Фермеры США все еще пытаются добиться права ремонтировать собственные тракторы John Deere
Для того, чтобы владельцы смогли чинить свои тракторы, нужно изменить законодательство США об авторском праве
Фото: oticki/Thinkstock
Около года назад на Geektimes публиковалась статья об американском фермере Дэйве Алфорде, который много лет работает на собственном ранчо. Общая площадь ранчо составляет около 400 гектаров. Для обработки всей этой земли Алфорд использует большое количество техники, которая регулярно ломается. Дэйв предпочитать чинить все, что вышло из строя самостоятельно.
За три десятка лет владелец ранчо починил не один десяток тракторов. Не так давно он купил еще один — современный трактор John Deere 8520T. Здесь есть кондиционер и даже бортовой компьютер. Он может показывать, например, состояние двигателя. Если что-то выходит из строя, то компьютер сразу же показывает, какая именно система поломалась. Очень удобно — ведь можно все починить, зная, где и что нужно ремонтировать. Но на этом удобство и заканчивается, поскольку фермер не имеет права чинить трактор сам.
Дело в том, что программное обеспечение бортового компьютера трактора защищено производителем. Цифровую защиту DRM фермер взломать не имеет права (хотя Алфорд и знает, как это сделать, по его словам), поскольку он сразу же подпадет под действие закона Digital Millennium Copyright Act от 1998 года. За нарушение DMCA суд может обязать фермера выплатить полмиллиона долларов США или посадить его в тюрьму на несколько лет. Пока еще таких прецедентов не было, но все возможно.
Именно поэтому Дэйву при каждой поломке трактора приходится ждать специалиста компании, или везти технику в сервисный центр, который находится в 65 км от ранчо. Все это время работа стоит.
John Deere аргументирует запрет на самостоятельный ремонт тракторов покупателями тем, что неквалифицированный ремонт может вообще вывести систему из строя, а самозваный мастер сможет причинить себе вред. Понятно, что фермеры с этой точкой зрения не согласны, полагая, что раз трактор куплен, то все права на него принадлежат им.
Убежденность фермеров в том, что они должны получить полное право ремонтировать собственную технику, поддерживают многие представители других профессий — юристы, техники, специалисты по электронике. Но поддержка на словах — это одно, а лоббирование интересов — совсем другое. Кто-то должен был стать во главе команды, защищающей права фермеров. Этим человеком стал Кайл Вине (Kyle Wiens), основатель сообщества iFixit.
«Я не юрист. Я мастер по ремонту по роду своих занятий и специалист по разработке программного обеспечения по образованию. Я ремонтирую вещи — особенно те, что связаны с компьютерной техникой… Когда мой друг фермер хочет узнать, существует ли способ «настроить» защищенное программное обеспечение его трактора, я знаю, что это неправильно. Единственный способ преодолеть ограничения DMCA — попросить Бюро авторского права (United States Copyright Office) внести исключение в определенные статьи закона… В прошлом году было рассмотрено 27 предложенных исключений — и одно из них касалось ремонта техники и ПО для сельскохозяйственных систем», — пишет Вине.
По его словам, подать запрос на рассмотрение исключения к закону может любой человек. После подачи запроса за развитием ситуации можно лишь наблюдать, повлиять на процесс никак нельзя. Вине сделал все, что было в его силах. Он поддержал несколько исключений, помог подготовить и правильно подать всю документацию, собрал около 40000 отзывов в поддержку реформы законодательства в сфере авторского права. Кроме всего этого, Бюро авторского права требует юридически грамотных аргументов для предложенных исключений. Целая команда юристов, найденных Вине, работала над этим вопросом около года.
Обычные люди не могут нанять армию юристов, специализирующихся по вопросам авторского права. Основная проблема — деньги. Юристы — очень недешевое удовольствие, а хорошие юристы могут стоить целое состояние. В случае с реформой авторского права обществу противостоит целая армия хорошо обученных и оплачиваемых юристов-профессионалов, которые работают в интересах «Большого копирайта». За DMCA стоит Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America). Членами этой ассоциации являются шесть крупнейших голливудских студий: The Walt Disney Company, Sony Pictures, Paramount Pictures, 20th Century Fox, Universal Studios, Warner Bros. Также в союз входит Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (Recording Industry Association of America), Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр (Entertainment Software Association) и Альянс автопроизводителей США (Alliance of Automobile Manufacturers).
Все эти организации прилагают максимум усилий для предотвращения реформирования законодательства по авторскому праву. Каждое предлагаемое кем-либо исключение к закону оспаривается профессиональными юристами. По этой причине исключения к закону утверждаются крайне редко.
В прошлом году, однако, все пошло не по обычному сценарию. Огромная команда специалистов по авторскому праву безвозмездно решила помочь общественности «продавить» поправки к закону. В этом процессе приняли участие такие организации, как Electronic Frontier Foundation, Public Knowledge, Институт интеллектуальной собственности Южной Калифорнии и многие другие. Усилия увенчались успехом — Бюро авторского права США в 2015 году утвердило больше исключений, чем когда-либо. Одно из исключений касалось ремонта тракторов.
Казалось бы, все хорошо, можно праздновать победу. Но она оказалась далеко не полной. Да, исключения были утверждены. Но в отношении тракторов есть интересный нюанс — ремонтировать их может только сам фермер, владелец трактора. Не механик, не наемный специалист —, а фермер. Некоторые из них действительно в состоянии что-то сделать самостоятельно (если речь идет о настройке бортовых компьютерных систем), но есть и обычные пользователи, которые отлично знают, как трактор работает, но не в курсе того, что собой представляет ПО бортовой системы. То есть — приходится вызывать сертифицированного специалиста по ремонту тракторов John Deere.
А главное — через три года все вернется на круги своя. Поправки действительны всего три года. Через три года исключения к закону придется «продавливать» снова. И даже в случае еще одного успеха цикл повторится. Здесь уже нужно просить помощи не Бюро авторского права, требовать изменить законодательство нужно у Конгресса США. Пока Конгресс не изменит закон DMCA, ничего не изменится.