Астрономы разобрались, почему галактика «Дурной глаз» так выглядит

5f42465577962f3c3a9079ba2e76fcc4.jpg

При взгляде на эту фотографию галактики М64, сделанную Хабблом, становится понятно, почему M64 больше известна как галактика «Дурной глаз». Кажется, будто она бросает зловещий взгляд из бездонного вакуума на окружающий космос, а облако пыли обрамляет её видимую периферию, словно синяк.

Но эта галактика ещё более странная, чем кажется. Её богатый водородом внешний диск вращается в противоположном направлении от внутреннего диска звёзд галактики, что намекает на различия в их происхождении.

Теперь астрономы выяснили, что водород внешнего диска происходит из меньшей по размеру, богатой газом карликовой галактики-спутника, которую M64 недавно поглотила и «упаковала» в себя. Именно материал этой меньшей галактики и затемняет окраины М64.

Это открытие может дать нам возможность заглянуть в будущее нашей собственной
Галактики Млечный Путь. Оценки массы и содержимого разорванной галактики-спутника позволяют предположить, что она была удивительно похожа на Малое Магелланово Облако — карликовую галактику-спутник Млечного Пути, которую тоже однажды ожидает поглощение.
Эти выводы, сделанные под руководством астронома Адама Смерцины из Вашингтонского университета, были приняты в журнал The Astrophysical Journal Letters и доступны на сервере препринтов arXiv.

cc93d320ecbef324a65ff0b3f4704481.jpg
Распределение звёзд в галактике М64 и вокруг неё

«Мы находим доказательства наличия эффектной оболочки и других приливных структур, указывающих на происходящее радиальное слияние на поздней стадии, — пишут исследователи. — Мы оцениваем звёздную массу галактики-прародителя в 500 миллионов солнечных масс, с металличностью [M/H] ≃ -1 — очень похоже на массу и металличность Малого Магелланова Облака».

Считается, что слияние галактик — очень важная часть их роста и эволюции. Такие события не только увеличивают массу галактики, но и наполняют её новым материалом и гравитационными взаимодействиями, которые усиливают звездообразование, поддерживая жизнь галактики новыми поколениями звёзд.

Млечный Путь сливался с другими галактиками несколько раз за свою долгую историю продолжительностью в 13,6 миллиардов лет, и мы можем наблюдать другие галактики во Вселенной на различных стадиях процесса слияния.

Исследователи использовали данные Хаббла для оценки массы и состава поглощённой галактики. У них получилось что-то около 500 миллионов солнечных масс, что сопоставимо с массой Малого Магелланова Облака, которая находится в пределах 300 млн — 1 млрд солнечных масс

Масса водородного диска вокруг М64 также составляет около 500 миллионов солнечных масс, что, по словам исследователей, согласуется с 400 миллионами солнечных масс газа в Малом Магеллановом Облаке.