Властелин Колец
Привет Гиктаймс!
Не прошло и года, и вот она, новая порция фанатских теорий. Извините за долгое ожидание и спасибо всем, кто спрашивал, когда выйдут новые статьи! Это очень помогло.
В прошлом голосовании, с большим отрывом, победил Властелин Колец. На этот раз Q&A делать не буду, поскольку все равно приходится все дублировать в комментариях.
Начнем с того, что не смотря на огромное фан. сообщество, можно найти поразительно мало фанатских теорий посвящённых Властелину Колец. Причем большинство теорий явно написано о фильмах и для зрителей фильмов. Перепечатывать эти теории мне не хотелось, тем более, что многие мне не нравятся. Потому, мы не будем сегодня выстраивать фанатские теории, как обычно. Вместо этого, предлагаю продумать полноценную теорию заговора.
На всякий случай надо сказать (а то мало ли) что все это не всерьез, я не сторонник теорий заговора ни в каком виде, но если бы был, то предпочел эту.
Легендариум
Есть несколько типов повествования, в некоторых, события описываются как некая объективная истина. Мы наблюдаем за всем, будто сквозь окно. Но во Властелине Колец мы вовсе не объективный зритель, у этой истории есть рассказчик и не один. Независимо от того, смотрите ли вы фильм или читаете книгу, вы лишь следите за точкой зрения персонажа рассказчика.
Сильмариллион описывающий начало и, отчасти, конец мира, создан эльфами и представляет из себя сборник легенд. По сути, это аналог ветхого завета. С языка эльфов книгу перевел Бильбо. Также авторству Бильбо Бэггинса принадлежит история «Хоббит, или туда и обратно». Обе истории, позже были дополнены и отредактированы Фродо, который и описал все события Властелина Колец. Все вместе — это Алая Книга Западных Пределов
Кстати, именно этим объясняется разница между Хоббитом (по сути, детская сказка), и Властелином Колец.
Бильбо прошел через увлекательное приключение и сочинил сказочку по мотивам. Фродо, прошедший через ад, был больше похож на писателей потерянного поколения. Потому Властелин Колец получился намного детальнее и мрачнее.
После того, как Фродо уплыл с Эльфами в Аман, книга перешла Сэму, который вел в ней летопись Шира. Позже книгу попросил король Гондора Элессар (Арагорн). Он приказал своим писцам размножить книгу. В процессе копирования было внесено много изменений и именно эта версия дошла до наших дней (оригинал был утерян).
С тех пор, согласно Толкину, сменилось четыре эпохи (точную продолжительность эпох посчитать практически невозможно. По сути прошли сотни тысяч, а то и миллионы лет. Но не больше 100 млн, поскольку с земли видно скопление Плеяды). Тот вариант, который дошел до нас был переведен самим Толкином.
Эта история повествует об очень давних временах. И языки, и письмена тогда были совсем не такими, как те, что мы используем сейчас. Все языки здесь заменяет английский.
Из предисловия к Хоббиту
Таким образом, сам автор становится персонажем, который перевел историю рассказанную другим персонажем. В таком ключе, многие события можно поставить под сомнение. Мало того, что их описывает хоббит (а хоббиты существа довольно недалекие), так еще и столько изменений и черт знает что было с книгой за сотни тысяч лет.
Учитывая, как мало мы знаем о прошлом Земли, Властелин Колец мог случится два раза, и мы бы об этом не узнали.
В норе по землей жил xоббит
В Сильмариллионе есть информация о происхождении людей, эльфов и гномов. Но откуда появились хоббиты (как и орки) никто не знает. Возможно именно потому кольцу так трудно совратить xоббита, ведь Саурон не брал их в расчет и практически ничего не знал о них, когда создавал кольцо.
Есть теория, согласно которой xобиты — это растения, созданные женами Энтов. Согласно другой теории — они смесь гномов и Эльфов. Сам Толкин, говорил, что хоббиты — ближе к людям и являются параллельной ветвью эволюции. На этом фоне, очень забавно выглядят определенные археологические находки 2003-го года.
