Atari: от рассвета аркад до заката легенды

Нолан Бушнелл — основатель компании Atari. Источник

Нолан Бушнелл — основатель компании Atari. Источник

Американская компания Atari внесла огромный вклад в историю аркадных игровых автоматов, игровых консолей, домашних персональных компьютеров и самих игр. Такие игры, как Pong, Asteroids, Breakout и Missile Command, стали легендами и до сих пор любимы миллионами людей во всём мире. И мы, в преддверии очередного дня рождения компании, хотим вспомнить сами и напомнить вам основные вехи её развития.

До наших музейных полок добрались некоторые игры и устройства, которые создавались в компании в разные годы. И в любой день вы можете прийти и познакомиться с ними в Яндекс Музеях Москвы и Санкт‑Петербурга. Надеемся, что после прочтения у вас действительно появится желание прикоснуться к этой очень важной части истории игропрома, — даже для тех, кто уже знаком с темой, найдутся новые интересные факты.

1971. Computer Space

История берет своё начало в 1971 году, с появления первого в мире аркадного автомата Computer Space. Сама игра была разработана Ноланом Бушнеллом и Тедом Дабни — будущими основателями Atari, а производились автоматы Nutting Associates. Игра по совместительству стала первой доступной для широкого круга людей: хотя само понятие цифровых игр зародилось на 10 лет раньше, они оставались привязанными к редким большим мэйнфреймам, на которых и были разработаны.

Computer Space, космическая «леталка‑стрелялка» для одного или двух игроков (в зависимости от кабинета),  была создана по мотивам одной из таких игр — Spacewar! для DEC PDP-1.

Рекламная брошюра автомата Computer Space. Источник

Рекламная брошюра автомата Computer Space. Источник

В игре предстоит управлять ракетой, участвующей в сражении с несколькими летающими тарелками. Действие происходит на фоне звёздного неба. Цель состоит в том, чтобы нанести вражеским космическим кораблям больше ударов, чем они игроку, за определённый отрезок времени. Победа даёт право на бесплатный раунд.

Всего было продано более тысячи машин, и для молодых Бушнелла и Дабни это был исключительный успех, подаривший им веру в будущее видеоигр. Однако сама Nutting Associates рассчитывала на большее, и, по информации MIT Press, игра была признана переусложнённой и неудачной даже самими создателями, несмотря на инновационность и футуристичный дизайн корпуса из стекловолокна.

1972. Pong

Тем не менее, заработанных денег товарищам хватило на то, чтобы создать свою компанию Syzygy (сизигия — это астрономический термин), дабы продолжить разрабатывать электронные игры. Правда, скоро выяснилось, что название уже занято, и Бушнелл выбрал термин «атари», обозначающий в логической игре ГО предупреждение перед атакой. Сам Нолан говорил, что выбрал это слово за его «агрессивность».

Atari Inc. стала публичной компанией 27 июня 1972 года. Для работы был снят офис размером в 158 квадратных метров в городе Санта Клара, Калифорния. Первым нанятым инженером компании стал Аллан Алкорн, специалист в электронике и компьютерных науках.

Пропуск Аллана Алкорна, инженера и третьего после основателей сотрудника Atari. Копирайт: Atari, Inc. / Computer History Museum

Пропуск Аллана Алкорна, инженера и третьего после основателей сотрудника Atari. Копирайт: Atari, Inc. / Computer History Museum

До работы в Atari у Аллана Алкорна не было опыта разработки игровых автоматов. Pong, электронный аналог пинг‑понга, стал его учебным заданием. На то время подобная механика с двумя «ракетками» и шариком, летающим между ними, уже была реализована на первой игровой консоли Magnavox Odyssey. В 2011 году Бушнелл заявил, что он был вдохновлён предыдущими версиями электронного тенниса, в которые ему довелось играть, но конкретные игры не уточнял.

При этом собрать подобную игру было непростым делом. Обе версии Magnavox и Atari не были чисто программным обеспечением. Это была дискретная схема электрических компонентов, не содержащая программируемого процессора, ведь иначе стоимость получилась бы слишком большой, что определённо не подходило, особенно домашней приставке.

