Алексей Игошин (HomeApp) меняет правила игры на российском рынке недвижимости с помощью ИТ-технологий

d9ef0f6c54ef4a2f8795621be9b23697.jpg Алексей Игошин смог решить не только собственный квартирный вопрос, но и начал помогать другим. Он основал интернет-сервис, работающий в интересах арендаторов и покупателей жилья. Этим, по его мнению, HomeApp принципиально отличается от других сервисов и офлайн-агентств недвижимости.

При разработке проекта Алексей ориентировался на прогрессивный опыт зарубежных коллег как в техническом плане, так и в вопросах выбора бизнес-модели.

За год команда разработала фронтенд, а также смогла реализовать непростые алгоритмы обработки больших массивов данных, в том числе алгоритмы искусственного интеллекта. Основатель проекта считает, что команда взяла хороший темп и «делает все правильно».

Мне рассказали, что вы — выпускники американского ВУЗа, которые вернулись в Россию с этим проектом. Вы начали делать HomeApp еще будучи на Западе? Или эта идея пришла к вам после того, как вы оказались в России и увидели какие-то проблемы в области недвижимости?

Идея появилась еще в Америке. Мы с Никитой (это сооснователь компании) учились в бизнес-школе BerkeleyHaas в Калифорнии. Там есть программа обмена, которая позволяет провести полгода в Колумбийском университете. Соответственно, мне нужно было переехать в Нью-Йорк и найти себе там квартиру на полгода. Я понял, что Нью-Йорк — это та же Москва с точки зрения поведения риэлторов и риэлторских услуг.

3ca1aad8dbfa4624931218f30e71631f.JPG

Никита Жилин — сооснователь компании HomeApp

Объекты мне показывала риэлтор, которая сразу стала «впаривать» какие-то безумные квартиры в районе Гарлема по неадекватным ценам. В итоге я нашел квартиру сам, потратив сумасшедшее количество времени и немало денег на гостиницу, но бегал сам и сам все организовывал.

В Москве я сталкивался ровно с тем же самым: часто риэлторы предлагают тебе непонятно что, просят за это много денег, нередко готовы обмануть. Да и рынок в целом нельзя назвать цивилизованным. Так, в бизнес-школу я улетал первым, а жена должна была поехать на два месяца позже. Мы достаточно быстро приняли решение уезжать, и сообщили об этом хозяину съемной квартиры. Собственник отреагировал неадекватно, выселял ее, нарушая все договоренности: жена звонила и плакала, удивлялась, как такое вообще возможно…

А как вы пришли к выводу, что эта проблема имеет решение, что именно вы можете ее решить?

На год раньше меня MBA Колумбийского университета закончил человек, который основал компанию Compass.

Сейчас оценка этой компании — ~$1 миллиард. В ней работает более 800 брокеров. Сервис запущен в 2013 году.
Я видел, как они стартовали и выходили на рынок Нью-Йорка, а сейчас бизнес оценивается в $1 миллиард. Мне очень понравилась их идея «развернуть» рынок недвижимости в сторону покупателя/арендатора, создать качественный сервис за счет технологий. Я увидел, как ребята разбили город на районы, и в каждом районе Нью-Йорка у них были свои эксперты, либо люди, которых они за счет данных сделали экспертами.

Мне эта проблематика близка еще и потому, что я всю жизнь занимался разными технологиями, в том числе data science. Я понял, что это была та идея, которую я хотел бы воплотить в жизнь. Мне также понравилась мысль о том, что за счет технологий можно изменить «грязноватый» рынок недвижимости Москвы, чтобы работать риэлторами стали другие люди.

Основная идея HomeApp — замена «плохих» людей хорошими данными?

Не совсем. Первое, что мы хотим сделать, — развернуть этот рынок лицом к человеку, который ищет квартиру, сделать идеальный customer-сервис. Сейчас есть много технологических продуктов для риэлторов, для собственников жилья, но нет сервисов, которые могут облегчить жизнь потенциальному арендатору или покупателю квартиры.

Вторая задача — резко повысить эффективность работы брокеров за счет технологии анализа данных. Ведь по сути любой агент недвижимости — информационный брокер: он знает лучшие предложения, знает спрос. Он не продает кирпичи, он владеет информацией.

