Игра в имитацию: Секрет васаби из японских ресторанов

b5e42eca7b2d4a6e8cc27b758a48297a.jpg

В нашем блоге мы пишем о том, как рестораны автоматизируют свою работу с помощью специальных систем (например, Jowi), заботятся о комфорте посетителей с помощью правильного света и звука, а также используют психологические трюки для повышения среднего чека.

Но осталось еще довольно много неохваченных вопросов. Одна из таких нечасто обсуждаемых тем — тот факт, что некоторые продукты и ингредиенты в ресторане являются не тем, чем их считают многие посетители. Самый яркий пример этого — приправа васаби, которая неизменно сопровождает тарелки с суши и роллами в заведениях японской кухни. Как пишут журналисты The Washington Post, васаби в японском ресторане имеет мало общего с реальным васаби.

Чем является васаби в японских ресторанах


Вместе с роллами «острый тунец» (известные как «spicy tuna») в суши-ресторанах подают смесь на основе тертого хрена, разведенного зеленым пищевым красителем, различными видами горчицы и, как часто бывает, смешанного со многими другими химическими веществами. Тревор Корсон, автор книги «История суши: невероятная сага о сырой рыбе» (Trevor Corson – «The Story of Sushi: An Unlikely Saga of Raw Fish»), довольно резко высказался о васаби несколько лет назад:

«[...] это просто старый хрен со смесью из экстрактов горчицы, лимонной кислотой, желтым красителем №5 и синим красителем №1. Она [имитация васаби] поставляется в больших промышленных упаковках в виде порошка, и повара, перед тем, как подать васаби на стол, растворяют порошок в воде так, чтобы получилась острая паста».


0903dd014b9e4e9e95ad3b351cdd883d.jpg

Вот так выглядит растение васаби

Настоящий васаби сильно отличается от имитации. Он получается из ствола растения васаби, который, вырастая, достигает длины около 70 см, и его очень трудно собирать. Чаще всего его продают стеблями и подают к столу только что натертым. Корсон писал: «У настоящего васаби более изысканный, сложный и сладкий вкус, чем у всех имитаций васаби, к которым вы привыкли».

Неуловимый васаби


Настоящий васаби настолько редкий, что его пробовали совсем немногие люди. «Настоящий васаби едва ли можно найти, а имитаций очень много», – сказал Брайан Отс, президент организации Pacific Coast Wasabi, которая называет себя «единственным в Северной Америке коммерческим производителем высококачественного васаби». «Вероятно примерно 99% всего васаби в Северной Америке – имитации». В принципе так же, как и везде. И даже в Японии, хотя некоторые люди могут не осознавать это. «Я бы сказал, что в Японии около 95 процентов васаби – имитация», – добавил он.

Хироко Шимбо, суши-повар и автор книги «Опыт [приготовления] суши» (Hiroko Shimbo – «The Sushi Experience»), соглашается. Она сказала: «99 % – довольно-таки близко к правде, хотя, наверное, 95% будет точнее».


По словам Отса, даже в тех случаях, когда используется настоящий васаби, его доля в составе всей пасты крайне мала – менее 1 процента.

Так же Отс пишет, что настоящая причина [массовой имитации васаби] заключается в том, что свежий настоящий васаби редко подается к столу главным образом из экономических соображений. Спрос на него гораздо больше предложения (в основном потому, что корень васаби трудно вырастить и за ним тяжело ухаживать) – так было долгое время. В итоге, подавать свежий, только что натертый васаби посетителям суши-ресторана, или даже продавать в пакетах высушенные корни – дорого. Это означает, что его нужно будет продавать за большую цену, чем многие хотели бы заплатить – от $3 до $5 долларов за один обычный шарик васаби, поданный вместе с суши.

Вместо того, чтобы сочетать дорогую сырую рыбу с популярным, но дорогим и ароматным настоящим васаби, в промышленности придумали значительно более дешевый альтернативный вариант – имитацию. И сделали это еще задолго до того, как суши стали популярны в Соединенных Штатах. «Впервые это придумали в Японии, еще до того, как суши попали в Америку», – сказала Шимбо. «Люди, любящие еду, вроде «гурманов» из Нью-Йорка, наверное, знают об этом, но большинство – точно нет».

© Geektimes