Маг никогда не опаздывает
На момент, когда происходят события Властелина Колец, магия постепенно покидает мир. Это забавно, поскольку параллельно, люди получают все больше власти и знаний (что-то мне это напоминает).
Тут очень примечателен персонаж Гендальфа. Если подходить к людям на улице и спрашивать про самых известных магов в художественной литературе и кино, Митрандир, определенно, окажется в тройке лидеров. Между тем магичность мага Гендальфа вызывает много вопросов. Если бегло вспомнить фильм, то вы сможете назвать не так много мест, где Гендальф применял свои магические навыки.
Начнем с того, где же «хранится» магия Гендальфа. Когда остатки братства прибывают в Рохан, Гримма, опасаясь Гендальфа, просит отнять у него посох. Гримма, как мы помним, служит Саруману. Т.е. можно предположить, что он намного лучше прочих осведомлен, в чем именно опасность Гендальфа и он предполагает, что опасность исходит из посоха.
Кстати и Саруман именно отнял посох у Гендальфа в сцене в башне. Этот бой, конечно, больше походил на магию. Да и руками они махали, но (!) важно понимать, что рассказчик у нас все еще Фродо, а в момент битвы присутствовали только Гендальф и Саруман. И только Гендальф мог рассказать Фродо, как было дело. А Гендальф, похоже, заинтересован в том, чтоб поддерживать свой магический престиж.
Если Гендальф может швырять людей силой мысли, разве не разумнее было бы делать это в боях с орками, например? Но вместо этого, мы видим выдающееся владение мечом, да и посох чаще используется как оружие ближнего боя. Такое умение не появляется из ниоткуда. Получается Гендальф тратит много времени на то, чтоб поддерживать боевую форму. Но вот с магией у него похуже.
После пролога, в фильме, Гендальф приезжает в Шир. Тут, много моментов на которые стоит обратить внимание. В этой сцене, например, и в книге и в фильме все показывается таким образом, будто Гендальф пугает Бильбо некой магией, хотя он мог просто использовать естественное физическое превосходство + игра теней от огня в камине.
Второй момент, и он намного интереснее. Гендальф устраивает представление с помощью кучи фейрверков. Последние могли показаться магическими недалеким хоббитам, но дело даже не в этом. Во-первых, зачем магу нужны фейрверки, для того, чтоб развлекать Хоббитов? Неужели не нашлось подходящего заклинания? Чуть позже Гендальф ведь не чурается пускать магические дымные корабли (тут надо сказать, что современные Вейперы тоже нашли бы чем поразить Бильбо)
Во-вторых, фейрверки, как и бенгальские огни (как и многое другое) в нашем мире появилось только благодаря военному применению. Основа фейрверков — порох, либо что-то другое горящее и взрывающиеся. Неужели Гендальф не смог найти лучшее применение пороху, чем развлечение для Хоббитов?
Забавно, что порох (или аналог) применялся также орками при осаде Хельмовой пади. Именно благодаря бомбе (и тому, что стену Хедьмовой Пади, видимо, проектировал тот же человек, что и Звезду Смерти), они прорвали оборону.
Таким образом, Гендальф и Саруман знают тайну пороха, но ни один из них не использует ее, чтоб вооружить свое войско. Хотя я сходу могу придумать кучу моментов, когда огнестрельное оружие, или бомбы, могли переломить ход войны в ту или иную сторону.
Вернемся к серому (пока что) магу. В одной из сцен Сэм просит Гендальфа не превращать его в лягушку, хотя нет никаких свидетельств, того, что Гендальф вообще это умеет.
По этой сцене и многим другим, складывается впечаталение, что жители Средиземья вообще не представляют, на что способен Гендальф, но безоговорочно уверены в его «магичности» благодаря нескольким умелым трюкам.
Вот сцена с Балрогом, где Гендальф обрушивает мост. По крайней мере, так показалось перепуганному Хоббиту. И что он увидел — Гендальф сказал «ты не пройдешь» и Балрог упал. Но в последствии не значит в следствие. Барлог, очевидно, здоровенная тварь, а мост узкий, построенный гномами и рассчитанный на гномов, много лет не видавший планово-ремонтных работ. Его обрушение могло произойти и по более естественным причинам, а волна, которую мы видим перед этим, если она только не была плодом воображения шокированного Фродо, который потерял друга, может иметь объяснение проще, чем магия.
