[recovery mode] Нужна ли конфиденциальность современным бизнесменам и компаниям?
«Анонимные компании и счета нужны только продажным чиновникам и преступникам!», «Честным людям нечего прятать!», «Просто выполняй закон и нечего бояться!» — вы наверняка не раз слышали подобные высказывания и даже отчасти соглашались с ними.
Тезис о том, что сокрытие информации — это прямой путь в преступники, часто выдвигают СМИ, политики, общественные деятели. Даже больше: против конфиденциальности в финансовых вопросах активно выступают ОЭСР и крупные мировые державы, прикрываясь необходимостью собирать «честные налоги» со всех и платить социальные платежи своему населению.
Платить налоги — это правильно, однако на практике бизнес встречается с серьёзным проникновением бюрократии в интересы предпринимателей. В том числе и это замедляет рост экономики и провоцирует некоторые кризисные явления. Особенно, если власти действуют неумело и неуверенно.
И хотя конфиденциальность не способна сама по себе решить все проблемы экономики, она может помочь конкретному бизнесу или человеку действовать свободнее. Далее мы рассмотрим это на примере.
В этой статье мы, во-первых, разберёмся, что такое сегодня анонимность в бизнесе. Во-вторых, оценим реальные риски конфиденциальности. В -третьих, посмотрим, в каких случаях конфиденциальность — это не блажь, а защита инвестиций и личной безопасности.
Присоединяйтесь к обсуждению темы в комментариях.
Что такое анонимность в 21 веке?
Устоялось мнение, что анонимность — это когда информация полностью закрыта ото всех. В таком понимании, конечно, анонимность выглядит опасной. Есть только некий объект, который что-то делает? Но что? Почему и как — не ясно.
Считается, что анонимность существует в мире цифровых технологий, и об этом хорошо знают многие участники сообщества. Однако даже здесь, среднестатистический пользователь уже несколько лет не может говорить о полной анонимности: практический каждый сайт может уточнить по IP место пребывания человека. Если в сеть заходить через телефон, то провайдер узнает не только время звонков, но и геолокацию, сохранит весь трафик и при желании сможет его обработать.
В бизнесе анонимность тоже присутствует, но в гораздо меньшей степени. Менее 10 лет назад, можно было создать компанию, используя водительские права (в том числе и чужие), удалённо, не предоставляя дополнительных данных. Затем открыть на такую компанию счет и спокойно перекачивать деньги куда угодно.
Сейчас даже открыть компанию просто так удастся далеко не всегда. А чтобы открыть счет разве что стриптиз станцевать не потребуется. Всю остальную информацию о вас банк имеет право получить.
И мало того, что получить: если налоговая или иной государственный орган запросит по весомому доводу эту информацию, её необходимо будет предоставить.
Больше 100 стран присоединились к автоматическому обмену налоговой информацией, а значит данные о личных и в некоторых случаях корпоративных счетах ежегодно будут попадать в руки налоговых служб.
И список стран, которые готовы к обмену, постепенно растёт. Так что с точки зрения налогов анонимность почти не осталось.
Есть и другая тенденция: регистры бенефициаров, то есть истинных владельцев компаний. С одной стороны, это инструмент защиты экономики от мошенников и преступников. Также это способ бороться с уклонениями от налогов за счет международной диверсификации.
С другой, когда информации в открытом доступе слишком много, то это отличный плацдарм для работы самих мошенников, который точно знают, к кому обратиться.
Опять же, некоторые государства после размышлений пришли к выводу, что регистры нужны, но закрытые, чтобы только те люди, которые в законном порядке имеют доступ к ней, могли работать и/или передавать её третьим лицам.
Поэтому всё чаще в профессиональных кругах говорят не об анонимности, а об конфиденциальности. Потому что конфиденциальность подразумевает конкретные правила для сохранения информации в тайне и правила, когда её можно раскрыть.
Реальные риски анонимности для экономики и бизнеса
Хотели бы вы, чтобы финансовую отчётность вашей компании читал случайный человек или конкурент? Или несогласные с политикой или решениями вашей компании активисты, находили вас и ваших близких, чтобы высказать своё недовольство?
К сожалению, доступность информации позволяет совершать неприятные вещи по отношению к конкретным людям.
Можно сколько угодно уверять себя, что меня это не коснётся, но будем честны: если ваша задача — успешный бизнес, который приносит большую прибыль и вы планомерно идёте к этой цели, то вы автоматически становитесь целью для ненависти многих людей.
Чужой успех провоцирует зависть, поэтому не удивительно, что каждая разумная звезда спорта, кино или бизнеса выстраивает вокруг себя и своих активов неприступную стену для спокойных инвестиций и развития.
Или более практичная ситуация: бывшие супруги или другие родственники, которые вдруг посчитали, что вы обязаны своим успехом им. А значит вы «обязаны» делиться и желательно в их пользу. Это особо распространенно в развитых странах, но приобретает популярность и в привычных нам широтах.
Суды, махинации, провокации — инструментарий у таких людей крайне широкий. Тем более, если они точно знают, что и где у вас лежит, потому что они зашли в Интернет и изучили данные регистра в открытом доступе.
Интересная тенденция в том, что люди, у которых ничего нет — ни денег, ни интересной жизни, будут активно сами выкладывать информацию в общий доступ и требовать того же от других. Те же, кто обеспечил себе доход и насыщенную жизнь, фильтруют то, что попадает в общий доступ.
Наверное потому, что люди достигшие результата что-то знают об ответственности за свои поступки и о том, как их действия повлияют на других.
Так почему информация о бизнесе должна становиться общественным достоянием? Пусть каждый занимается своим делом: бизнес зарабатывает и создаёт ценность, аудиторы проверяют, налоговые службы собирают налоги. А все остальные строят свою жизнь.
