[Перевод] Об идеальном размере абзаца

553ed64eb16047eaa1306ab93525734f.jpg

Это Magna Carta, Великая хартия вольностей, написанная в 1215 году. В 11 веке пергамент был очень дорог, и потому документ написан мелким почерком, с маленькими межбуквенными и межстрочным интервалами. Но несмотря на старания писца придать тексту красоту, Хартия выглядит как непонятная тарабарщина, хотя и написана на средневековой латыни. Нам, привыкшим к совсем иной компоновке печатного текста, очень трудно вообще зацепиться за слова, взгляд соскальзывает со строк. Всё дело в полном отсутствии какого-либо логического дробления текста на блоки — абзацы.
Разделение текста на абзацы призвано решать три важные задачи. Во-первых, автору гораздо легче с их помощью выстроить повествование, организовать доносимые до читателей мысли и идеи. Во-вторых, абзацы дают возможность остановиться и обдумать прочитанное, отвлечься, отдохнуть. И в-третьих, наличие абзацев служит для своеобразной быстрой навигации по «контрольным» точкам, как по микроглавам. Сегодня это особенно важно, поскольку поглощение огромного количества информации в сети отучило нас от вдумчивого чтения. Мы пробегаем текст глазами, перескакиваем к разным частям, стараясь побыстрее ухватить суть.

Существует ли идеальный размер абзаца?


Ответы на этот вопрос могут быть самые разные, как вы понимаете. Очень многое зависит от того, о чём именно написано, каков носитель текста — бумажный или электронный, — в каких условиях предполагается чтение, какова целевая аудитория и т.д. Однако в среднем размер абзаца за последние 200 лет постепенно становился всё меньше.

b09bb6254ba44a97ac3e1a7fd6dfe883.png

Этот график построен по результатам анализа структуры инаугурационных посланий всех президентов США начиная с конца 18 века. По вертикали отложена средняя величина изложенных мыслей (в словах). Конечно, это не то же самое, что размер абзаца, но между этими понятиями есть определённая связь. Как видите, за прошедшие два столетия президенты стали высказываться примерно вдвое короче.

Мы не будем гадать здесь о причинах этой тенденции, оставляем выводы и предположения на ваше усмотрение. В данном случае важно лишь то, что уже длительное время человечество идёт по пути уменьшения размера логических единиц текста — абзацев, — и старается изъясняться всё более лаконично.

Например, на странице Bob Brooke«s Writers» Corner даётся такой совет:

Старайтесь ограничить размер абзаца пятью строками, а не мыслями. Если получается слишком длинно, то разделяйте на несколько абзацев.


Вот только есть один нюанс: на сайтах «пять строк» сильно различаются в зависимости от размера дисплея и его разрешения. А вот совет от Yahoo! Style Guide:

Делайте абзацы короткими. Зачастую достаточно обойтись двумя-тремя мыслями.


Дизайнеры и UX/UI- разработчики стараются сделать интерфейсы и текст как можно более удобными для восприятия, подбирая кегль, высоту строк, кернинг, контраст и прочие параметры. И здесь возникают вопросы:

  1. Должны ли эти специалисты заботиться ещё и о том, чтобы подобрать идеальные размеры абзацев? (скорее всего, большинство скажет «нет»)
  2. Должен ли «идеальный» абзац зависеть от размера и разрешения экрана? То, что комфортно читать на экране ридера или ноутбука, не обязательно будет хорошо восприниматься на смартфоне.


5a6867250e344ee4b15a5474578f8ebd.jpg

Если на экран смартфона помещается лишь один-два абзаца, то все преимущества структурирования текста сходят на нет. Возникает своеобразный эффект Магна Карты, когда текст превращается в одну сплошную «простыню».

Так как быть?


В идеальном мире, возможно, и имело бы смысл менять структуру текста для наиболее оптимального отображения на разных устройствах, создавая своеобразный «адаптивный контент». Ведь у нас же различаются требования и предпочтения при чтении стоя в метро и лёжа вечером на диване, не так ли?

Однако в реальном мире изменение структуры текста под разные дисплеи требует немало времени и сил, что в большинстве случаев ставит крест на этой идее. Но можно попробовать применять одну небольшую хитрость, которая поможет умещать больше абзацев на экранах мобильных устройств без сильного сжатия текста.

Сегодня практически во всех цифровых текстах — на сайтах, в электронных книгах — абзацы оформляются однотипно: начало выравнено по левому краю, а после абзаца делается интервал шириной в строку или чуть меньше. Именно такой формат имеют абзацы в этом посте.

Но это лишь один из возможных способов форматирования абзацев. В типографике же принято иное оформление: абзац начинается с небольшого отступа, а интервалы между абзацами не делаются.

89a84e83b8b1470cb3c7abb1146b7357.jpg

Быть может, имеет смысл использовать этот подход для отображения текстов на маленьких экранах, хотя бы на смартфонах. При выводе на большие экраны пусть всё остаётся, как есть, зато на мобильных устройствах подобное форматирование параграфов позволяет более оптимально использовать доступную площадь. Конечно, нельзя ожидать кардинального улучшения, всё-таки выигрыш будет не слишком большим. Но даже этого уже может быть достаточно, чтобы у пользователей складывалось гораздо более благоприятное восприятие. Лучше поместить на экран три абзаца, чем два.
Возможно, имеет смысл провести подробное UX-исследование на эту тему. Но всё же данная идея выглядит достаточно интересно.

А как вы считаете?

© Geektimes