В ноябре был собран первый прототип игры Pong, который состоял из небольшого чёрно‑белого телевизора, нескольких электронных плат, деревянного корпуса и монетоприёмника из стиральной машинки с бункером для монет из упаковки от молока. Получившийся автомат впечатлил Бушнелла и Дабни, и было решено проверить его популярность на практике.

Прототип установили в баре Andy Capp’s города Саннивейл в американском штате Калифорния и через две недели получили сообщение: «Машина сломалась». Выяснилось, что монетоприёмник был полностью забит 25-центовыми монетами. Можно сказать, что всемирная видеоигровая индустрия зародилась именно в этот момент.

Прототип игрового автомата Pong. Копирайт: Mark Richards / Computer History Museum

Прототип игрового автомата Pong. Копирайт: Mark Richards / Computer History Museum

29 ноября игра Pong была официально представлена, и первые 12 серийных автоматов были собраны и размещены в барах штата Калифорния. Pong был простым и понятным простому посетителю, поэтому быстро стал суперхитом. Бары, кафе, рестораны и игровые залы захотели Pong себе. Производство и продажа шли как в США, так и за рубежом. Всего было продано больше 8000 оригинальных игровых автоматов. 

В 1973 году Энтони Ф. Маринчич (Fred Marincic) присоединился к Atari в качестве секретаря-казначея. Маринчич ранее работал в Fairchild, крупном производителе электронных компонентов, который в будущем станет серьёзным конкурентом Atari, пусть и ненадолго. Фред стал пятым сотрудником.

На снимке (слева направо): Тед Дабни, Нолан Бушнелл, Фред Маринчич и Аллан Алкорн рядом с серийным игровым автоматом Pong. Копирайт: Allan Alcorn / Computer History Museum

На снимке (слева направо): Тед Дабни, Нолан Бушнелл, Фред Маринчич и Аллан Алкорн рядом с серийным игровым автоматом Pong. Копирайт: Allan Alcorn / Computer History Museum

1975. Home Pong

Оглушительный успех игрового автомата Pong заставил Atari не сидеть на месте, а пытаться расширить успех. В 1974 году инженер компании Гарольд Ли предложил домашнюю версию игры Pong: приставку Home Pong. Она подключалась к обычному телевизору, а для управления использовались две крутящиеся ручки как у радиоприёмника (они ещё называются Paddle).

Развитие микроэлектроники и технологий производства интегральных микросхем позволило сделать приставку компактной. Игра была представлена в 1975 году и продавалась через сеть магазинов Sears, став её самым популярным товаром. За рождественские праздники было продано больше 150 тысяч Home Pong.

Домашняя версия автомата Pong. Источник

Вообще, в течение 70-х и 80-х годов было создано огромное количество вариаций «Понга»: как от самой Atari, так и от множества других компаний, среди которых известная сегодня Nintendo.

Современный механический автомат с игрой. Источник

Современный механический автомат с игрой. Источник

А это редкая вещь из Яндекс Музея. Советский клон Pong — Палестра 02. Выпущена в 1978 году

А это редкая вещь из Яндекс Музея. Советский клон Pong — Палестра 02. Выпущена в 1978 году

Тем временем полным ходом шла разработка совершенно новой консоли, которая бы позволила играть не только в Pong и кучу его вариаций, а в совершенно разные игры на отдельных носителях. Этим занималась дочерняя компания Cyan Engineering, расположенная там же в Калифорнии, — Atari купила её в 1973 году как раз для этой цели. Интересный факт — офис компании находился в переоборудованной заброшенной больнице.

Прототип игровой приставки Atari VCS (2600). Копирайт: Mark Richards / Computer History Museum

Прототип игровой приставки Atari VCS (2600). Копирайт: Mark Richards / Computer History Museum

1976. Breakout

В 1976 году был представлен новый игровой автомат для одного игрока — Breakout. Идея этой игры возникла у Нолана Бушнелла и вице‑президента по инжинирингу Стива Бристоу годом ранее на волне успеха приставки Home Pong.

