[Перевод] Дизайн дискет. Краткая история легендарного предмета из 80х

h4qcwotzhmq54mbhothzbif4mew.png


В 80–90е годы дискеты были самым популярным средством для хранения и обмена информацией. Их можно назвать ностальгическими иконами ретро-эстетики того периода, которые по-прежнему не теряют своей актуальности в современном дизайне музыкальных носителей. С чего же началась их история, и в какой форме они продолжают существовать сегодня?

▍ Что вообще такое флоппи-диск?


Флоппи-диски, или просто дискеты, представляют собой внешнее устройство хранения данных, являвшееся наиболее популярным в период 80–90х. Дискеты были представлены в различных цветах, сопровождались этикетками с указанием их содержимого и выступали эдаким модным предметом обмена среди друзей.

В течение 20 лет люди использовали этот вид носителей для хранения и обмена программным обеспечением и играми. У каждого возле компьютера лежала небольшая кучка этих цветастых квадратных пластинок. С 2011 года дискеты были сняты с производства и полностью исчезли из бытового использования. Те, кто их ещё помнит, уже считают эти устройства морально устаревшими, а те, кто родился после 1990, скорее всего, никогда их в действии и не видели. Возможно, именно по этим причинам многие дизайнеры, художники и музыканты испытывают тягу к подобным ретро-образам.

Прим. пер..: в оригинале статьи приводится ошибочная информация относительно изобретения дискет:

«Идейным родителем дискет стал Йоширо Накаматсу, он же Dr. NakaMats. Согласно некоторым записям, он изобрёл эту технологию в период своего студенческого обучения в Университете Токио. Затем в течение 70-х годов Йоширо продолжил её развитие, зарегистрировав ещё серию связанных с ней патентов. Забавно, но от этого новаторского решения для хранения информации отказались ведущие японские корпорации, что вынудило учёного продать лицензию компании IBM».

В связи с этим было решено заменить эту информацию на достоверные данные с сайта IBM.


История флоппи-дисков началась в экспериментальном цехе IBM в Сан Хосе, штат Калифорния. В 1967 году небольшая команда инженеров под руководством Дэвида Л. Нобля начала разработку надёжной и недорогой системы для загрузки инструкций и установки обновлений на мейнфреймы. Эти огромные машины размером с комнату уже были оборудованы жёсткими дисками, также изобретёнными инженерами IBM, но для ввода данных и программирования люди применяли перфокарты. Изначально команда рассматривала вариант использования магнитной ленты, но затем в проекте под названием «Minnow» они переключились на гибкий майларовый диск, который вставлялся бы в механизм дисковода и вращался на шпинделе.

«Я и не представлял, насколько значительным и распространённым в итоге станет наше изобретение». — вспоминает Уоррен Л. Далзиел, ведущий инженер-создатель дисковода.


Первая дискета представляла собой 8» диск, который легко пачкался, в связи с чем разработчики поместили его в гибкий, но прочный кожух, оснащённый инновационным счищающим пыль элементом. Такое решение позволило с лёгкостью хранить и переносить дискеты.

В продажу дисководы и дискеты IBM поступили в 1971 году, а в 1972 компания получила на них патент США. Первые дискеты имели ёмкость равную 3,000 перфокарт, и IBM модифицировали свои мейнфреймы уже под их использование. На этом этапе компания отказалась от дальнейшего применения технологии перфокарт, которая аж с 1911 года являлась ключом к её успеху.

В 1976 году IBM представили рынку более компактные дискеты размером уже 5¼». А в 1981 компания Sony выпустила их 3.5» версию, которая и стала всеми излюбленным иконическим объектом 80-х. Первая модификация этой дискеты вмещала 720 КБ, но в последствии её ёмкость была расширена до 1.44МБ — именно такие диски и стали стандартом того времени. Оглядываясь в прошлое, забавно осознавать, что тогда такого объёма людям вполне хватало.

y8wosbs0rrtoumox6tfz92tlm4y.png

▍ Дискеты в игровой индустрии


В течение 80-х и большей части 90-х интернета ещё не было, в связи с чем флоппи-диски и стали столь популярным средством передачи данных между компьютерами. В течение двадцати лет они являлись повсеместно используемым предметом, символом технологичности и инноваций.

Вскоре дискеты стали очень популярны в мире видеоигр. Разработчики начали использовать их для распространения своих проектов, некоторые из которых оказались мега-успешными.

