонемент в спортзал. Дополнительные отпускные. ДМС. Гибкий график, возможность удаленной работы». Но когда говорят «псс, парень, приходи к нам, мы оформляем официально» — это… коллеги, это просто пздц, извините мой французский.»

(link)

Учитывая относительную молодость отрасли, и то, что многие современными компании были основаны молодыми выходцами из «обычных» организаций, натерпевшихся старперства, надуманной дисциплины и суровой субординации, то теперь часто можно встретить, во-первых, отсутствие дресс-кода в офисе (пусть разработчики приходят хоть в рваных джинсах, футболках с неприличными надписями и домашних тапочках, главное чтобы им было комфортно и чтобы работали хорошо), а во-вторых расслабленность и комфорт именно по части общения между сотрудниками — все обращаются друг к другу на «ты», причем не важно, разговаривают ли между собой студент-практикант, ведущий разработчик с сединой и основатель компании, любой сотрудник, вне зависимости от иерархии, может написать письмо или назначить митинг другому сотруднику, и многое другое. И это действительно позитивно складывает на отношениях между коллегами и атмосфере в офисе.

Высшее образование — не показатель знаний, возраст — не показатель опыта


Еще наши родители считали, что «главное — это получить образование», пытаясь пристроить своих детей в хороший вуз. Сейчас времена изменились, особенно в IT.
Современное высшее образование, за исключением пары-тройки топовых вузов, серьезно не поспевает за технологиями, и часто готовит специалистов очень далеких от реалий отрасли. Этот факт вылился на Хабре в довольно большую дискуссию в виде цикла статей «Необразованная молодежь».

Проблема недостаточности вузовского образования и нехватки молодых специалистов настолько остра, что многие крупные компании организовали свои собственные курсы и школы для начинающих разработчиков, в которых преподавателями выступают действующие специалисты компании, а успешно закончившие обучение получают по итогам предложения о работе.
И наоборот, доступность литературы, всевозможных курсов, онлайн-лекций от лучших университетов мира, большое количество опенсорс проектов, и многое другое, привели к тому, что есть огромное количество людей, получивших знания и ценный опыт не учась в университете.

В итоге какой-нибудь Вася, увлекающийся программированием с 15 лет, читавший специализированные книги ради интереса, изучавший языки программирования, библиотеки и технологии, делавший программы, игры или сайты ради фана и набивший на этом руку, а после успевший хорошо поконтрибьютить в десяток проектов на гитхабе, полувив обратную связь и посмотрев, как все устроено «изнутри», в итоге может быть гораздо опытнее, чем выпускник вуза с красным дипломом, или даже гораздо полезнее для компании, чем уже несколько лет работающий в офисе сотрудник. И платить ему будут соответствующие.
Наличие профильного высшего образования давно уже во многих местах не является обязательным условием при приеме на работу, и часто можно встретить высокоплачиваемых разработчиков, настоящих профессионалов в своей сфере, с образованием, совсем не относящимся к их деятельности, или даже вообще без диплома.

Работа — не на всю жизнь


Моя бабушка после распределения из института в молодости всю свою жизнь проработала в одном месте, оттуда же и уйдя на пенсию. Мой дед за свою жизнь сменил всего 2 места работы.

В наше время, опять же, все по-другому.
Когда ты работаешь уже два-три года на одном месте, за это время основательно прокачав свои скиллы, решая задачи в разы эффективнее и качественнее чем в начале своего пути на это месте, курсы валют скачут и цены в магазинах растут, а ты все так же имеешь тот же грейд (ту же дожность) и ту же зарплату, а руководство почему-то не заикается о повышении звания и индексации з/п, переход в другую компанию может быть вполне естественным, а в некоторых случаях и единственных решением проблемы, и людьми в отрасли это воспринимается как совершенно нормальный и совершенно логичный шаг.

Более того, технологии и стандарты в отрасли развиваются со стремительной скоростью, и сидя очень долго на одном месте, потом можно внезапно с грустью обнаружить, что то, чем ты занимался последние много лет, сегодня уже никому не нужно и мало где востребовано. К этому стоит добавить потерю интереса к проекту из-за скатывания в рутину, что тоже, в свою очередь, ведет к снижению эффективности решения задач и получения отдачи от рабочего процесса. Именно поэтому многие считают полезным менять работу каждые 3–4 года для предотвращения профессиональной деградации и выгорания.
В некоторых местах альтернативой этому высутпает свободная смена команд внутри компании — когда надоело или стало некомфортно в одном проекте, можно перейти в другой. И это, по-моему, тоже является одним из преимуществ «работы будущего».

Когда я писал этот материал, я ориентировался на опыт самого себя, моих коллег и моих знакомых, работающих в разных компаниях в Москве и Санкт-Петербурге (преимущественно филиалах иностранных контор, но не все), сайты с вакансиями, а также на отзывы на Хабре и различных других онлайн-сообществах. Я вполне понимаю, что то, что описано выше где-то может отличаться, а где-то может не выполняться совсем, и, безусловно, это может зависить от конкретной сферы деятельности, размера и происхождения компании, а также от удаленности ее от столиц и прочих «центров притяжения» информационных технологий. Но общая картина вырисовывается именно такая.

И после всего этого, хочется услышать мнение читателей о перспективах проникновения подобных весьма полезных практик в другие сферы и места. Инжиниринг? Проектные работы? Бухгалтерской дело? Маркетинг и реклама? Образование?
В каких сферах стоит ожидать «осовременивание» рабочих процессов в направлении создания более комфортных условий для эффективной работы? Где оно уже наблюдается?
Или же это все местные аномалии, объяснимые перегретым рынком и высокой конкуренцией? Буду рад любым комментариями.

© Habrahabr.ru