Законы повествования кино не так уж сильно отличны от литературных, и слабость плохих фильмов часто в преувеличении, и во внедрении ненужных деталей, что происходит от непонимания сути оригинала. Ц. внедрил «волшебный замок», бессчетное множество орлов, заклинания, голубые вспышки и неуместную магию (например, парящее тело Фарамира).
Письмо #210 к Форесту Акерману, июнь 1958 г. (Дж.Р.Р. Толкиен)
(Комментарии Толкиена по поводу киноверсии Властелина Колец)
Важно сказать, пока меня не распяли, я не считаю Гендальфа «плохим парнем». Наоборот, его персонаж кажется мне только интереснее с этой точки зрения. Он не просто умен, его хитрость достигает гениальных размахов. Он великолепный стратег, что показала его атака на орков у Хельмовой Пади и оборона Минас Тирита.
Согласно теории, Гендальф заручился поддержкой орлов на пути в Ривендел, но он не мог поделиться планом с остальными, поскольку опасался шпионов Саурона. Согласно плану Гендальфа, братство кольца должно было направится в долину, где обитали Орлы, сразу после прохода через Мглистые Горы. Неприятности в Мории смешали его карты. После возвращения в качестве Гендальфа белого, он забыл практически все, что было в его прошлой жизни и, потому не воспользовался своим планом. Да и братство к тому времени распалось и план больше не подходил.
В качестве свидетельства в пользу этой теории приводится фраза Гендольфа перед падением. Он говорит: «Fly, you fouls!». Что, по идее значит «Бегите, глупцы», но дословно может быть переведено, как «летите глупцы».
Честно говоря, я думаю, что эта теория не выдерживает никакой критики. Для начала, идея лететь в Мордор на Орлах — глупая. В смысле, как это должно было выглядеть на совете:
— Нам нужен план, как незаметно пробраться в самое сердце крепости врага, не привлекая внимание и на дав ему понять, что кольцо у нас.
— У меня есть идея, давайте возьмем 9 орлов, каждый размером с повозку, и полетим прямо к роковой горе. Я уверен, тот глаз на башне просто для вида и не сможет нас засечь, даже, когда мы, сделав круг почета и помахав ему крылом не приземлимся на роковой горе.
Помимо этого, план доставить кольцо в Мордор родился на совете, Гендальф не мог заранее все спланировать не зная плана.
Даже, если предположить, что они могли бы пролететь до Мордора незамеченными (хотя не смогли бы). Но дальше им надо было пролететь над толпами орков и встретиться с ними у подножия горы. А как насчет того, что кольцо, обладающее собственной волей, вполне могло упасть в полете и катиться со всех ног до первого попавшегося орка?
Помимо прочего, орлы ничего не должны Гендальфу. Он помог одному из них, но в ответ, тот же орел спас Гендальфа из Изенгарда, после битвы с Балрогом, а также помог забрать Фродо и Сэма с роковой горы.
В конце же, на орлов вполне можно было положиться. Тут стоял выбор — умереть, либо возможно умереть. Орлы могли не справится, их могли перехватить Назгулы, но это уже не было важно. Задание выполнено.
И кстати, вот отрывок из того же письма Толкиена по поводу несостоявшейся (к счастью) экранизации:
Здесь мы в первый раз встречаемся с орлами. Мне кажется, орлы — самая большая, и ничем не оправданная, ошибка Ц. Орлы — опасное орудие. Я использовал их чрезвычайно редко, использовать их больше было бы и неправдоподобным, и невозможным. И каким же это образом можно оседлать орла Мглистых Гор в Шире? Это полный абсурд, это делает неправдоподобной поимку Гэндальфа Саруманом, и также лишает побег Гэндальфа всякой тайны.