А какую информацию отдавать в общий доступ, пусть решает каждый сам в рамках действующего законодательства. Пока что возможность сохранить приватность частной и бизнес жизни существует — почему бы ей не воспользоваться?
Конфиденциальность, как инструмент защиты инвестиций и личной жизни
Давайте ответим сами себе на вопрос: акции какой компании сегодня наиболее выгодные для инвестиций?
Кто-то скажет Apple или другое название конкретной компании. Однако в целом, выгодность той или иной компании определяется целым перечнем факторов: цена акции, её доходность, перспективы роста, состояние компании, наличие кэша на её счетах и многое другое.
В наше свободное время каждый волен вкладывать свои деньги куда угодно. А если компания или лицо считает себя последователем капитализма, то скорее всего будет предпринята попытка вкладывать ради получения максимальной выгоды на вложенный доллар.
А теперь подумайте, как бы вы отреагировали, если бы к вам пришёл умный дяденька и вежливая тётенька и сказали, что деньги надо вкладывать не туда, куда вы считаете нужным и выгодным, а туда, куда они скажут?
Вряд ли бы вас это порадовало. Скорее всего у кого-то появились бы ассоциации с диктатурой, ограничениями и чем-то далёким от капитализма.
К сожалению, сегодня такие «рекомендации» действительно имеют место быть. Причём речь идёт не о том, что власти Японии просят японские компании поддержать экономику страны или о том, что президент России призывает бизнесменов вернуться на родину.
Нет, такими «дяденьками и тётеньками» сегодня могут быть, например, поклонники зелёной энергетики, которые требуют у пенсионных и инвестиционных фондов забрать свои инвестиции из угольной или нефтяной промышленности, потому что они наносят вред окружающей среде.
При этом фонды, которые обеспечивают будущее своих инвесторов или даже пенсионеров слушают не голос разума и строгих цифр, а прислушиваются к возмущённым голосам активистов самого разного толка. Лоббисты даже предлагают, чтобы фонды, которые имеют в активе облигации государств, занимающихся производством дешёвой энергетики при помощи «грязных» источников, давили на эти стран ради «озеленения».
Конечно, далеко не все предприниматели дойдут до уровня инвестфондов или иных крупных инвесторов. Однако стоит учитывать: безумие заразно и всегда найдётся крайний, на ком можно сорвать свой гнев. В первую очередь это те, кто отличается от толпы и люди, у которых есть больше, чем у других.
Вы можете не считать себя богатым человеком, но если вы задумались о том, чтобы инвестировать в другие компании, покупать доли, акции и иные активы, то вы уже состоятельнее большинства. А значит порция недовольства в грядущем экономическом кризисе достанется и вам.
И именно в этот момент конфиденциальность информации сыграет вам на руку:
- Если нет возможности напрямую увидеть, что вам принадлежат активы на десятки и сотни тысяч долларов;
- Если эта информация недоступна журналистам и жадным родственникам;
- Если вы спокойно можете вкладывать активы дальше, преумножая собственное состояние, а значит и комфорт, и безопасность для себя и семьи,
- то ваши руки развязаны, и вы можете действовать исходя из своих интересов.
Причём не нужно быть миллиардером, чтобы обеспечить себе надлежащий уровень жизни. Да, нужно иметь средства, чтобы создать структуру, которая защитит вашу информацию и нужны средства для инвестиций. Однако для работников IT-сферы, не говоря о владельцах среднего и крупного бизнеса, это всё посильно.
Какие существуют инструменты защиты конфиденциальности?
Во-первых, защита данных может быть заложена на уровне законодательства страны. Например, в Швейцарии или Люксембурге данные клиентов банков охраняются серьёзно. Единственное исключение — налоговый вопрос. Скрываться от налоговой и от других государственных органов везде не рекомендуется. Хотя есть страны, где даже к налоговым ошибкам относятся адекватно.
Во-вторых, сами банки и иные финансовые учреждения охраняют информацию. При этом они, разумеется, передадут её по требования властей при наличии весомых аргументов.
Далее следуют различные юридические лица и лица без формирования юридического лица, например, фонды.
Пример современной структуры для защиты конфиденциальности — холдинг в Швейцарии. Когда вы регистрируете AG (аналог закрытого АО), информация о владельцах не попадает в Регистр и хранится только у нотариуса, который оформляет документы. В общем доступе ничего нет.
Сторонний человек узнает о том, что вы владелец компании и активов внутри неё, только если вы сами об этом скажете или информацию рассекретят в связи с каким-нибудь делом в суде.
Если же ничего не нарушаете, то ваши данные о компании будут доступны: нотариусу, банку, в котором вы открыли счет, в некоторых случаях — налоговой по месту регистрации. Если же вы не хотите отчитываться перед ФНС об иностранных компаниях, то стоит задуматься о смене места жительства и получения статуса резидента в других странах.
Также можно использовать различные фонды и трасты — в них крайне важно правильно его настроить. Единственный серьёзный минус таких организаций — вы теряете прямой контроль над активами внутри. В том же холдинге в Швейцарии этого не происходит.
Заключительное слово
Анонимность или конфиденциальность — это ещё один инструмент. В современных условиях он способен дать свободу от чужого мнения, от давления со стороны шумного, но менее образованного меньшинства и ленивого большинства.
Использовать его или нет — ваш выбор. Пока что он ещё доступен, но с каждым годом становится дороже.
Если вы решите выстроить систему, которая защитит вашу личную информацию от лишних глаз, используйте помощь только проверенных профессионалов. Не становитесь зависимыми даже от них.
Удачи.
И делитесь своими мыслями в комментариях: нужна ли бизнесу, по-вашему, конфиденциальность или нет?