Лекции ВШБИ: геймдизайн и оперирование игр

Ажиотаж вокруг игровой индустрии среди россиян различных возрастных групп не утихает — все больше людей, особенно молодежи, начинают относиться к играм не только как к развлечению, но и рассматривают разные виды работы в игровой индустрии в качестве своего призвания. К сожалению, для многих из них вопрос о том, как попасть в так называемый геймдев, остается не просто открытым, а даже тайной за семью печатями. Чтобы приоткрыть завесу этой тайны, в рамках проекта »Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» прошел целый цикл лекций под общим названием:»Создание онлайн-игр: геймдизайн, монетизация, оперирование и продвижение», вели который преподаватели нашей программы «Менеджмент игровых интернет-проектов». Под катом вы найдете их видео и конспекты.

001a12d7a6d24ef08bad52b5b547b486.jpg

В первых двух из них лекторы — я сам и научный руководитель нашей программы Константин Сахнов (@Kallist) — рассказали слушателям о базовых понятиях в сфере разработки онлайн-игр. Лекция Константина Сахнова — »Основы геймдизайна или как создаются виртуальные миры» открыла цикл повествованием о профессиях, связанных непосредственно с разработкой и воплощением в жизнь игровых вселенных. Ознакомиться с лекцией в полном объеме вы можете в видео ниже:

Геймдизайнеры разные важны, геймдизайнеры разные нужны


Работа геймдизайнера, исходя из лекции Константина, может сильно различаться в зависимости от компании и проекта. В современных компаниях принято условно делить специалистов команды разработки на три большие категории:

технарей, отвечающих за техническую составляющую конечного продукта — как правило, эта работа наиболее сложная и высокооплачиваемая; художников  — специалистов, отвечающих за визуальную составляющую игры; идеологов — людей, которые игру придумывают и управляют ее разработкой, и именно в эту группу входят геймдизайнеры. В инди-команде, чаще всего сильно ограниченной как в финансовых, так и в человеческих ресурсах, всего один специалист может перекрывать всю роль или выполнять сразу несколько из этих крупных ролей.

663b720d5f2a4c79bc71208c5b8f0f42.jpg

Виды деятельности геймдизайнера, согласно лекции Константина, подразделяются на несколько категорий. Для создания полноценной и интересной потребителю игры, на долю этих специалистов выпадает:

  • креатив — придумывание уникальных элементов, отличающих игру от прочих;
  • левелдизайн или же проектирование уровней со всеми их составляющими (подземельями, мобами, боссами, etc), а также работа с контентом;
  • создание сценария — истории мира, сюжета, который будет двигать по нему игрока к различным целям;
  • тщательная аналитическая работа по расчету численных характеристик игры, ее экономики;
  • математические расчеты различных характеристик и их балансировка.

Математика — царица наук и геймдизайна


Основная часть лекции была посвящена именно различным видам балансировки характеристик, а также необходимым расчетам. Для многих слушателей стало откровением то, что основная часть работы геймдизайнера связана с довольно сложной математикой. Константин привел много примеров математических уравнений и формул, без которых не обойтись, например, в расчете баланса сложности прохождения — любая игра, по его словам, должна быть достаточно сложной, чтобы оставаться интересной, но и достаточно простой, чтобы игрок не уходил после нескольких поражений. На примере Candy Crush Saga и своеобразного подхода разработчиков к уравновешиванию сложности (который считается одним из лучших в мире) Константин показал, насколько важно точно смоделировать момент, когда игрок уже готов бросить, чтобы резко снизить для него уровень — выложить на поле конфетку-бомбу, «взрывающую» поле.

696798635d06468db987f9a8be6e5fa3.JPG

Не матаном единым


Однако баланс балансом, но мало какой игрок будет доволен им одним. Важным направлений работы является и нарративный дизайн. В своей лекции Константин привёл примеры задач, которые выполняют сценаристы, в частности формирование персонажей и их архетипов, а также их взаимодействия в накале драмы.

