[Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 1 «Ответы на вопросы»
Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.
§1–8 Вопросы
Что представляют собой характер и настроение?
Мы используем достаточно много слов, которые могут размыто описать что мы чувствуем и как мы себя ведём. Мы знаем, что злые люди реагируют быстрее (но, обычно, менее осторожно) и счастливые люди реже устраивают стычки –, но подобные термины не дают нам никаких идей о том, как эти настроения влияют на наш способ мыслить. Мы можем рассмотреть эту концепцию, на следующем примере: представьте, ваша машина не заводится, но когда вы просите помощи у своего механика, вы получаете только такой ответ:
«Кажется, ваш автомобиль не хочет заводиться. Возможно, это всё из-за раздражения к вам, потому что вы плохо к нему относились.»
Но психологические термины, подобные этим, совершенно не помогают вам приобрести какие-нибудь идеи о том, как можно объяснить поведение вашей машины. Возможно, вы попросту взяли на буксир слишком тяжелый груз и сломали некоторые шестерни какой-то передачи. Или, возможно вы оставили включенными на всю ночь фары, и они полностью разрядили аккумулятор. В таком случае, это «психические» термины вам не помогут в диагностике и исправлении проблемы — вам попросту необходимо знать о частях, из которых состоит машина.
В подобной ситуации, использование модели разума как Облака Ресурсов гораздо лучше, чем модель «Одного-Я» — новая модель побуждает нас смотреть на части вместо целого. Возможно что-то не так со стартером? Пуст ли топливный бак? Обычные психологические слова действительно полезны в повседневной социальной жизни, но для того, чтобы понять как работает наш мозг, нам нужно больше идей о том, какую внутреннюю структуру он имеет.
До какой степени наши эмоции являются врожденными?
Казалось бы, что нормальные люди разделяют общий набор эмоций, таких как гнев, страх, грусть, радость, отвращение и удивление, а некоторые ещё будет включать в этот список ещё и любопытство. Тем не менее, психологи не могут согласиться с тем, являются ли эмоции врождёнными или приобретёнными. Например, некоторые из психологов относят гнев к проявлению страха. Эта книга не будет вовлечена в подобные дебаты, потому что она больше связана с тем, что представляют собой эмоции на самом деле — в смысле «способов мышления», а не с поиском ответов на их классификацию.
Как Химия влияет на наш мозг?
Психолог: Ваши идеи о переключении ресурсов звучат хорошо, но можно ли объяснить переключения психических состояний подобным образом? Разве мы не подвержены влиянию химических веществ как гормонам, эндорфинам или нейротрансмиттерам?
Нет никаких сомнений в том, что химические вещества влияют на внутреннее состояние нашего разума –, но распространённое мнение о том, что они воздействуют на наш мозг напрямую — является большим заблуждением — эта ошибка подобна той, которая предполагает, что зонтики раскрываются благодаря дождю. Вот как один автор показывает эту распространённую ошибку:
Сюзанна Кайзен: «Слишком большое количество ацетилхолина, недостаток серотонина и в результате вы впадёте в депрессию. Итак, что происходит с разумом? Существует очень длинный путь, который пролегает от недостатка серотонина к мыслям о том, что мир «опостылевший, плоский и бесполезный». И этот путь гораздо длиннее, чем написание пьесы о человеке, подверженного этой мысли».
Также, как и смысл каждого отдельного слова зависит от предложения, в котором оно упоминается, эффект каждого химического вещества на мозг зависит от того, как каждая индивидуальная клетка мозга реагирует на него, а каждый тип клеток реагирует по-своему. Таким образом, эффект каждого химического вещества зависит от реакции на него клеток, и как клетки, которые связаны с клеткой, прореагировавшей на хим. вещество, и так далее, следуя каскаду реакций. Таким образом, эффект от химического вещества зависит не только от того где это вещество подействовало, но и от того, как связаны части вашего мозга. Мы обсудим этот вопрос более детально в главе §§Химические вещества.
Как машины могут понимать что означают вещи?
В популярном видении, машины делают вещи без понимания того, что их действия значат. Но что означает слово «понимание»? Даже наши лучшие философы не могут объяснит, что стоит на словом «понимание».
Тем не менее, мы не должны быть недовольны этим фактом, потому что именно так и должно происходить с понятием «понимания»! Ибо большинство общих слов в психологии имеют такое же свойство: чем четче вы пытаетесь их обозначить, тем меньше вы понимаете о чем идёт речь. И это свойство в особенности относится к словам, наподобие «понимать» и «означать»!
Если вы «понимаете» что-либо только одним способом, то можно сказать, что вы ничего не понимаете. Ибо, если что-то пойдёт не так и вы не сможете что-то объяснить — у вас не останется пространства для манёвра. Но если вы будете представлять что-либо по-разному, то, даже если какое-либо представление не будет верным, вы сможете переключится на другое представление об объекте — пока не найдёте способ, который лучше всего подходит для объяснения.
Тоже самое происходит, когда вы сталкиваетесь с новым типом проблемы:
Если вы знаете только одну технику разрешения проблемы, то вы будете в тупике, если эта техника не будет работать. Но если у вас есть множество техник для разрешения этой проблемы, даже если вы попадёте в тупик используя одну, вы можете переключиться на другую.