Особого внимания здесь заслуживает DOOM, который стал одной из наиболее популярных игр среди всех когда-либо выпущенных на дискетах. Сегодня она относится к редчайшим коллекционным предметам. В последствии многие игровые проекты развились в более сложные формы с более серьёзными требованиями к объёмам хранилища. Однако начиналось всё именно с дискет, которые позволили без проблем обмениваться всевозможными играми, начиная с Battlezone и заканчивая классикой 90-х вроде Prince of Persia.

71z-ljpexguxytuagy4xgqzprhk.jpeg

nvzor0lbmw3th3_j1zdzfrizhzg.jpeg

При этом дискеты также можно было использовать не только на ПК, но и на приставках, таких как легендарная Amiga, выпущенная компанией Commodore в 1985 году.

▍ Образ дискет в поп-культуре


У тех, кто родился во времена, когда дискеты ещё находились в обиходе, в сознании хранится множество связанных с ними образов и эмоций. Они очень долго являлись самым распространённым средством хранения информации и в поп-культуре 80–90х прослеживаются буквально повсюду. Первым на ум приходит фильм »Военные игры». В нём молодой Мэтью Бродерик играет компьютерного гения, который случайно чуть не развязывает ядерную войну, запустив особую игру на взломанном им суперкомпьютере министерства обороны США.

Эта тематика также была одной из наиболее актуальных в 80-е, на протяжении которых телеэкраны постоянно поддерживали напряжение, связанное с угрозой холодной войны и идеализацией технологии в совокупности с искусственным интеллектом.

▍ Прекращение производства


На дворе был 1998 год, когда Apple представили новый iMac G3 — знаменитый персональный компьютер, который продавался в 13 различных цветах. Эта модель была оснащена лишь CD-ROM и не имела дисковода, что стало первым сигналом о постепенном отходе этой технологии. Вскоре такому примеру последовала и компания Dell, которая в то время задавала тренды в технологической индустрии. Окончательно же сия история завершается в марте 2011 года, когда Sony объявили о прекращении выпуска дискет, на смену которым пришли не только CD-ROM, но также жёсткие диски и USB-накопители.

Тем не менее благодаря тому, что они занимали ведущую роль в начале эпохи всеобщей компьютеризации, дискеты стали иконическим образом для устройств хранения данных. Причём местами в буквальном смысле — ведь они всё ещё встречаются в современных операционных системах в виде иконок сохранения (кому интересно почитать о старых спорах вокруг скевоморфного дизайна, рекомендую статью «Skeuomorphism»).

▍ Эстетика дискет — новая волна в музыкальном дизайне и графике


Как уже было сказано, дискеты в течение более двух десятилетий являлись повсеместным инструментом передачи данных. Будучи одним из поистине крутых предметов, они до сих пор вдохновляют собой немало дизайнерских работ. Многие художники ценят их ретро-мотив, особенно в музыкальной индустрии.

Малоизвестные музыкальные лейблы и поджанры вроде Vaporwave используют в своём творчестве образы дискет. Некоторые же идут ещё дальше и создают целые лейблы флоппи-дисков, выпуская музыку на реальных дискетах. Эта новая волна ностальгического творчества и эстетики флоппи-дисков доставляет нам особое удовольствие, что подтолкнуло нас собрать любимые работы от талантливых артистов, представленные ниже.

Фото дискет


▍ Ваш черёд


48boxo46orkckbshc2jcociwmli.png

Если вам интересно поиграться с дизайном дискет, для этого есть прекрасная возможность. Мы создали в Photoshop бесплатный макет флоппи-дисков, который вы можете попробовать подстроить под собственные творческие нужды. Если же вы чувствуете в подобном дискетном дизайне потенциал или планируете создать нечто дискетообразное, то рекомендуем обратить внимание на наш набор макетов дискет, в котором есть 8 отпадных шаблонов этикеток, а также изображения пластиковых кожухов дискет и эффекты рваной бумаги.

В этом наборе реализованы все необходимые основы, и вам остаётся лишь вписать в него собственные дизайнерские наработки. Желаем творческих успехов!

Конкурс статей от RUVDS.COM. Три денежные номинации. Главный приз — 100 000 рублей.

sz7jpfj8i1pa6ocj-eia09dev4q.png

© Habrahabr.ru