В Breakout игрок должен был разбивать ряды цветных кирпичей, отбивая мяч битой‑ракеткой. Инженеры Atari отнеслись к этой идее без энтузиазма, считая, что время аркадных игр с битой и мячом уходит. В итоге за эту задачу, предварительно заручившись поддержкой своего друга Стива Возняка («Воза»), берётся Стив Джобс, сотрудник Atari с табельным номером 40.

Возу удалось разработать механики игры и электрическую схему автомата, где он уменьшил количество микросхем с планируемых 120 корпусов до 40. В окончательный вариант электрическая схема Возняка не вошла, но игровой дизайн и механики сохранились. Джобс получил 700 долларов США за разработку и 5000 долларов за уменьшение количества микросхем на плате — из которых Возу досталось только 350 долларов.

Стив Джобс и Стив Возняк в 1976 году. Источник

В начале Breakout восемь строк кирпичей — по две каждого из четырёх цветов. Управлением и игровым процессом игра похожа на Pong, но вместо того, чтобы забивать голы, игрок должен разрушить как можно больше кирпичей, отправляя в сторону стены шарик с помощью ракетки. Жёлтые кирпичи приносят одно очко каждый, зелёные — три очка, оранжевые — пять, а самые верхние, красные кирпичи, приносят семь. Задача усложняется тем, что ракетка укорачивается на половину своего размера после того, как мяч проламывает красную строчку и ударяется в верхний край. Кроме того, скорость мяча увеличивается в особые моменты игры: после четырёх попаданий, после двенадцати попаданий и после первого соприкосновения мяча с оранжевой и красной строчками.

Максимальное количество очков, которые может набрать игрок, составляет 896. Для этого нужно пройти два экрана кирпичей по 448 очков каждый. После очистки второго экрана мяч в игре отскакивает от пустых стен, пока игроку наконец не надоест. Дополнительных экранов нет. Однако существует секретный способ превысить ограничение в 896 очков — играть в режиме двух игроков. Если первый игрок проходит первый экран, потратив два мяча из трёх возможных, а затем сразу же позволяет мячу «утонуть» внизу экрана, его второй экран становится третьим экраном у второго игрока, что даёт возможность второму игроку набрать максимум 1344 очка (в том случае, если он сможет играть своим третьим мячом достаточно долго). После очистки третьего экрана игра заканчивается.

Tabletop-вариант автомата Breakout. Источник

Успех игры требовал продолжения: пару лет спустя была разработана игра Super Breakout. Она очень похожа по внешнему виду и игровому процессу, но при этом использовала микропроцессор, а не дискретную логику. Из этих игр вырос целый жанр, в наше время более известный под названием «Арканоид».

Breakout, запущенный на нашем музейном Atari 130XE, готов к игре

Breakout, запущенный на нашем музейном Atari 130XE, готов к игре

1977. Atari Video Computer System (VCS)

Два года работы над новой домашней приставкой дали свои плоды: в октябре 1977 года миру была представлена Atari Video Computer System (VCS), позже переименованная в Atari 2600. Для старта производства новой приставки требовались большие деньги, которых у компании просто не было. Понимая это, Нолан Бушнелл продаёт Atari Inc. компании Warner Communications — крупному игроку в индустрии развлечений — за 28 миллионов долларов.

За 199 долларов покупатель получал саму приставку, подключаемую к телевизору, два джойстика, два аналоговых пульта и картридж Combat, содержащий две игры с аркадных автоматов от Atari — Tank и Jet Fighter.

Кстати, поиграть в игры на настоящей Atari VCS (2600) можно в Яндекс Музее в Санкт-Петербурге на Невском проспекте

Кстати, поиграть в игры на настоящей Atari VCS (2600) можно в Яндекс Музее в Санкт-Петербурге на Невском проспекте

Картриджи с другими играми можно было приобрести в магазинах. Первые игры в основном были перенесены с аркадных автоматов, но затем, с ростом мастерства программистов, стали появляться целые виртуальные миры с большим количеством экранов. Уже не нужно было ходить в залы игровых автоматов, а вместо надоевшей игры можно было легко купить картридж с новой.

Atari VCS стала очень популярной, за неполный первый год продаж удалось реализовать 400 тысяч экземпляров, а за всё время жизни консоли было продано почти 30 млн штук. Правда, надо отметить, что производство 2600 продолжалось до 1991 года, итого целых 14 лет. Позавидовать такой долгой поддержке может даже PlayStation 2.

Сразу после выхода VCS Atari планировала расширять семейство приставок, но быстро растущий интерес к домашним компьютерам, вызванный появлением доступных компьютеров Altair 8080, Tandy TRS и Commodore PET, заставил подумать о выходе ещё и на компьютерный рынок.

1979. Atari 400/800, Atari Asteroids

Домашние 8-битные компьютеры Atari 400 и Atari 800 были представлены в январе 1979 года на Международной выставке потребительской электроники (CES). Продажи начались в ноябре того же года.

Atari 400 и 800 с открытыми крышками слота расширения. У этих компьютеров были женские кодовые имена — Candy и Colleen соответственно. Источник  

Atari 400 и 800 с открытыми крышками слота расширения. У этих компьютеров были женские кодовые имена — Candy и Colleen соответственно. Источник  

Изначально задумывалось, что у модели 400, как у более дешёвой, будет 4 килобайта оперативной памяти (ОЗУ), а у 800 — 8 килобайт, но дешевеющие микросхемы памяти позволили оснастить обе модели 8 килобайтами памяти. Позже количество ОЗУ моделей было увеличено. Центральным процессором стал популярный в то время MOS 6502 с тактовой частотой 1,79 МГц. Для работы с графикой и звуком использовались специализированные контроллеры, качество изображения и аудиоэффектов было заметно лучше, чем во многих компьютерах тех лет. Большую часть библиотеки программ моделей 400 и 800 составляли игры.

С игровой приставкой компьютеры роднили разъёмы (на модели 400 слот был один, а на 800 — два) для картриджей с программами, играми или модулями расширения возможностей, а также возможность подключения до четырёх джойстиков. Причём слот для картриджей расширения (правый) был доступен только на старшей модели. Он использовался в основном для расширения памяти, продолжающееся удешевление которой привело к тому, что картриджи начали устанавливать прямиком на заводе, увеличивая тем самым её объём до 48 килобайт.

Компания не забывала и про аркадный бизнес: в ноябре того же года начались продажи нового игрового автомата Asteroids — «стрелялки», где игрок должен был, управляя космическим кораблём, расстреливать астероиды и летающие тарелки. У игры были интересная и понятная игровая механика и удобное управление, из‑за чего она быстро стала бестселлером — всего было продано более 70 тысяч аркадных автоматов. Это были рекордные продажи для того времени, а Atari стала самой быстроразвивающейся компанией в американской истории.

В 1981 году Asteroids была портирована на VCS и домашние 8-битные компьютеры Atari.

Подростки наблюдают за игрой в Asteroids. Копирайт: Atari

Подростки наблюдают за игрой в Asteroids. Копирайт: Atari

Начался период, называемый «Золотым веком аркадных видеоигр», — время, когда компьютерные аркадные игры вошли в массовую культуру и стали в ней доминирующей силой.

1980. Atari Missile Command

В июле 1980 года, во время нового витка противостояния между Советским Союзом и США, был выпущен аркадный игровой автомат Atari Missile Command. Игрок, управляя противоракетными установками, должен был защитить шесть городов от вражеских баллистических ракет. 

Кстати, именно в неё играл Джон Коннор в аркадном зале в фильме «Терминатор 2». А вы можете поиграть в филиалах Яндекс Музея.

Missile Command, запущенная на нашем музейном Atari 800 XL

Missile Command, запущенная на нашем музейном Atari 800 XL

1981. Atari Centipede

Atari Centipede — классическая аркадная игра в жанре фиксированного шутера, разработанная Эдом Логгом и Доной Бейли и выпущенная на аркадных автоматах в июне 1981 года. Считается, что это одна из самых коммерчески успешных игр «Золотого века аркадных видеоигр». Также это одна из первых аркадных игр, привлёкших обширную женскую аудиторию, — возможно, потому что разработчиком игры была девушка, Дона Бейли.

Основной задачей игрока было, управляя «почти гуманоидной головой», расстреливать разных членистоногих на экране, прежде всего бегущую сороконожку, которая с каждым попаданием ускорялась. Centipede была портирована на большое количество игровых приставок и домашних компьютеров. Она появлялась даже на Xbox и Xbox 360 в коллекции аркадных игр Xbox Live. Только лишь на VCS за период с 1982 по 1983 год было продано почти полтора миллиона картриджей с этой игрой.

Аркадный автомат с игрой Centipede. ИсточникА это Centipede в Яндекс Музее

А это Centipede в Яндекс Музее

1982. Atari 5200

Пытаясь усилить борьбу с новыми конкурентами Coleco и Mattel, Atari выводит на рынок новую игровую приставку Atari 5200, основанную на схемотехнических решениях домашних компьютеров Atari 400/800. При этом 5200 была несовместима ни с ними, ни со своей предшественницей. Необычные новые контроллеры с «номеронабирателем» оказались неудобными, дизайн был непривлекательным, да и сама компания продолжала выпускать больше игр на 2600.

В то время считалось, что большой корпус придаёт технике солидность, поэтому Atari специально добавила отсек для хранения контроллеров в саму консоль. Её размеры — 33 на 38 сантиметров, это одна из самых больших консолей за всю историю. 5200, хоть и имела характеристики в разы лучше, чем у предшественницы, по уровню графики всё равно отставала от конкурентов. В 1983 году была попытка удешевить приставку и тем самым увеличить спрос, но в итоге продажи замерли на одном миллионе копий. Кстати, с выходом 5200 Atari VCS была переименована в Atari 2600.

Первая модель Atari 5200 с необычным на тот момент «номеронабирателем» на контроллере. К играм в комплекте шли специальные накладки (overlays) с подписями, какие кнопки за что отвечают. Источник

Первая модель Atari 5200 с необычным на тот момент «номеронабирателем» на контроллере. К играм в комплекте шли специальные накладки (overlays) с подписями, какие кнопки за что отвечают. Источник

1983. Крах рынка видеоигр

В Рождество 1982 года произошло событие, сильно повлиявшее на судьбу Atari и всей американской индустрии электронных развлечений в целом. Это был сильнейший коммерческий кризис, известный под названием «Крах видеоигровой индустрии» или «Atari‑шок». Всего с 1983 по 1985 год денежный оборот в этой области уменьшился с 3,2 миллиардов до 100 миллионов долларов. Надо отметить, что страны Европы и Азии пострадали намного меньше.

Причиной стало то, что Atari, зарабатывая всё больше и больше денег, стала терять контроль над рынком. Во‑первых, у консоли 2600 не было никакой проверки подлинности картриджей, а само их устройство позволяло наладить производство даже в домашних условиях. И таких «пиратских игр» становилось всё больше. Их качество зачастую было посредственным, а иногда они и вовсе не работали. Правда,  были и исключения: например, игры компании Activision, сформированной выходцами из Atari и существующей до сих пор.

Во‑вторых, произошло перенасыщение рынка. VCS существовала уже 5 лет и предлагала всё новые и новые простые аркады, никак существенно не меняя механики. К тому же появились другие консоли, такие как Mattel Intellivision и Coleco, предлагающие примерно такие же игры, пусть и с лучшей графикой. Да и выход неудачной 5200 подпортил доверие к компании.

И в‑третьих,  быстро распространялись домашние компьютеры, которые, пусть и были дороже, но имели больше функций и перезаписываемые носители, позволяющие делиться играми с товарищами.

Игра E.T. («Инопланетянин») по одноимённому фильму Стивена Спилберга. Именно ей приписывают причину краха Atari. Несколько тысяч картриджей с этой игрой были захоронены в пустыне, чтобы освободить склады. Источник

Игра E.T. («Инопланетянин») по одноимённому фильму Стивена Спилберга. Именно ей приписывают причину краха Atari. Несколько тысяч картриджей с этой игрой были захоронены в пустыне, чтобы освободить склады. Источник

1984. Atari Corporation и Atari Games

Компания Warner Communications решает избавиться от проблемного, убыточного видеоигрового бизнеса. Подразделение, занимавшееся домашними компьютерами и игровыми приставками, покупает Джек Трэмел, американский бизнесмен, основатель компании Commodore International. Так появляется компания Atari Corporation. Подразделение, разрабатывающее аркадные игровые автоматы, Warner оставляет себе и выделяет в компанию Atari Games.

Atari Inc. прекращает своё существование.

Пожалуй, самая известная игра Atari Games — «пиратский» «Тетрис». Кстати, мы недавно писали об истории этой игры в наших соцсетях. Источник

Пожалуй, самая известная игра Atari Games — «пиратский» «Тетрис». Кстати, мы недавно писали об истории этой игры в наших соцсетях. Источник

1985. Домашние компьютеры Atari XE и Atari ST

Продажи старых моделей приставок и домашних компьютеров поддерживают Atari Corporation на плаву, пока идёт разработка новых продуктов: модели XE как развития 8-битных домашних компьютеров и совершенно новой линейки 16/32-битных компьютеров ST.

Линейка XE задумывалась как доступный компьютер для стран Восточной Европы. В модели 65XE было 64 килобайта оперативной памяти, в 130XE — 128 килобайт. По сути это был всё тот же Atari 800: упрощённый, удешевлённый с точки зрения производства, но максимально набитый памятью и поддерживающий больше современной на то время периферии, такой как дисководы, принтеры и модемы. Также их дизайн был унифицирован с более продвинутой серией ST.

Atari 130XE в Музее

Atari 130XE в Музее

Линейка ST стала современником таких легендарных компьютеров, как Commodore Amiga и Apple Macintosh. Так же, как у конкурентов, в линейке ST были мощный процессор Motorola 68 000, от 512 килобайт до 4 мегабайт оперативной памяти, и операционная система с графическим интерфейсом. Особенностью ST стал MIDI‑порт, благодаря которому можно было подключать к компьютеру музыкальные инструменты и использовать его как относительно дешёвую домашнюю студию, благодаря чему компьютеры были популярны у музыкантов, а некоторые используют их до сих пор.

Atari 520ST из Яндекс Музея

Atari 520ST из Яндекс Музея

Линейка ST отставала от Amiga в графических возможностях, но Atari продолжала развивать эти компьютеры вплоть до появления Falcon 030 в 1992 году: у него были процессор 68 030, видео с палитрой на 262 144 цвета и возможность установки до 14 мегабайт ОЗУ. К сожалению, Atari из‑за финансовых проблем забросила производство компьютеров уже в 1993 году, хотя «Фалконы» ещё какое‑то время продолжали производиться в Европе под эгидой C‑Labs.

Falcon 030. Источник

1986. Atari 7800

Эту игровую приставку Atari Corp. выпустила в июне 1986 года. Модель 7800 была разработана для замены неудачной Atari 5200 и с целью возвратить Atari превосходство на рынке игровых консолей, который она делила с Nintendo и Sega. В этой системе Atari устранила все недостатки Atari 5200: вместо аналоговых джойстиков у неё были простые цифровые, а ещё она была почти полностью совместима с Atari 2600.

7800 стала первой игровой системой Atari, разработанной внешней компанией — General Computer Corporation. Систему спроектировали так, чтобы её можно было дополнить до полноценного домашнего компьютера: разработали клавиатуру, у которой к тому же был порт расширения (SIO‑порт от 8-разрядного семейства Atari) для подключения периферии, такой как привод гибких дисков или принтер.

У консоли были более скромные характеристики, чем у её предшественницы 5200, но и продавалась она по цене всего 140 долларов, что позволило почти вчетверо увеличить количество продаж. Продукт, разумеется, нельзя назвать неудачным, но он отражал медленное угасание Atari Corp. в целом.

1989. Atari Lynx

Осенью 1989 года Atari Corporation представляет первую в мире портативную игровую консоль с цветным экраном с подсветкой — Lynx. Несмотря на впечатляющие технические характеристики, заметно превосходящие возможности легендарной портативной консоли Nintendo Game Boy, она не стала популярной. Это было связано с высокой ценой, медленным выходом популярных игр, неудобством использования и большим расходом батареек.

Но что интересно, Lynx — это консоль‑амбидекстр. Это значит, что, если вам удобно держать крестовину под правой рукой, а не под левой, вы всегда можете перевернуть портативку, нажать специальную кнопку FLIP и продолжать играть. Кнопки A и B продублированы на корпусе.

Atari Lynx, первая ревизия. Источник

1993. Atari Jaguar

Atari Jaguar — ранняя домашняя приставка пятого поколения, которую Atari Corporation позиционировала как первую в мире 64-битную игровую систему. Но это было маркетинговой уловкой, потому что центральный и графический процессоры были 32-битными, а 64-разрядным являлся только графический сопроцессор.

Jaguar очень плохо продавался. Тут сказались неудобные джойстики, снова отрастившие «номеронабиратель», картридж вместо оптического диска и ограниченная библиотека игр, из которых стоящих было совсем немного. Да и с выходом Sony PlayStation оказалось, что мнимая 64-битность не даёт никакого преимущества. К тому же из‑за огромного числа процессоров и сопроцессоров для «Ягуара» было очень сложно создавать игры.

Наш музейный Atari Jaguar

Наш музейный Atari Jaguar

1998–2013. Перерождение

После неудач продуктов начала 90-x Джек Тремел и его семья стремились уйти из бизнеса электроники: в июле 1996 года Atari Corp. объединилась с JTS Inc., сформировав JTS Corp. А в марте 1998 года JTS продала бренд Atari и связанные с ним активы компании Hasbro Interactive за 5 млн долларов и переименовала в Atari Interactive.

Что интересно, в составе Hasbro присутствуют Milton Bradley и Coleco, ранее тоже выпускавшие свои игровые устройства. Однако уже в декабре 2001-го головная Hasbro сталкивается с финансовыми трудностями и продаёт своё развлекательное подразделение французской Infogrames Entertainment вместе с несколькими командами разработчиков и брендом Atari. Сама Infogrames родилась в 1983 году — в самый разгар видеоигрового кризиса, который в меньшей степени задел Европу.

Сразу после покупки остатки Atari были снова переименованы в Infogrames Interactive. Но в 2003 году Infogrames решила использовать ещё не умерший в памяти бренд и переименовала саму себя в Atari SA, а дочерние подразделения, занимающиеся играми,  были объединены под именем Atari, Inc. Напомним, что именно так называлась самая первая компания Нолана Бушнелла.

Итогом преобразований стало то, что 20 января 2013 года американские подразделения Atari SA подали заявку на признание себя банкротом, чтобы отделиться от родительской компании. Они вышли из состояния банкротства годом позже и сформировали компанию Atari Casino.

2022. 50 лет компании Atari

27 июня 2022 года бренду Atari исполнилось 50 лет. В честь этого был выпущен сборник игр Atari 50 для современных компьютеров и консолей. Сейчас Atari занимается тем, что выкупает лицензии на старые игры и перевыпускает их в новых сборниках. Хорошо это или плохо — решать вам, но, учитывая, что, по данным ретро‑энтузиастов, более 90% классических игр сейчас недоступны для рядового пользователя, подобные релизы ценны как минимум с исторической точки зрения.

68f478638594c0320f3f196e6a7cfaa9.png

Конечно же, любой человек может составить своё мнение о происходящем в компании. Кто‑то считает, что Atari уже давно мертва, кто‑то продолжает верить в неё и надеяться на возвращение бренда в стан крупных консольных игроков, но одно можно сказать точно: память о былых заслугах Atari живёт. Поэтому хочется вам напомнить, что 27 июня Atari исполнится 52 года, и это будет отличный день, чтобы поиграть в классические аркадные игры. Тем более что вы можете это сделать у нас в Яндекс Музее.

© Habrahabr.ru