Мы переключаемся между способами мышления так быстро, что едва замечаем что мы это делаем, за исключением тех случаев, когда каскады взаимодействия настолько велики, что изменения стиля мышления отражается на нашем эмоциональном состоянии. Одной из основных целей этой книги — описать разнообразие наших умственных ресурсов и то как они могут быть организованы, а заключительные главы книги покажут, что большая часть нашей человеческой изобретательности проистекает из способности нахождения различных способов разрешения поставленной проблемы.
Почему мы думаем, что внутри нас есть Я?
Обыватель: Если мои ментальные ресурсы так сильно меняются, что тогда даёт ощущение, что я остаюсь самим собой — не важно насколько я становлюсь зол или счастлив?
У нас нет доказательств, что младенцы рождаются с наличием какого-либо из этих чувств, и, кроме того, мы не можем доверять нашим детским воспоминаниям. В таком случае почему мы думаем, что где-то глубоко внутри сердца разума существует некая сущность, которая испытывает все наши чувства и мысли? Как мне кажется, это может привести к следующему:
В начале жизни, наши низкоуровневые процессы решают множество мелких проблем, без какого-либо понимания какие механизмы задействованы в разрешении поставленной задачи. И когда эти процессы сталкиваются с трудностями, они попросту прекращают выполняться, а ум начинает делать какое-либо другое действие.
Однако, поскольку мы развиваем несколько уровней мыслительных процессов, эти вышестоящие уровни пытаются выяснить «что пошло не так» и улучшить наши навыки в разрешении подобных проблем, таким образом, мы начинаем создавать новые способы отображения аспектов наших недавних мыслей. В конечном итоге, они превращаются в упрощенные «модели» нас самих.
Возможно, самая простая и распространённая модель выглядит следующим образом:
Тем не менее, каждый нормальный человек также строит множество других моделей, которые пытаются описать, как мы представляем себе такие вещи как социальные отношения, физические навыки, политические и экономические взгляды, духовные и социальные отношения. В главе §9 будет описано что то, что каждый человек называет своим «Я», представляет собой сеть «ментальных моделей», в которой каждая из моделей пытается описать только определенные аспекты разума человека.
Почему у нас есть несколько моделей «Я»?
Физик: Почему бы просто не слить все это модели в единую модель, которая воплощает в себе все особенности отдельных моделей?
Возможно, она не будет практичной, потому что подобная структура будет слишком большой для нас, чтобы «содержать её в разуме» целиком. Это говорит о том, что ограничения нашего мозга должны ограничивать нас в каждый конкретный момент времени, так как он может лишь использовать лишь несколько неполных моделей «Я», накладывая их друг на друга, и составляя результирующую модель — однако слишком неполную, для ответа на большинства вопросов о себе.
Кроме того, для каждой конкретной проблемы, использование конкретной модель может быть более пригодной, чем использование других моделей — из-за набора наиболее релевантных функций для разрешения конкретно существующей проблемы. Это означает, что вам просто необходимо иметь несколько видов моделей, и способность быстро переключаться между ними. Давайте послушаем Ричарда Фейнмана:
»… Психологически мы должны держать все имеющиеся теории в наших головах, и каждый физик-теоретик, который хорошо знает физику, знает и шесть или семь различных теоретических представлений для одинаковых физических эффектов. Он также знает, что все теории эквивалентны, и что никто никогда не решит, какая из этих теорий является абсолютно верной для определённой ситуации. Но физик вынужден держать все теории в своей голове, надеясь, что они смогут дать ему множество разных идей для угадывания решения поставленной задачи».
Ключевое слово в этом тексте является «угадывание», потому что каждая имеющаяся теория имеет как положительные, так и отрицательные стороны; ни одна модель из имеющихся у нас не может полностью описать решение для различных задач или целей, и каждая из имеющихся моделей заведёт вас в тупик при рассмотрении определённого вида задач.
Как мы развиваем новые цели и идеи?
Несколько следующих глав дадут общее понимание о том, что такое цели, и сфокусируются на вопросах о том, как мы их приобретаем. Однако, эти идеи будут неполными, пока мы не обсудим глубже (в главе §6) более подробно как работают идеи.
В обычном представлении о том, как развивается человеческий разум, каждый ребенок начинает с инстинктивных реакций, но затем проходит через стадии психического роста, которые накладывают на инстинкты дополнительные слои и уровни абстракций. С течением времени старые инстинкты все еще могут сохраняться, но новые слои будут приобретать все более сильный контроль — это будет происходить до такой степени, что мы в итоге сможем начать думать о своих собственных мотивах и целях и, возможно, сможем изменять или представлять их иначе.
Но какую базу мы можем использовать для обучения оценивания себя? Как мы выбираем какие стоит принять цели и как мы их обосновываем? Ни один младенец не может быть достаточно мудрым для принятия подобного выбора. Итак, следующая глава будет утверждать, что наш мозг, вполне вероятно, эволюционировал таким образом, что он копирует идеалы и отношения наших родителей, друзей и знакомых!
За перевод спасибо Станиславу Суханицкому.
Chapter 1. Falling in Love
Chapter 2. ATTACHMENTS AND GOALS
Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.
Об авторе
Марвин Ли Минский (англ. Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. [Википедия]
Интересные факты:
- Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
- Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
- Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
- Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
- В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]