В мире стало появляться все больше компаний, которые стремятся сделать брокеров в разы эффективнее. В Америке есть компания Redfin, которая каждый год закрывает в четыре-пять раз больше сделок (на одного брокера в среднем), чем их конкуренты.

Оборот Redfin составляет $50+ миллионов. В компании более 200 брокеров.
Хорошо. Давайте поговорим о вашем продукте. Вы запустили веб-сервис в Москве. И пока вы работаете только в одном городе?

Да, начать решили именно с Москвы.

Как эта ситуация выглядит сейчас? Есть какие-то люди, называющие себя риэлторами, которые хотят взять с меня 100% месячной стоимости аренды и водят меня по тем квартирам, которые они хотят сдать максимально быстро. Мои интересы здесь учитываются в последнюю очередь.

Я тоже живу в Москве и снимаю квартиру. Мне абсолютно понятны все возможные проблемы с этим связанные.

Итак, вы пришли на московский рынок, собрали какое-то первичное количество данных. Что изменилось в результате для человека, который ищет себе квартиру? Стало быстрее и проще? Только быстрее? Только проще? Дешевле? В какой степени? На какие метрики удовлетворенности потребителя вы ориентируетесь? На что вы ориентируете ваших инвесторов?

Метрик достаточно много. Мы, например, считаем NPS (Net Promoter Score) по тем людям, которые заключили с нами договор и которым мы помогли найти квартиру. NPS показывает, насколько люди готовы нас рекомендовать. Всех наших клиентов мы спрашиваем, насколько понравился сервис, просим оценить сервис от 0 до 10. Наш показатель на данный момент — 9 из 10.

Измерение индекса потребительской лояльности (NPS) включает в себя несколько шагов:

1. Потребителям предлагается ответить на вопрос «Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/знакомым/коллегам?» по 10-балльной шкале, где 0 соответствует ответу «Ни в коем случае не буду рекомендовать», а 10 — «Обязательно порекомендую».
2. На основе полученных оценок все потребители разделяются на 3 группы: 9–10 баллов — сторонники (promoters) товара/бренда, 7–8 баллов — нейтральные потребители, 0–6 баллов — критики (detractors).
3. Непосредственно расчёт индекса NPS. NPS = доля сторонников — доля критиков.

Еще одна метрика — количество просмотров квартир, которое человек набирает до заключения договора с нами. В среднем по рынку ее значение составляет 4–5. У нас этот показатель находится в районе 2,5. Мы экономим человеку время. Клиенту сложно что-то понять по фотографиям, поэтому наша задача убрать из сферы поиска заведомо неподходящие ему квартиры.

102f01dd5e18465faa32393c8b10e36b.JPG

Искусственный интеллект помогает вам в отсечении фальшивых или недостоверных объявлений? Это ваше ноу-хау, ваше основное конкурентное преимущество или это просто технология, позволяющая людям, работающим с клиентами, эффективнее выполнять свою деятельность?

С точки зрения данных, наша ценность не в том, что мы используем какие-то мегасложные алгоритмы или нейронные сети. Мы постоянно отстраиваем процессы и собираем данные. Например, как происходит исключение дублирующихся объявлений из списка: обрабатывают информацию не только алгоритмы, но и люди. Ведь мы находимся не в Нью-Йорке, где есть открытые публичные проверенные данные обо всех объектах недвижимости.

Нам остается только создавать эту базу самим. После каждого показа квартиры эксперт заносит данные о ней в нашу систему. Так мы постепенно узнаем, что риэлтор собственника постоянно опаздывает. Если появляется агент-мошенник, его телефон тоже остается в базе, и далее объявления с его контактами блокируются. Мы выстраиваем все процессы по кирпичикам, чтобы качество данных становилось все выше и выше.

Мы разбили Москву на одинаковые микрорайоны с точки зрения качества домов, удаленности от метро. Поэтому теперь мы на уровне данных понимаем, насколько квартира дороже или дешевле, чем в среднем по району. На этом основании можно сделать выводы о том, насколько быстро она «уйдет».

Но повторюсь, алгоритмы не выполняют 100% работы. Хотя бы 10% нужно отдать людям. И даже после этого иногда возникают ошибки. Например, нельзя сказать, то у нас вообще нет дублей. Они есть, но их ничтожно мало.

