Facebook разрабатывает ИИ для игры в Го
Японская игра Го насчитывает многие тысячи лет. Несмотря на то, что правила игры довольно простые, создать программу, которая могла бы выиграть у опытного игрока-человека пока не удается. Да, программы есть, и они весьма хороши, но у профессионалов такая программа выиграть пока не в состоянии. Сейчас корпорация Facebook решила взять решение проблемы в свои руки, и создать самообучающуюся систему с элементами ИИ, которая способна победить любого человека.
Правила у Го очень простые, да, но вот машине в эту игру играть сложно, поскольку вариантов — огромное количество, и просчитать все за вменяемое время пока ни один компьютер не в состоянии. А вот человек, с его вроде как ограниченными возможностями по проведению сложных вычислений за определенное время, оказался неожиданно хорош при игре в Го. По словам представителей компании, большинство хороших игроков использует визуальные паттерны для определния хороших или плохих ходов, и здесь огромную роль играет интуиция.
Разработчики ИИ для игры в Го собираются создать систему, которая сочетает в себе элементы обычной компьюетной программы, просчитывающей ходы в огромном количестве вариантов, и системы, распознающей визуальные паттерны на доске, определяя оптимальный вариант хода.
Сама эта задача является частью более обширного проекта, цель которого — изучение вопроса глубокого обучения (Deep learning). Под термином «глубина» в данном случае понимается глубина графа вычислений модели — максимальная длина между входным и выходным узлами конкретной архитектуры. В случае, например, простой нейронной сети прямого распространения глубина соответствует количеству слоев сети. Термин 'глубокое обучение' акцентирует внимание на сложности обучения внутренних (глубоких) слоев многослойной сети, которые плохо поддаются классическим методам обучения, таким как метод обратного распространения ошибки.
Для того, чтобы победить человека в Го, компьютерную систему научат «думать», как человек.
В общем-то, делается это не для удовольствия или удовлетворения чистого любопытства исследователей (хотя и это тоже), а для создания компьютерных систем, которые способны работать по примерно тому же принципу, по которому работает и мозг человека. В дальнейшем такие технологии будут использоваться социальной сетью в собственных целях. Например, сейчас компания создает версию социальной сети для людей с какими-либо проблемами зрения. Так, на вопрос «что держит человек в руке», система сможет ответить достаточно развернуто и понятно для спрашивающего.
Виртуальный помощник Facebook, М, также будет основан на этой технологии, анализируя и изучая запросы пользователей, с целью улучшения своей работы и отвечая так, как это сделал бы человек.