Не менее важная составляющая любой игры, с работы над которой, кстати, начинают многие из новичков в геймдизайне — это контент-менеджмент. На этой монотонной ручной работе они совершенствуют свои навыки, а затем повышают свою эффективность, в том числе и развивая навык программирования, непосредственно связанный с добавлением в игру различных объектов. Такие специалисты развиваются в левел-дизайнеров или программистов игровой логики.

a3031842f2374b05a8aa22de2d61e1e3.JPG

Последней Константин разобрал деятельность геймдизайнеров в сфере аналитики. Эти специалисты работают на стыке игровой механики и бизнес-параметров: рассчитывают удержание, привлечение, эффективность решений, монетизацию. Одним из самых интересных методов, приведенных в качестве примера, был расчет LTV (общей прибыли компании, получаемой с одного клиента за все время работы с ним) — для этого понадобилась математика высшей школы и взятие интегралов.

В заключение и для особо интересующихся, Константин дал практические рекомендации по тому, как стать геймдизайнером и как попасть в геймдев, а также ответил на вопросы слушателей. Подробный конспект лекции можно почитать на сайте ВШБИ: конспект.

69a2a5a3ae9a48308deb63d2311fa1db.jpg

Кто он, загадочный продюсер онлайн-игр?


Вопросы оперирования и запуска компанией своих или сторонних игр были рассмотрены уже в моей лекции »Работа в игровой индустрии: оперирование игр». Если о разработке онлайн-игр многие имеют хоть какое-нибудь представление, то при слове «оперирование» у обывателя могут возникнуть самые разные ассоциации. Целью моей лекции стало разъяснение того, что представляет из себя работа в этой сфере игровой индустрии.


Оперирование игр — это запуск и поддержка успешного функционирования игры на рынке. Это может быть как купленная по лицензии игра внешних разработчиков, так и продукт собственной разработки. Цель оператора — зарабатывать деньги. Специфика оперирования во многом зависит от платформы, на которой компания собирается запускать свой продукт.

Четыре «кита» оперирования и сердце «моря»


Процессы оперирования базируются на четырех основных видах деятельности: монетизации, привлечении новых игроков, удержании текущих, а также возврате ушедших. Эти четыре «кита» в любом успешном проекте должны гармонично дополнять друг друга — в случае качественной и вдумчивой работы над ними эти процессы позволят не только радовать разные категории игроков, но и эффективно поддерживать продукт, зарабатывая хорошие деньги.

0d00d422be0d4ba78aaba03158a2b7f4.jpg

Для управления этими четыреми «китами» необходима сплоченная команда. Ее головой и сердцем является продюсер — именно он обеспечивает игре все необходимые ресурсы как для запуска, так и для последующей поддержки с непрерывным ростом ключевых показателей. Продюсер является связующим звеном между командой, руководством, разработчиками и игроками. Он знает об игре все. Он единый информационный центр, в котором сходятся все нити управления проектом и информационные потоки, а он как прокси их пропускает через себя и выдает на нужные каналы. Рассказ про ключевые направления работы продюсера и примеры из практики смотрите в подробном конспекте лекции.

Команда — наше все


В команду оперирования также входят специалисты маркетинга и PR — они работают в первую очередь по направлению привлечения игроков, а также удержания и возврата игроков. Это в том числе и работа со СМИ и блогерами, и управление трафиком, и запуск спецпроектов, и проведение оффлайн мероприятий, и многое другое.

Ведением коммуникаций с игроками занимаются коммьюнити-менеджеры. В их компетенции входит написание материалов для внутренних ресурсов игры (сайт, паблики в соцсетях, ведение форума), сбор фидбека и др. Ну, а решением проблем игроков через службу поддержки занимаются гейм-мастера. Они чаще всего растут в профессиональном плане до продюсера проекта.

7cd1601611d94c8ca37b908d0d047e40.jpg

Кроме того, в команду входят такие специалисты, как локализаторы, тестировщики, дизайнеры, веберы и админы и многие другие, об особенностях работы которых можно почитать в детальном конспекте лекции на сайте ВШБИ: конспект.

959d54228aab4d46a0af2b0a11a889a6.jpg

Каковы результаты?


Обе лекции цикла направлены на то, чтобы дать слушателям базовое представление о процессах разработки, запуска и дальнейшего оперирования онлайн-игр. Мы постарались рассказать самое основное о том, люди каких профессий и специальностей востребованы в этой сфере, а также, в чем заключается их деятельность. Чем геймдизайнер отличается от продюсера игры и как связаны их команды? На эти и многие другие вопросы в ходе лекций были даны подробные ответы, объясняющие разницу между двумя наиболее важными составляющими работ над онлайн-играми — разработка и оперирование.

Если у вас есть вопросы по геймдизайну и оперированию игр— задавайте, отвечу в комментариях.

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru