Голосовому ассистенту «Алиса» от «Яндекса» исполнилось 5 лет

mlnqogac1ri_egydujoj9n6yskm.jpeg

10 октября 2022 года голосовому ассистенту «Алиса» от компании «Яндекс» исполнилось 5 лет. Этот сервис теперь умеет намного больше, чем разработчики себе представляли на старте проекта.
«Яндекс» выпустила свой голосовой помощник «Алису» в 2017 году. Сервис использует технологии SpeechKit для распознавания голоса и Turing, чтобы подобрать подходящий по смыслу ответ.

Голосовой помощник «Алиса» обучена поддерживать живой диалог с пользователями с помощью суперкомпьютеров «Яндекса», современных технологий машинного обучения и систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей.

«Алиса» — это разработка «Яндекса», которая является аналогом иностранных решений, например, Siri, Google Assistant и Alexa.

За 5 лет после выхода на рынок голосовой ассистент «Алиса» поселилась в смартфонах пользователей, умных колонках и мультимедийных устройствах на базе платформ «Яндекс.ТВ» и «Яндекс.Авто». Она умеет управлять умным домом, говорить шёпотом, читать сказки, отвечать на вопросы детей-почемучек, озвучивать книги и многое другое. «Алиса» умеет управляться с телефоном. Подписчики «Плюса» могут попросить её отвечать на подозрительные звонки, записывать разговоры и присылать расшифровки. Или, например, по просьбе пользователя «Алиса» может набрать номер из адресной книги.

Сторонние разработчики могут создавать и выпускать для остальных пользователей различные навыки для «Алисы».

С самого начала «Алиса» обладала собственным, узнаваемым голосом. У неё были проблемы: интонации хромали, эмоции скакали от слова к слову, а омонимы и вовсе ставили синтез в тупик. Ранняя «Алиса» звучала пусть и не как робот, но ещё и не как человек. За пять лет в «Яндексе» постоянно работали над «очеловечениванием» голоса «Алисы». Её разработка продолжается сейчас и продолжится в будущем. За первые годы после её создания сменилось несколько поколений голосового синтеза. Разработчики научили «Алису» расставлять интонации, отличать «замОк» от «зАмка» и многое другое. Недавно «Алиса» научилась управлять эмоциями и стилем своей речи.

Фактически зачатки «Алисы» появились в 2012 году, когда «Яндекс» начал заниматься голосовыми технологиями. В 2013 году появился инструмент для распознавания речи SpeechKit. В 2014 году «Яндекс» научился синтезировать голос и запустил экспериментальный проект «Яндекс.Диктовка».

© Habrahabr.ru