Властелин Колец
Гендальф не единственный «немагичный» магический персонаж. Саурон — главный антогонист в книге и фильме, так? Но вот он ничего не сделал на протяжении истории. Есть Око и есть кольцо. С помощью палантира можно с ним «поговорить», но никак не объясняется, что есть Саурон. Если предположить, что Сильмариллион — это сборник легенд, а не истинная хронология, то не найдется подтверждений тому, что Саурон — вообще существует.
Надеюсь вскорости подарить вам две книги, о которых по крайней мере одно критическое замечание окажется справедливым: они чрезмерно длинны! Одна — продолжение к «Хоббиту», которое я только что закончил спустя 12 лет (нерегулярных) трудов. Боюсь, эта книга в три раза длиннее, предназначена не для детей (хотя вовсе не обязательно для них совсем уж непригодна) и местами довольно мрачна. Мне кажется, она гораздо лучше (но по-другому). Вторая — чистой воды миф, легенды прошлого, достаточно далекого уже во времена Бильбо
Из письма Толкина к Номи Митчисон
13 декабря 1949
.
Есть интересная теория, о том, что кольцо обладает не только волей, но и сознанием. И сознание это зовет себя Голлум. Имя Голлум могло быть взято из древненорвежского языка, в котором есть слово gull (другая форма — goll), которое означает «золото, сокровище, драгоценность», а в словосочетании fingr-gull также обозначает «кольцо».
Если вспомнить, три разных персонажа (Исильдур, Голлум и Бильбо) называли кольцо прелестью, а тут, на 1:54, Бильбо говорит «Голум». т.е. влияние кольца — это не просто стремление, это осознанные фразы и, даже, поведение. Кольцо действует как паразит с одной стороны (теряется первоначальный облик, изменение поведения) и симбиот с другой (увеличение продолжительности жизни, невидимость). Я не уверен насчет Голлума., но тут тоже есть о чем подумать… Основные тактические решения принимал Саруман, вплоть до падения Изенгарда. Также у Саурона был свой «голос», обычный человек, сообщающий волю темного владыки и есть король колдун, предводитель войск. Т.е. в каком-то смысле Большой Брат Саурон существует, но скорее как набор идей.
Я мог бы представить Саурона альтернативой «Скайнета». ИИ, заключенный в оболочку, но уничтоженный давным давно. Однако, информация о нем скопирована в кольцо. К счастью, в защиту этой теории нет свидетельств, так что теория не о том.
Все тот же закон Кларка
Представьте, на секунду, что Гендальф, Саруман, Саурон, Эльфы и многие другие сверхъестественные существа — сверхразвитая цивилизация, земная или инопланетная. Используя высокотехнологичные приспособления, они могли произвести впечатление на обитателей земли.
В фильме создается впечатление, что люди в Средиземье довольно развиты в ремеслах, но это не так.
Отчего Гандальв и Теоден не выходят на открытое место перед дверями, как сказано у меня? Да, я отчасти обогатил культуру «героических» рохиррим, однако до застекленных окон, которые можно распахнуть, дело не доходит!!! Можно подумать, мы в отеле. («Восточные окна» чертога, II 116, 119[345], представляли собою лишь узкие, незастекленные прорези под свесами крыши.)
Из письма о киноадаптации Циммермана
Т.е. по сути в те времена могли быть не изучены металлы. Тогда мифрил мог бы оказаться алюминием, а любой прочный сплав показался бы людям неразрушимым. Даже золото могло оказаться слишком твердым для людей того времени, не говоря уже о стали.
Что особенно интересно, в конце все эльфы уплывают в Аман (читай рай), забрав с собой Фродо в награду, попасть туда можно только на эльфийском корабле. Так может Аман и вовсе не на земле?
У меня мало подтверждений этой теории, выглядит она расхлябано и я еще многое не додумал. И все же, мне кажется нет особенно сильных противоречий, если учесть, что книгу писал Хоббит. Также в процессе я наткнулся на книгу «Последний Кольценосец» где, похоже как раз рассказываются события Властелина, но без магии. К сожалению я не успел прочитать книгу, но буду рад, если в комментариях отпишутся те, кто читал.
Сам Толкин, кстати, не ставил большой разницы между технологией и магией. И недолюбливал их независимо от названия.
Я терпеть не могу Аллегорию — аллегорию сознательную и умышленную, — и, однако ж, все попытки объяснить сущность мифа и волшебной сказки по необходимости задействуют язык иносказания. (И, конечно же, чем больше в истории «жизни», тем с большей легкостью к ней применимы аллегорические интерпретации;, а чем лучше сделана намеренная аллегория, тем скорее ее воспримут просто как историю.) Как бы то ни было, во всей этой писанине{150} речь идет главным образом о Падении, Смертности и Машине. О Падении — неизбежно, и мотив этот возникает в нескольких формах. О Смертности, тем более что она оказывает влияние на искусство и тягу к творчеству (или скорее к вторичному творчеству), у которой вроде бы нет никакой биологической функции и которая не имеет отношения к удовлетворению простых, обыкновенных биологических потребностей, с каковыми в нашем мире она обычно враждует. Это стремление одновременно сочетается со страстной любовью к первичному, настоящему миру и оттого исполнено ощущения смертности — и в то же время миром этим не насыщается. В нем заключены самые разные возможности для «Падения». Оно может стать собственническим, цепляясь за вещи, созданные «как свои собственные»; творец вторичной реальности желает быть Богом и Повелителем своего личного произведения. Он упрямо бунтует против законов Создателя — особенно же против смертности. И то, и другое (поодиночке или вместе) непременно ведет к жажде Власти, и того, чтобы воля срабатывала быстрее и эффективнее, — и отсюда к Машине (или Магии). Под последним я разумею любое использование внешних систем или приспособлений (приборов) вместо того, чтобы развивать врожденные, внутренние таланты и силы или даже просто использование этих талантов во имя искаженного побуждения подчинять: перепахивать реальный мир или принуждать чужую волю. Машина — наша более очевидная современная форма, хотя и соотносится с магией теснее, нежели обычно признается
Слово «магия» я использовал не вполне последовательно; эльфийская королева Галадриэль даже вынуждена объяснять хоббитам, что они ошибочно употребляют это слово как для обозначения уловок Врага, так и действий эльфов.
.Из письма к Мильтону Уолдману
Если бы тебе удалось наконец сбежать из Королевских ВВС, я бы по крайней мере хоть сколько-то успокоился. И я надеюсь, если перевод и впрямь состоится, это будет на самом деле перевод и переаттестация. Просто выразить тебе не могу всю степень моего отвращения к третьему роду войск, — которое тем не менее может (а для меня так и есть) сочетаться с восхищением, признательностью и превыше всего жалостью к юношам, в него угодившим. Но истинный злодей — это военный самолет. И ничто не в силах утишить моего горя от того, что ты, мой самый любимый человек, с ним хоть сколько-то связан. Чувства мои более-менее сопоставимы с теми, что испытал бы Фродо, если бы обнаружил, что какие-то хоббиты учатся летать на назгульских птицах «во имя освобождения Шира».
Из письма Кристоферу Толкину
Наследник
Если предыдущая теория вам могла не понравиться, то эту, думаю, вы оцените.
Известно, что Король Элессар (Арагорн), основал свой правящий дом: Тельконтар. Можно предположить, что Дом Тельконтар множился и процветал. Наличие эльфийской крови должно было продлить жизнь и сделать потомков Арагорна довольно живучими. Сотни тысяч лет, а то и миллионы изменяли написание, особенно учитывая, что письмо было забыто и изобретено заново. Таким образом Тельконтар превратился в Телькон, а еще позже в Толкин. Возможно прочие потомки Арагорна уже пытались рассказать части книги, таким образом появились Кольца Нибелуногов, История о Короле Артуре, Беовульф (и многое другое, чем на самом деле вдохновлялся автор). Почему же только Толкин рассказал историю целиком? Просто, будучи одаренным филологом, он изучал языки так долго, что смог перевести Алую книгу (написанную на нескольких языках) и руны.
Таким образом, Толкин — один из потомков Арагорна и хранитель Алой Книги.
На этом все. Извините, если получилось сумбурно, писать приходилось с огромными перерывами. В любом случае, спасибо, что дочитали. Пишите, что думаете и голосуйте за следующую тему для статьи.