Как давно вы работаете на московском рынке? Грубо говоря, какова дата релиза вашего продукта?

Все то, о чем я рассказываю, нельзя построить за один день. Первую версию сайта мы сделали год назад. Мобильное приложение выпустили в сентябре.

Как вы начали этот проект? С инвесторскими деньгами? Со своими деньгами? Без денег?

Сначала, когда я еще учился в бизнес-школе, — без денег. Затем мы вложили свои средства. Ну, а после этого мы привлекли около $500 000 инвестиций в seed раунде.

Ну и пока вы не пытаетесь активно привлекать средства на рынке?

Пока мы только начинаем общаться с фондами по этому поводу.

Вы уже вышли в плюс? Или в ноль? Как выглядит ваш бизнес сегодня, если бы вы рассказывали об этом аудитору, например? Сколько у вас клиентов? Какой оборот? Как вы оцениваете свою позицию на рынке Москвы?

Самые важные метрики сейчас — это NPS, как я уже говорил, скорость роста и количество сделок на одного эксперта по району.

77e7f6dac0bb4f4d8c2d1ec227084366.jpgИ как меняется значение этой метрики во времени?

Быстро растет. Нам было важно разработать качественное приложение. Например, мы создали мессенджер, который позволяет более оперативно обслуживать наших клиентов. У брокера есть возможность параллельно вести большое количество людей.

Мы очень быстро научились отсматривать все варианты и подбирать квартиры для конкретного человека. Так, мы делаем своим экспертам «тепловую карту» квартир, которые клиент уже смотрел, чтобы не рекомендовать ему то, что он уже видел.

Рынок аренды и продажи квартир очень динамичный: хорошая квартира в Москве уходит за несколько часов. Поэтому оперативность для нас критична. В сентябре количество сделок на брокера составит 3–4. И это хороший результат.

Брокеры являются штатными сотрудниками вашей компании? Или это люди, которые и так занимаются недвижимостью, но дополнительно сотрудничают с вами?

Да, это наши штатные сотрудники, которые принципиально отличаются от обычных агентов. Это люди с высшим образованием, опытом, они хотят развиваться, учиться новому, анализировать то, что происходит на рынке. Первые сотрудники, которые к нам приходили на работу, были выпускниками МГУ, как ни странно. Так получилось, что почти половина наших экспертов сейчас — студенты либо выпускники московского университета.

То есть, это люди, которые не были в прошлом связаны с рынком аренды или недвижимости?

Не всегда, но у нас совсем другой принцип работы. Мы работаем в интересах клиентов, которые ищут квартиры. Обычные риэлторы работают в интересах собственников жилья. К тому же, наши услуги и стоят намного дешевле.

Что вы думаете по поводу ЦИАНа как лидера этого рынка? Что вы думаете по поводу стартапов, которые играют на одном поле с вами?

ЦИАН — очень хорошая компания, которая очень быстро совершенствуется. Мы с ними не совсем конкуренты, у нас нет цели обойти ЦИАН.

Безусловно, я смотрю на стартапы, которые появляются на российском рынке недвижимости. Но они все разные.

Есть, например, The Locals. У них другая миссия — они помогают людям найти квартиру без посредников. Мы же хотим создать посредника, который действительно нужен людям.

Понятно. У вас есть видение того, кем вы хотите стать…

Много у вас сотрудников в компании? С точки зрения юридической организации. Насколько активно вы расширяетесь, растете?

У нас сейчас работает 35 человек.

c1471e36763249ca8ce1367488265c4f.JPG

Отдел разработки находится тоже в Москве? У вас много разработчиков? И вообще, насколько трудозатратна разработка такого продукта?

У нас непростой технический продукт, крайне сложный frontend. Backend с точки зрения данных, аналитики разрабатывать так же непросто. К тому же многие вещи мы реализовываем первыми в России.

У нас ведь не один продукт, их много. За год мы хорошо продвинулись: создали веб-сайт, мобильное приложение, отстроили всю эту «махину», которая анализирует и отсеивает данные. Я не говорю, что мы пришли к какому-то космическому результату, но та скорость, с которой мы движемся, показывает, что мы делаем все правильно.

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru