[Перевод] Библиотеки в 2027 году
Я часто хожу в библиотеки, и во время своего последнего посещения вдруг задумался: как они могли бы выглядеть спустя 10 лет? Отмотав время на 20 лет назад, когда впервые пришел в библиотеку, я поразмыслил о том опыте и решил на его основе представить, какими станут библиотеки через 10 лет, в 2027 году.
Середина девяностых
Впервые я пришёл в библиотеку в 1994 году. Каталогом тогда служил зеленый текстовый терминал, а во многих книгах все еще оставались бумажные вкладыши для проштамповки. Библиотека была местом для тихих занятий и исследований.
Традиционно библиотеки предоставляли доступ к информационным ресурсам. Книги, кассеты и микрофильмы были главными устройствами хранения информации. Мы могли взять их в библиотеке или воспользоваться ими там же, с помощью библиотекаря.
Потом стали появляться новые носители, я начал брать CD с музыкой и играми. К середине нулевых в библиотеках был уже огромный выбор. Модель оставалась традиционной, но с гораздо большим разнообразием информации и её носителей.
Середина нулевых
Примерно в это время библиотеки Окленда представили объединенный веб-каталог, и это была революция.
Новый каталог гораздо лучше отражал всё разнообразие услуг и ресурсов, которыми располагали библиотеки. Но гораздо важнее была возможность заказать книгу (или другой носитель) онлайн и получить ее в ближайшей к вам библиотеке.
Я начал пользоваться ими еще больше, заказывая что-нибудь (книгу, CD, DVD) каждую неделю. Появлялись новые носители, например, электронные книги, а старые — такие как аудиокассеты — уходили в небытие.
Из-за распространения интернета к концу этого десятилетия электронные носители стали устаревать, а в библиотеках появился бесплатный Wi-Fi.
Кроме того, библиотеки стали предлагать больше услуг. Например, сегодня в библиотеках проводится множество мероприятий. Появилось самообслуживание. В целом модель осталась традиционной, но расширилась с появлением новых технологий и сервисов.
2017
Я считаю, что современная библиотека должна иметь:
- Собственное помещение и персонал (библиотекарей)
- Большую коллекцию книг и других носителей информации
- Онлайн-каталог
- Бесплатный Wi-Fi, возможность копировать, печатать и сканировать документы
- Также в библиотеках должны проводиться образовательные и социальные мероприятия для детей и взрослых
- Ещё в библиотеках начали появляться «мастерские», в которых люди могут собраться, чтобы поделиться идеями и поработать над своими DIY-проектами
Во время поездки в Мельбурн у меня было свободное время, которое я решил провести в паре местных библиотек. Там мне удалось попробовать две новые услуги.
Во-первых, можно было взять iPad. С появлением бесплатного Wi-Fi, интернет стал одним из источников информации, которым вы можете свободно пользоваться в библиотеке, поэтому неудивительно, что там появляются современные устройства для доступа к информации.
Во-вторых, там была игровая зона с видеоиграми (PlayStation) и настольными играми. Отличная возможность для развлечения в одиночестве или с другими людьми. Мне очень понравились оба сервиса, и я уверен, что в будущем они появятся во всех библиотеках.
Библиотеки также предоставляют множество других услуг, например, доступ к местным краеведческим архивам или помощь в проведении исследований. Но с точки зрения постоянных посетителей всё это разнообразие превращается в базовый набор услуг: тех, что я ожидаю от современной библиотеки.
2027
С учетом этого базового уровня, давайте перенесемся на 10 лет в будущее и зададимся вопросом: останутся ли в 2027 году оффлайн-библиотеки в виде зданий из кирпича и бетона?
Я думаю, что да. Библиотеки остались актуальными на протяжении двух десятилетий, сопровождаемых фундаментальными технологическими переменами. Они продолжат развиваться, отвечая на новые запросы и используя новые технологии.
Согласно моим наблюдениям, могу сказать, что изменения не будут внезапными и взрывными. Библиотеки всегда развивались постепенно, у них нет потребности/возможности в радикальной смене курса. Наоборот, это будет эволюционное движение, с медленной сменой парадигмы.
Чтобы понять, в чем ценность библиотек лично для меня, я задался тремя вопросами.
- Почему я пользовался библиотеками в прошлом?
- Почему я буду пользоваться ими в будущем?
- Как изменилась их ценность с точки зрения клиента?
В рамках традиционной модели предоставления доступа к информационным ресурсам, библиотеки были местом, где можно было заниматься исследованиями, обращаться к первоисточникам и получать знания.
Есть так называемая пирамида DIKW (data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — это информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определенные свойства к предыдущему уровню. То есть для того, чтобы получить информацию, вам нужны данные, а чтобы получить знания, вам нужна информация, и так далее.
Изначально библиотеки были источником первых трех уровней пирамиды. Но с начала нового тысячелетия два нижних уровня — данные и информация — перешли в интернет. Теперь мы получаем там все данные и информацию.
Мне кажется, что главная ценность библиотеки лежит именно в сфере знания. Из места, где можно учиться, она превратилась в место для изучения.
Чем «учить» отличается от «изучать»? Я думаю так:
- Учить — искать информацию, читать, запоминать факты, ходить в школу и так далее с целью получить сведения о предмете
- Изучать — получать знания или навыки учась, упражняясь, перенимая их у кого-то или приобретая в процессе практических занятий
Пространства, которые позволяют людям изучать что-то и при этом взаимодействовать, становятся всё доступнее. Хорошим примером являются мастерские и связанные с ними учебные мероприятия.
Кроме того, из-за тенденции к самообслуживанию автоматизируются многие задачи, для которых раньше требовалась помощь библиотекаря: такие как поиск книг, использование принтера, размен монет.
Парадокс в том, что библиотека перестала быть посредником между человеком и информацией, но сохранила дух посредничества, перенося его во взаимодействие с людьми. Она становится местом для изучения и общения, становится средством достижения этой цели.
Если представить эти изменения в виде диаграммы, думаю, к 2027 году библиотеки будут находиться где-то в районе середины голубой стрелки.
В 2027 году библиотеки будут предлагать аналогичный базовый набор услуг, конечно, отвечая развитию технологий: беспроводные принтеры, модернизированная служба доставки и пунктов приема в виде микро-библиотек и киосков.
К 2027 году искусственный интеллект, боты Google и Amazon станут настолько умными, что ответ на любой наш вопрос будет всего в одном клике. А может быть сразу будет закачан нам в голову с помощью множества датчиков и уведомлений.
По мере того, как уходит старая ценность библиотек — доступ к информации, — основной конкурентной стратегией становится видоизменение.
Библиотеки должны измениться. Они должны предложить то, чего не могут предложить их огромные и хорошо продуманные онлайн-конкуренты. Для этого им нужно использовать свой ключевой актив — помещения — и победить, предоставив людям больше возможностей для изучения и общения.
Нужно будет перестать быть просто информационным складом, став вместо этого местом для взаимодействия людей друг с другом. К тому же взаимодействие не ограничивается разговорами, можно использовать книги, игрушки, игры, музыкальные инструменты, электронику.
Я думаю, что в библиотеке 2027 года будет меньше носителей, которые вы сможете взять домой. Большую часть информации можно будет найти в онлайн-каталоге, а в библиотеках будут выставлены только избранные экземпляры, что позволит им освободить пространство.
Эти экземпляры, например, популярные литературные новинки, может выбрать библиотекарь или, что более вероятно, алгоритм интеллектуального анализа данных. Всё остальное можно хранить где-либо еще и привозить по запросу.
Будет секция специализированных сервисов, таких как исследования и архивы. Останется несколько традиционных рабочих мест или столов, но большая часть пространства будет свободной зоной для различных активностей.
Посетители смогут использовать пространство как хотят — играть в игры, смотреть видео по Wi-Fi, паять электронику или даже практиковаться в игре на ударных в звуконепроницаемом ограждении. Кто-то может проводить групповое обучение. Подающий надежды пианист мог бы наигрывать на стоящем в углу пианино — вот вам и живая музыка. Более того, в библиотеке может быть пространство под открытым небом для активного отдыха. Короче говоря, библиотека будет площадкой для общественного взаимодействия.
К 2027 году помещения, которые занимают библиотеки, станут ценнее и привлекательнее, чем их коллекции.
Уже сегодня библиотеки позволяют не только пользоваться своими коллекциями, но и взаимодействовать с сообществом. Я вижу, что эти перемены будут продолжаться, и в будущем мы сможем использовать для своих целей книжные коллекции, друг друга, всё сообщество целиком и, конечно, помещения библиотек.
Библиотеки могут быть полностью интегрированы в общественное пространство — представьте себе библиотеку в аэропорту или на вокзале. А могут и частично — например, когда есть основное здание и несколько киосков в местах скопления людей, чтобы у клиентов был удобный способ вернуть книги.
Архитектура — еще одна зона роста для библиотек. В старинных городах они обычно занимают объекты архитектурного наследия. А новые библиотеки строятся в современном стиле, с использованием новейших подходов, таких как экологичное отопление, вторичное использование воды, и так далее.
Когда открывалась моя библиотека, её визитной карточкой был эко-дизайн, который пятнадцать лет назад был совершенно в новинку для общественных мест. А библиотеки, размещенные в исторических зданиях, могут стать значимыми достопримечательностями для города. Они даже могут привлекать туристов. У новых или отреставрированных библиотек есть прекрасная возможность стать образцами современной, передовой архитектуры.
Историческое — или наоборот, современное, футуристическое пространство библиотеки может само по себе стать её ценностным предложением.
«Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем», — Нильс Бор.
Это лишь одна из версий возможного развития событий. Реальность, конечно, будет отличаться для каждого города и страны, и будет зависеть от выбранной библиотекой модели сервиса, особенностей местного сообщества и взглядов местной власти.
Напоследок
Будущее библиотек во многих отношениях сводится к пространству и времени. Библиотеки станут местом для активностей, сочетающих в себе досуг и обучение. Библиотеки повысят собственную ценность, предоставляя возможности для взаимодействия и проведения свободного времени с пользой.
Независимо от того, каким окажется будущее, чтобы остаться на плаву в 2027 году, руководство успешно развивающейся библиотеки должно мыслить стратегически, предугадывать будущее и обеспечивать хорошее обслуживание. Эти проверенные временем правила никогда не изменятся.